Файл: Понятие «предпринимательство» и функции предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 4
ВВЕДЕНИЕ
Все люди гордятся, когда делают что-то сами и особенно приятно, когда это получается лучше всех, а ещё приятнее, когда это ещё и прибыльно. Благодаря таким мыслям,стремлениям,умениям управлять,ставить перед собой цель и организаторским способностям стало зарождаться предпринимательство. Постепенно оно стало развиваться,разширяться и приняло более обширный характер, что не могло не сыграть очень важную роль в развитии многих стран и государств, в том числе и Российской Федерации.
Чтобы понять «различия» предпринимательства нелбходимо рассмотреть ее виды.
Так как предпринимательство одна из форм общественных отношений, которая способствует повышению морального, материального, духовного потенциала, нам необходимо рассмотреть его как социально-экономический феномен. Ведь он создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого человека, а также ведет к объединению народов, наций и стран. Исходя из вышеперечисленного мы должны понимать, что предпринимательство играет не малую роль в развитии и фугкциональности экономики, поэтому рыночная экономика максимально способствует развитию предпринимательской деятельности. А для того, чтобы понять это мы рассмотрим исторические взгляды на функции предпринимательства более детально.Необходимо так же отметить, что у любого предмета есть свои функции, которая она выполняет,поэтому так же необходимо рассмотреть основные функции предпринимательсокй деятельности на сегодняшний день.
Исходя из всего вышеизложенного цель данной курсовой работы понять, что такое предпринимательство, рассмотреть его историю и понять какие основных функции у предпринимательской деятельности.
1. Понятие предпринимательства
В настоящее время предпринимвтелем может стать любой гражданин страны,который является дееспособным и достигший совершеннолетия,т.е. восемнадцатилетия. На данный момент нет четкого определения,что же на самом деле обозначает «предпринимательство»,поэтому рассмотрим несколько опрделений и обозначим самое подходящее.
Когда рассматриваешь определение предпринимательство,нужно принимать во внимание,что его его нужно рассматривать с трех ракурсов: предпринимательство как общественное явление; предпринимательство как явление экономическое; и, наконец, предпринимательство как проявление личности человека. В основе всего этого лежат многочисленные функции предпринимательства, возможности реализации целей,которые способствуют развитию многих сфер деятельности общества и их продвижению вне зависимости от их уровня развития на данном этапе. Исхояд из вышеперечисленного становится понятно, что предпринимательство – это многофункциональное явление: это и форма, и способ организации экономических действий (бизнеса); это и определенная социальная роль, статус и совокупность личностных свойств, качеств, характеристик, знаний, умений и навыков предприимчивого человека, которые воплощается в соответствующем социальном поведении, и реализуются в специфической социальной функции, во многом определяя отношения человека к его референтной группе, и отношения различных групп как таковых друг к другу; это и образ, способ, форма жизнедеятельности для некоторых этнических групп (этническое предпринимательство).
Через его социальную функцию предпринимательство можно определить как деятельность, направленную на организацию и управление процессами производства и обмена благами-ресурсами в обществе, осуществляемая с целью минимизации разницы между ограниченностью этих благ-ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества, с одной стороны, и постоянно возрастающими потребностями общества в этих благах – с другой.
Другими словами, предпринимательскую деятельность можно охарактеризовать как процесс организации и осуществления постоянного, устойчивого, возобновляемого воспроизводства товаров и услуг, необходимых для удовлетворения различных потребностей общества и получения прибыли.[1]
Внутрифирменная функция предпринимательства в основе своей определяет осуществление всей совокупности отношений с внешним и с внутренним окружением, которое в свою очередь сформировано в рамках предпринимательской деятельности,которое обеспечивает эффективное функционирование всех звеньев организационно-экономической единицы – фирмы с целью достижения эффективной разницы между получаемой прибылью и затратами,что в конечном итоге определяет прибыль организации.
Приведенные выше определения достаточно четко формулируют и поясняют две основные функции предпринимательства, которые осуществляются им в обществе: а) организацию и управление этими процессами; б) производство и реализация материальных и духовных благ в обществе. Первое положение отражает коммуникативно-управленческие аспекты предпринимательской деятельности, которые уже сами по себе являются центральным основание социального бытия.
Другой, важнейшей социальной функцией предпринимателя, как мы это уже рассмотрели выше, выступает функция предпринимателя как работодателя. Предприниматель, который обеспечивает себя и других людей трудом,а точнее работой. Предприятие,фирма, которые созданны предпринимателем, становятся важнейшим социальным механизмом организации и воспроизводства трудовой деятельности людей в обществе, воспроизводства и развития их жизнедеятельности, как в экономическом, так и в социально-личностном плане, что в свою очередь становиться необходимым конструктивным фактором функционирования экономической системы, например, одним из оснований стабильности законов спроса и предложения.
Через эту функцию предпринимательство можно понять весь механизм ,опеределяющий как работодатель обеспечивает работников трудовой деятельностью,каким способом он это обеспечивает, суть построения управления и благодаря чему получается заработок или прибыль.
Следующий важнейший социальный аспект предпринимательской деятельности – это социальный статус предпринимателя. Это одна из немаловажных функций деятельности предпринимательства,ведь она обеспечивает взаимодействие с другими представительствами общества,таикми как государство,тем самым показывает свою значимость в его роли и особо отношение к ним. Это все выражается в определении его неординарности, различии между другими организациями (предпринимателями), возможности проявления личностных характеристик и качеств, при этом незабывая и утверждаясь в социально-экономическом статусе в обществе.
Исхояд из представленных выше рассуждениях, мы можем рискнуть и объединить самые важные из них характеристики предпринимательства в одном определении:
Предпринимательство – это:[2]
·деятельность индивида или группы, связанная с организацией и управлением процессами производства и обмена материальными и духовными благами в обществе;
·деятельность, осуществляемая для получения выгоды планируемой формы (денежная, материальная или любая другая форма выгоды);
·деятельность, активизирующая трудовые ресурсы общества путем привлечения наемного труда;
·деятельность, формирующая специфические отношения между предпринимателем и его внешним и внутренним окружением, обуславливающие его социальный статус и роль;
·деятельность, осуществляемая в условиях риска и неопределенности;
·деятельность, имеющая творческий характер, реализующийся в поиске новых рыночных возможностей и эффективной организации факторов производства,
·деятельность, связанная с созданием организационно-экономической единицы – фирмы, предприятия.
Жирным шрифтом выделена базовая (основная) функция-характеристика предпринимательской деятельности, все нижеследующие функции-характеристики – это производные от первой, хотя не стоит забывать, что в динамике деятельности предпринимателя, они обладают определенной самостоятельностью. Исходя их этого, можно заключить, что производные функции-характеристики, которые в свою очередь формируют описательную часть определения предпринимательства, они в большей мере охватывает только внешние ключевые проявления данного феномена. В следствии чего, базовая функция-характеристика, в силу того, что отражает его сущностные, главные свойства и признаки, формирует основание сущностного определения предпринимательства.
Подводя итоги вышеперечисленного важно обратить внимание на ключевые факторы эффективного развития предпринимательства. Основной тезис здесь таков: предпринимательская деятельность будет социально значимой и эффективной только в случае сравнительно гармоничного взаимодействия различных социально-экономических, правовых, государственных, культурных, политических, этноконфессиональных аспектов существования общества.
Основные закономерности и взаимосвязи экономического и социального развития, с одной стороны, и социальный механизм детерминации развития экономики – с другой, функционируют и реализуются на разных уровнях общественной структуры. На каждом из этих уровней функционируют специфические группы, осуществляются особые виды деятельности и поведения, которые соответственно регулируются различными нормативно–ценностными комплексами и соответствующей законодательной базой. Это определяет специфику функционирования многих частных социальных механизмов, осуществляющихся на разных уровнях территориальной и организационной структур экономики, в совокупности определяющих и механизмы общественного развития в целом.[3]
Исходя из этого можно сделать следующие выводы и опеределения: уровень развития предпринимательва и его эффективность напрямую зависят от проявленных организационно-творческих деятельснотей предпринимателя, возможности его свободно саморазвиваться и двигаться, законодательного регулирования деятельности и экономических возможностей предприятия.
Наличие свободы и ограниченность принуждения создают такие предпосылки развития экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности, которые определяют как можно полное выражение и удовлетворение социально-экономическими субъектами своих интересов и потребностей (как со стороны предпринимателей, так и покупателей и потребителей, что хорошо можно наблюдать на примере взаимодействия законов спроса и предложения). Законодательная же регуляция принципа свободы выражения и удовлетворения интересов и потребностей позволяет находить для этого социально адекватные и приемлемые способы.
Исходя из наличия этих двух основных принципов, специфика предпринимательской деятельности как социально-экономического феномена также определяется: деятельностью государства в отношении предпринимательства и предпринимателей; оценкой предпринимательства и предпринимателей со стороны общественных групп и каждого гражданина в отдельности; этической составляющей предпринимательской деятельности, понимаемой в качестве регулирующего ее механизма; устойчивостью и спецификой мотивации предпринимателей, которая, прежде всего, зависит от перспективности предпринимательства как одного из значимых для общества видов деятельности; доступом к ресурсам, в первую очередь финансовым и правовым; доступом к рынкам, и их открытостью, что во многом обусловлено внутренней и внешней политикой государства.
2. Виды предпринимательства
Предпринимательская деятельность в разных областях экономики отличается по форме и по содержанию операций и способам их осуществления. У предпринимателя есть возможность самому производить товары и услуги, имея при этом только факторы производства. Также он может покупать готовые товары с целью перепродажи их потребителю. В конце концов, предприниматель только может сводить производителей с потребителями и продавцов с покупателями. В зависимости из чего состоит и на что направлена предпринимательская деятельность, различают несколько видов предпринимательства:
1. Производственное. Предпринимательская деятельность называется производственной - если предприниматель производящий продукцию, товары, услуги, информацию для последующей реализации потребителю, использует при этом в качестве факторов орудия и предметы труда. Производственное предпринимательство это создание любого продукта, который будет полезным, который необходим потребителям, который также имеет способность быть проданным или обменянным на другие товары или услуги. Итак, все виды товаров, услуг и работ для некоторых потребителей производятся производственными предпринимателями. Этот вид предпринимательства имел, имеет и будет иметь очень высокие экономические показатели благодаря тому что население будет всегда нуждаться в продукции и услугах.
2.Коммерческое. Предприниматель лично выступает в роли продавца, продающего готовые товары, которые были приобретены им у других лиц, потребителю. Особенностью торгового предпринимательства являются экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг. Все виды деятельности, которые относятся к обмену товара на деньги, охватывает коммерческое предпринимательство.
3.Финансовое предпринимательство является особой формой коммерческого предпринимательства, в котором предприниматель продает либо предоставляет в кредит покупателю, валютные ценности, деньги и ценные бумаги. Наряду с этим имеется в виду не только покупка, либо продажа иностранной валюты, а непредвиденные операции, которые охватывают все операции с деньгами, другими видами денежных средств, ценными бумагами. Данный вид предпринимательства относиться к самым сложным видам этой сферы деятельности. Для того чтобы организовать финансово-кредитное предпринимательство, образуются системы организаций например: коммерческие банки.