Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Теоретические подходы к изучению проявлений стресса).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические подходы к изучению проявлений стресса
1.1. Подходы к изучению стресса и острых стрессовых реакций
1.3. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности
2. Анализ проявления профессионального стресса мужчин и женщин, занимающих руководящие должности
2.1. Цели, задачи и организация исследования
2.2. Анализ гендерных различий проявлений профессионального стресса
2.3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности
5. Знание собственной индивидуальности и использование ее особенностей в профессиональной жизнедеятельности;
6. Освоение индивидуальной системы адекватных способов преодоления негативных состояний.
Психопрофилактическая работа при синдроме эмоционального выгорания по мнению К. Кондо может осуществляться с помощью двух видов терапии: работе с лицами, подверженными данному синдрому и смягчение действия организационного фактора[32].
На основе вышеизложенного анализа можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития психологической науки имеется множество подходов к понимаю синдрома эмоционального выгорания. Симптоматическое развитие данного синдрома происходит поэтапно, оказывая пагубное влияние на психическое и физическое здоровье личности, нарушает также процесс ее профессиональной самореализации и проводит к ее деформации. В настоящий момент существует значительное количество методов психопрофилактики синдрома эмоционального выгорания, однако, основным их содержанием является опора на комплекс мероприятий, охватывающих личностный, организационный, социальный аспекты жизнедеятельности личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического поиска, анализа литературных источников установлена неоднородность подхода в трактовке проблемы стресса и его проявлений. Психологический стресс выступает системным свойством личности, объединяет в себе совокупность способностей и психолого-динамических характеристик разного уровня и степени проявлений. Одной из сторон формирования стресса является не только личностная сфера, но и формирование процессуальной составляющей деятельности, освоение умений, знаний, навыков в рамках выбранной сферы занятости. Одной из основных характеристик этого процесса является готовность к изменениям мира и своих представлений личности в рамках Я-концепции. В рамках акмеологии, саморегуляция личности профессионала понимается как система взаимосвязанных условий, влияющих на дальнейшее развитие и улучшение функционирования в рамках социальной среды, так и в рамках частных человеческих отношений. В процессе формирования позитивных стратегий саморегуляции значимым является формирование готовности личности к изменениям, целенаправленное планирование, прогнозирование своих возможных достижений, с учетом изменений окружающей среды, социально-психологических условий функционирования профессионала в рамках конкретно взятой организации, коллектива.
Анализ результатов исследования гендерных различий в проявлении стресса позволил выявить общую тенденцию проявления профессионального стресса у женщин и мужчин в зависимости от возраста. Установлены специфические различия стресса у руководителей и рядовых сотрудников как женского, так и мужского пола. Результаты исследования частично отражают различия индивидуально-психологических особенностей в поведении мужчин и женщин в стрессовых ситуациях. Полученные данные могут быть применены для дальнейшего более детального изучения особенностей стресс-преодолевающего поведения личности: для выявления гендерных различий, психологических ресурсов преодоления стресса, основных стресс-факторов различных сфер деятельности, а также для профессиональной диагностики психологического здоровья, коррекционной работы, развития необходимых навыков и предупреждения таких личностных (поведенческих) состояний как хроническая усталость, синдром выгорания и др.
Женщины по сравнению с мужчинами в большей степени проявляют активность в деятельности. Данная тенденция может характеризовать поведение женщин с позиции активности личности, стимулирования мотивационной составляющей, повышения личностной значимости выполняемой деятельности, что соответственно повышает мобилизационные механизмы работоспособности, профилактически воздействуя на симптомы и негативные аспекты проявления организационного стресса.
В результате сформулированы рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Ахвердова О.А., Козлова Э.М. Психология стресса / О. А. Ахвердова, Э. М. Козлова. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. - 357 с.
- Беляев А.В. Опыт организации экстренной психологической помощи с учетом региональных особенностей на примере ЧС, связанной с сейсмическими событиями в Республике Тыва // Проблемы психологических последствий, связанных с радиационными авариями и другими чрезвычайными ситуациями. - 2015. - №. 5. – С. 67.
- Бодров В.А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2011. - 352 с.
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2012. - 528 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. - М.: Наука, 1996. – 322 с.
- Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. — СПб.: Питер, 2012. — 336 с.
- Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья. – 2013. - № 4. – С. 67.
- Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде / С. В. Касл. - М.: Радикс, 1995. – 433 с.
- Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. - М.: Наука, 1983. - 928 с.
- Кокс Т., Маккей К. Трансактный подход к изучению стресса / Т. Кокс, К. Маккей. -М.: Радикс, 1995. – 288 с.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус. - Л.: «Медицина», 1970. – 566 с.
- Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2012. - №3. – С. 90.
- Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая теория личности / А. Лэнге. - М., 2013. – 322 с.
- Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).
- Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. - 672 с.
- Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2011. - № 1. - С. 76-97.
- Салогуб А.М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 459-461.
- Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Наука, 1978. - 112 с.
- Серебрякова Т.А. Психология стресса: учебное пособие / Т. А. Серебрякова. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2012. - 143 с.
- Ткач М.В. Оказание психологической помощи населению Донбасса в период вооруженного конфликта и в восстановительный период// Проблемы психологических последствий, связанных с радиационными авариями и другими чрезвычайными ситуациями. - 2015. -№ 3. - С. 90.
- Филиппова М.В. Опыт оказания экстренной психологической помощи в полевых условиях в составе мобильного госпиталя пострадавшим в результате землетрясения в Республике Гаити в 2010 г.// Проблемы психологических последствий, связанных с радиационными авариями и другими чрезвычайными ситуациями. - 2015. - №. 5. – С. 77.
- Филлипова М.В. Культурно-этническая принадлежность как фактор регуляции поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях//Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2015. №. 2. - С.128-133.
- Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. – 322 с.
- Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Ю. С. Шойгу. - М.: Смысл, 2012. - 319 с.
- Шойгу Ю.С., Павлова М.В. Культурно-специфические и культурнонеспецифические реакции пострадавших в чрезвычайных ситуациях // Вести. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2014. - № 1. - С. 300-306.
- Шойгу Ю.С., Пыжьянова Л.Г., Портнова Ю.М. Особенности организации и оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 3(19). - С. 67-73.
- Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал прикладной психологии. - 2008. - № 2. - С.17-22.
-
Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Наука, 1978. – С. 78. ↑
-
Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2012. - №3. – С. 90. ↑
-
Серебрякова Т.А. Психология стресса: учебное пособие / Т. А. Серебрякова. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2012. –С. 43. ↑
-
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус. - Л.: «Медицина», 1970. – С. 78. ↑
-
Кокс Т., Маккей К. Трансактный подход к изучению стресса / Т. Кокс, К. Маккей. -М.: Радикс, 1995. – С. 43. ↑
-
Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2012. - №3. – С. 90. ↑
-
Ахвердова О.А., Козлова Э.М. Психология стресса / О. А. Ахвердова, Э. М. Козлова. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. - С. 33. ↑
-
Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. – С. 50. ↑
-
Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья. – 2013. - № 4. – С. 67. ↑
-
Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. — СПб.: Питер, 2012. — С. 88. ↑
-
Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Ю. С. Шойгу. - М.: Смысл, 2012. – С. 54. ↑
-
Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). ↑
-
Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2011. - № 1. - С. 76-97. ↑
-
Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2012. - №3. – С. 90. ↑
-
Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая теория личности / А. Лэнге. - М., 2013. – С. 76. ↑
-
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2012. - С. 43. ↑
-
Шойгу Ю.С., Пыжьянова Л.Г., Портнова Ю.М. Особенности организации и оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 3(19). - С. 67-73. ↑
-
Филлипова М.В. Культурно-этническая принадлежность как фактор регуляции поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях//Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2015. №. 2. - С.128-133. ↑
-
Ткач М.В. Оказание психологической помощи населению Донбасса в период вооруженного конфликта и в восстановительный период// Проблемы психологических последствий, связанных с радиационными авариями и другими чрезвычайными ситуациями. - 2015. -№ 3. - С. 90. ↑
-
Филиппова М.В. Опыт оказания экстренной психологической помощи в полевых условиях в составе мобильного госпиталя пострадавшим в результате землетрясения в Республике Гаити в 2010 г.// Проблемы психологических последствий, связанных с радиационными авариями и другими чрезвычайными ситуациями. - 2015. - №. 5. – С. 77. ↑
-
Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал прикладной психологии. - 2008. - № 2. - С.17-22. ↑
-
Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. - С. 22. ↑
-
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. - М.: Наука, 1983. - 928 с. ↑
-
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. - М.: Наука, 1996. – С. 78. ↑
-
Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. – С. 76. ↑
-
Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Наука, 1978. – С. 55. ↑
-
Бодров В.А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2011. - С. 43. ↑
-
Беляев А.В. Опыт организации экстренной психологической помощи с учетом региональных особенностей на примере ЧС, связанной с сейсмическими событиями в Республике Тыва // Проблемы психологических последствий, связанных с радиационными авариями и другими чрезвычайными ситуациями. - 2015. - №. 5. – С. 67. ↑
-
Салогуб А.М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 459-461. ↑
-
Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде / С. В. Касл. - М.: Радикс, 1995. – С. 44. ↑
-
Салогуб А.М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 459-461. ↑
-
Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2012. - №3. – С. 90. ↑