Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Теоретические основы банкротства по российскому законодательству).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае, если обстоятельства, послужившие ухудшению финансового положения кредитной организации, не устранены, в течение десяти дней с момента возникновения оснований для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации единоличный исполнительный орган кредитной организации должен направить в совет директоров (наблюдательный совет) ходатайство об осуществлении таких мер с рекомендациями о формах, характере, сроках, необходимых для этих мероприятий.

Если советом директоров (наблюдательным советом) никаких мер не принято, единоличный исполнительный орган направляет соответствующе ходатайство в Центральный Банк России.

Центральный Банк России по своей инициативе также вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению с указанием причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления таких мер. С момента получения указанного требования кредитная организация не вправе без согласования с Центральным Банком России принимать решения о распределении прибыли, выплате дивидендов, выделении доли учредителям, выкупе акций. В дальнейшем, после выполнения кредитной организацией направленных требований Центральный Банк России может их отменить.

В план мер по финансовому оздоровлению законодатель включил проведение следующих мероприятий, способных вывести кредитную организацию из затруднительного финансового состояния:

оценка финансового состояния кредитной организации;

участие учредителей кредитной организации (формы участия, размеры участия);

меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;

меры по получению дополнительных доходов;

меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;

изменение организационной структуры;

восстановление уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности.

В случае банкротства кредитной организации по вине ее учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителей кредитной организации, которые имеют право давать обязательные для данной кредитной организации указания или имеют возможность иным образом определять ее действия, на указанных лиц судом, арбитражным судом может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам кредитной организации.

Банкротство кредитной организации считается наступившим по вине ее руководителей, если судом, арбитражным судом установлено, что эти лица давали указания, прямо или косвенно направленные на доведение кредитной организации до банкротства, не совершили тех действий, которые обязаны были совершить для предотвращения банкротства кредитной организации в соответствии с Законом "О несостоятельности (банкротстве)".


Действующим законодательством предусмотрено создание специального органа управления кредитной организацией, назначаемой Центральным Банком России, - временной администрации. Среди достаточно широкого круга полномочий временной администрации имеется право ограничивать либо приостанавливать полномочия исполнительных органов кредитной организации.

Определены основания назначения временной администрации кредитной организации Центральным Банком России.

Временная администрация кредитной организации назначается на срок не более шести месяцев. В случае, если по истечении этого срока все же имеются основания для ее назначения, руководитель временной администрации кредитной организации направляет в Центральный Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. После отзыва лицензии временная администрация осуществляет свои полномочия со дня ее назначения до даты принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом), об открытии в ее отношении конкурсного производства и определения об утверждении конкурсного производства или до дня вступления в законную силу решения суда о назначении ликвидатора кредитной организации.

Состав временной администрации определяется приказом Центрального Банка России. По согласованию с государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» в ее состав могут включаться служащие Агентства.

Руководителем временной администрации кредитной организации назначается служащий Центрального Банка России. Он распределяет обязанности между ее членами и несет ответственность за деятельность временной администрации, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение ее обязанностей. Так, в случае принятия решения временной администрацией об ограничении полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация проводит обследование кредитной организации; устанавливает наличие оснований для отзыва у нее лицензии на совершение банковских операций; участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, а также контролирует их выполнение; контролирует распоряжение имуществом кредитной организации; истребует и получает необходимую информацию и документы кредитной организации; дает согласие (либо отказывает) на совершение сделок (связанных с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, вкладом в уставный капитал иных юридических лиц; связанных с распоряжением иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 1% балансовой стоимости активов кредитной организации; связанных с участием заинтересованных или аффилированных в отношении кредитной организации лиц); обращается в Центральный Банк России с ходатайством о приостановлении полномочий органов управления кредитной организации.


Временная администрация вправе отстранить от работы членов исполнительных органов кредитной организации (освободить от занимаемой должности) и приостановить им выплату заработной платы. Она также вправе назначать собрания учредителей; обращаться в суд с требованиями о привлечении к ответственности директора, генерального директора и (или) членов коллегиального органа (правления, дирекции); обращаться в суд о признании сделок, совершенных в течение трех лет до дня назначения временной администрации, недействительными; имеет право доступа во все служебные помещения кредитной организации, а также при необходимости опечатывать любые помещения.

Исключительно с согласия совета директоров (наблюдательного совета) или общего собрания учредителей (участников) в пределах их компетенции временная администрация вправе совершать определенного рода сделки. К их числу относятся сделки: по передаче недвижимого имущества в аренду, залог, внесение в уставный капитал иных юридических лиц; по распоряжению иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов; сделки, связанные с получением и выдачей кредитов, гарантий, поручительств, уступкой прав (требований), переводом и прощением долга, новацией, отступным, с учреждением доверительного управления.

Совет директоров (наблюдательный совет) или общее собрание учредителей (участников) в пределах их компетенции вправе расширить полномочия временной администрации кредитной организации по распоряжению имуществом кредитной организации.

Иные функции имеет временная администрация кредитной организации в случае назначения ее после отзыва у кредитной организации лицензии на совершение банковских операций. В этом случае временная администрация не разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению.

Она проводит обследование кредитной организации; определяет признаки ее несостоятельности (банкротства). В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответственные обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.


В случае установления указанных признаков временная администрация направляет в Центральный Банк России ходатайство о направлении в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Кроме этого, временная администрация определяет наличие признаков преднамеренного банкротства у кредитной организации, а также уведомляет кредиторов о принятии арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) путем опубликования в течение 10 календарных дней (за счет средств кредитной организации) сведений в "Вестнике Банка России" и в периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации.

Временная администрация осуществляет раскрытие информации о финансовом состоянии должника в течение 10 календарных дней после принятия арбитражным судом к своему производству заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

На судебное заседание арбитражного суда временная администрация обязана представить заключение о финансовом состоянии должника, составе кредиторов и наличии признаков преднамеренного банкротства.

В ходе своей работы в кредитной организации до дня открытия конкурсного производства временная администрация составляет смету расходов, утверждаемую Центральным Банком России на совершение производства текущих обязательств.

Виды сделок, совершаемых кредитной организацией со дня отзыва лицензии на совершение банковских операций, в том числе сделок, связанных с расходованием денежных средств и иным отчуждением имущества кредитной организации, и порядок их осуществления определяется Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Центрального Банка России.

В том случае, если у кредитной организации денежных средств недостаточно для исполнения текущих обязательств, связанных с обеспечением сохранности имущества, защитой интересов кредиторов кредитной организации, временная администрация обращается в суд, арбитражный суд с заявлением о снятии ранее наложенных арестов на денежные средства, находящиеся на банковских счетах кредитной организации, в необходимых размерах согласно утверждаемой Центральным Банком России смете расходов.

Временная администрация устанавливает кредиторов и размер их требований и ведет учет этих требований в реестре требований кредиторов по форме, устанавливаемой нормативным актом Центрального Банка России по согласованию с государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов».


В целях предъявления кредиторами кредитной организации своих требований к кредитной организации временная администрация направляет в официальное издание, определенное Правительством РФ, а также в "Вестник Банка России" и периодическое издание по месту нахождения кредитной организации объявление для опубликования, содержащее сведения о кредитной организации: наименование кредитной организации, реквизиты, адрес, сведения о временной администрации. Указанная публикация производится за счет имущества кредитной организации.

Кредиторы кредитной организации вправе предъявить свои требования к кредитной организации в любой момент деятельности временной администрации. К своим требованиям кредиторам необходимо приложить вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, определения о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда или иных судебных актов, иных подлинных документов либо их надлежаще заверенные копии, подтверждающие обоснованность и размер заявленных требований.

Поступившие требования кредиторов временная администрация обязана рассмотреть в срок не позднее 30 рабочих дней со дня получения, внести их в реестр требований кредиторов кредитной организации, уведомить кредитора о включении либо об отказе во включении или включении в неполном объеме его требований в реестр требований кредиторов кредитной организации. При этом указывается размер, состав и очередность требований.

Учет требований кредиторов в реестре ведется в валюте Российской Федерации. Требования кредиторов, выраженные в иностранной валюте, учитываются в реестре требований кредиторов по курсу, установленному Центральным Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

По завершении своей деятельности временная администрация передает сформированный реестр требований кредиторов кредитной организации конкурсному управляющему должника либо ликвидатору.

Не рассмотренные, но полученные временной администрации требования кредиторов передаются ею по описи конкурсному управляющему должника или ликвидатору.

После приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации в период действия временной администрацией исполнительные органы не позднее дня, следующего за назначением временной администрации, передают ей печати, штампы кредитной организации, а в согласованные с временной администрацией сроки - бухгалтерскую и иную документацию и иные ценности кредитной организации. Воспрепятствование со стороны руководителей, других работников кредитной организации и иных лиц осуществлению функций временной администрации (в том числе воспрепятствование к доступу в помещения кредитной организации, доступу к ее документации и иным носителям информации, отказ от передачи документов, печатей) является основанием для применения Центральным Банком России в порядке надзора мер, предусмотренных Законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также влечет ответственность в соответствии с указанным Законом.