Файл: Анализ и оценка средств реализации структурных методов анализа и проектирования экономической информационной системы (Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 1114
Скачиваний: 3
В следующей главе будет анализ требований и проблем, возникающих при проектировании информационных систем предприятия. Какие стандарты и методы решения той или иной проблемы бывают, общее представление о современном предприятии и методы разработки информационных систем.
Глава 2. Анализ требований и проблем, возникающих при проектировании ИС предприятия.
Системы обработки данных и системы поддержки принятия решений.
Сегодня любая компания может оказаться вытесненной из бизнеса, если не сумеет вовремя приспособиться... Бывает, понимание необходимости преобразований приходит слишком поздно.
Билл Гейтс, Microsoft
Системы обработки данных (СОД) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Горизонт оперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного до нескольких дней и реализует регистрацию и обработку событий, например, оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т. д.
Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т. д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.
Информационные системы управления (ИСУ) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например, анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных документов и четко определенный алгоритм решения задач, например, свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.
Системы поддержки принятия решений (СППР) используются в основном па верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т. д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер.
В основе разработки всех АИС лежит понятие системного анализа. Что это такое и из чего он складывается, рассматривается далее.
Общая схема создания информационных систем.
Общая схема создания ИС. Приведем общую схему проектирования и реализации информационной системы:
- обследование предприятия и выделение миссии
- создание описания процессов (построение модели «КАК ЕСТЬ - AS IS»)
- проведение анализа моделей «КАК ЕСТЬ»:
- метод АВС лежит предположение, что «деятельность потребляет ресурсы, а продукция потребляет деятельность»
- SWOT - (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats - сильные стороны, слабые стороны, благоприятные возможности, угрозы)
- BPR - (Business Process Reengineering - реинжиниринг бизнес-процессов)
- ISA - (Information System Architecture - архитектура информационных систем)
- VCM - (Value Chain Model - модель цепочек ценности)
- Метод TOC - теория ограничений Голдратта и др
- разработка модели «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ - (AS ТО BE)»
- реорганизация реальной деятельности на основе моделей «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» - (AS ТО BE)
- постановка осмысленной задача по созданию информационной системы (подготовка технического задания)
- создание прототипа информационной системы (прототипирование)
- реализация рабочей информационной системы
- тестирование и отладка
- изготовление документации
- внедрение информационной системы.
Более подробно стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями-участниками, представлены ниже. Все работы над проектом прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ.
Стадии и этапы информационных систем.
Стадия 1. Формирование требований к ИС.
На начальной стадии проектирования выделяют следующие этапы работ:
- обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС
- формирование требований пользователей к ИС
- оформление отчета о выполненной работе и технического задания на разработку
Стадия 2. Разработка концепции ИС:
- изучение объекта автоматизации
- проведение научно-исследовательских работ
- разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих требованиям пользователей
- оформление отчета и утверждение концепции.
Стадия 3. Техническое задание. Разработка и утверждение технического задания на создание ИС.
Стадия 4. Эскизный проект:
- разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям
- разработка эскизной документации на ИС и ее части.
Стадия 5. Технический проект:
- разработка проектных решений по системе и ее частям
- разработка документации на ИС и ее части
- разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий
- разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта.
Стадия 6. Рабочая документация:
- разработка рабочей документации на ИС и ее части
- разработка и адаптация программ.
Стадия 7. Ввод в действие:
- подготовка объекта автоматизации
- подготовка персонала
- комплектация ИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями)
- строительно-монтажные работы
- пусконаладочные работы
- проведение предварительных испытаний
- проведение опытной эксплуатации
- проведение приемочных испытаний.
Стадия 8. Сопровождение ИС:
- выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами
- послегарантийное обслуживание.
Для успешного претворения в практику деятельности предприятия данной схемы, необходимо владеть такими понятиями, как системный анализ и автоматизированная информационная система (АИС).
Этап анализа деятельности предприятия (analysis) состоит в исследовании системных требований и проблем, а не в поисках путей решения. В понятие анализ входят термины анализ требований - исследование требований к системе и объектный анализ - исследование объектов предметной области.
Рассмотрение проблем, возникающих при создании информационной системы предприятия, начнем с описания его характеристик.
Современное предприятие характеризуется следующим:
- структурной сложностью (многоуровневая иерархическая структура организации) и территориальной распределенностью
- функциональной сложностью (многоуровневая иерархия и большое количество функций, выполняемых организацией; сложные взаимосвязи между ними)
- информационной сложностью (большое количество источников и потребителей информации (министерства и ведомства, местные органы власти, организации-партнеры), разнообразные формы и форматы представления информации, сложная информационная модель объекта - большое количество информационных сущностей и сложные взаимосвязи между ними), сложная технология прохождения документов
- сложной динамикой поведения, обусловленной высокой изменчивостью внешней среды (изменения в законодательных и нормативных актах, нестабильность экономики и политики) и внутренней среды (структурные реорганизации, текучесть кадров).
Вывод. Объединяющим началом является миссия предприятия (организации). Не стоит забывать и о современных стандартах, которыми руководствуются в своей деятельности предприятия. Один из таких международных стандартов стоит выделить особо. В следующем пункте будет рассмотрен этот стандарт.
По подсчетам Международного института менеджмента потерь (International Lost Control Institute), предприятия Старого Света в результате отсеивания некачественного товара теряют в среднем до 40 % производственной прибыли. В России эти цифры и того выше - 50 %.
Философия управления качеством ISO требует, чтобы были устранены причины, которые привели к изготовлению некачественной продукции.
Из этого следует, что необходимо разработать единую международную систему стандартов, которая бы обеспечила уменьшение потерь из-за выпуска некачественных товаров или оказания некачественных услуг. И такая система стандартов появилась - ISO 9000 (рисунок 4).
Это серия международных стандартов, разработанных Международной организацией по стандартизации (ISO) основана 23 февраля 1947 г. 15 национальными организациями по стандартизации. Стандарты приняты в качестве национальных более чем в 150 странах мира. Цель ISO 9000 - внести объективность и согласованность в работу системы управления качеством продукции и процессов, действующей на предприятии. Если ранее стандарты качества рассматривались, как правило, только в связи с тестированием готовой продукции, то стандарты серии ISO 9000 относятся не к самой продукции, а к управлению ее качеством - системе менеджмента качества.
Основную идею введения стандарта ISO 9000 можно сформулировать следующим образом: «Если процесс (производства или оказания услуги) организован надлежащим образом, то и результат процесса (товар или услуга) также будет обладать надлежащим качеством».
Рисунок 4. Стандарты ISO.
Так, например, стандарт ISO 10014 основан на взаимосвязанных принципах управления для развития процессов, содействующих реализации целей организации. Предусмотрены следующие принципы управления:
- ориентация на потребителя
- лидерство руководителей
- вовлечение работников
- процессный подход
- системный подход к управлению
- постоянное улучшение
- основанное на фактах принятие решений, и взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Полезность стандартов ИСО серии 9000 в версии как 1994 г., так и 2000 г. состоит:
- в приведении систем менеджмента качества к виду, удобному для международной торговли, с тем, чтобы потребители могли легко и понятным для них образом оценить уровень качества независимо от того, какую страну или регион представляет организация. Это аспект, связанный с глобализацией экономики;
- упрощении и повышении эффективности методов демонстрации возможностей данной компании выпускать качественную продукцию
- создании механизма массового давления на организации (снизу по отношению к менеджменту качества лучших компаний), чтобы сдвинуть средний уровень менеджмента и соответственно качества продукции и услуг в лучшую сторону. Это механизм типа «толкай» (push). Другим механизмом, ориентированным на вытягивание сверху (pull), т. е. на лучшие компании, являются премии и награды в области качества (Э. Деминга, М. Болдриджа, Европейская, Российская) в улучшении процедурных вопросов менеджмента качества.
Далее будет изучение современного метода обследования предприятия.
Современные методы обследования предприятия.
Среди современных методов обследования предприятия и построения модели «AS IS» выделим следующие: прототипирование, совместные семинары и RAD-методику.
Прототипирование (prototyping) - это наиболее часто используемый метод выявления требований. Основное предназначение прототипирования - показать пользователю основные возможности будущей информационной системы, особенности организации интерфейса и способа выдачи результатов.
Для реализации технологии прототипного проектирования необходимо применять высокоуровневые инструментальные средства, которые позволяют быстро преобразовать прототип системы в функционирующую версию и внести в нее в дальнейшем необходимые изменения.
Такие инструментальные средства можно условно разделить на два класса: инструменты быстрой разработки приложения в развитых СУБД - класс DEVELOPER и интегрированные инструменты быстрой разработки приложений - класс BUILDER.
К инструментам этих классов можно отнести средства 4GL (генераторы компонентов приложений):
- генераторы таблиц базы данных;
- генераторы форм ввода-вывода;
- генераторы запросов;
- генераторы отчетов;
- генераторы меню.
Такие генераторы существуют почти во всех СУБД, как персональных MS Access, FoxPro, Paradox, так и в окружении промышленных серверов БД (Oracle, Informix, Adabas D и другие).
JAD- и JPR-методики. Данные методики основаны на проведение совместных семинаров. Совместные семинары по выявлению требований, где тесно сотрудничают аналитики и клиенты - отличный способ выявить нужды пользователей и составить наброски документов с требованиями.