Файл: Анализ и оценка средств реализации структурных методов анализа и проектирования экономической информационной системы (Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 1114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В следующей главе будет анализ требований и проблем, возникающих при проектировании информационных систем предприятия. Какие стандарты и методы решения той или иной проблемы бывают, общее представление о современном предприятии и методы разработки информационных систем.

Глава 2. Анализ требований и проблем, возникающих при проектировании ИС предприятия.

Системы обработки данных и системы поддержки принятия решений.

Сегодня любая компания может оказаться вытесненной из бизнеса, если не сумеет во­время приспособиться... Бывает, понимание необходимости преобразований приходит слишком поздно.

Билл Гейтс, Microsoft

Системы обработки данных (СОД) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Горизонт оперативного управления хозяй­ственными процессами составляет от одного до нескольких дней и реализует регистрацию и обработку событий, например, оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т. д.

Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполня­ются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т. д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко опре­деленными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.

Информационные системы управления (ИСУ) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например, анализ и планирование поставок, сбыта, составление про­изводственных программ. Для данного класса задач характерны ре­гламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных документов и четко определенный алгоритм решения задач, например, свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных за­дач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.


Системы поддержки принятия решений (СППР) используются в основном па верхнем уровне управления (руководства фирм, предпри­ятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся форми­рование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т. д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, на­пример при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиен­тами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер.

В основе разработки всех АИС лежит понятие системного анали­за. Что это такое и из чего он складывается, рассматривается далее.

Общая схема создания информационных систем.

Общая схема создания ИС. Приведем общую схему проектиро­вания и реализации информационной системы:

  1. обследование предприятия и выделение миссии
  2. создание описания процессов (построение модели «КАК ЕСТЬ - AS IS»)
  3. проведение анализа моделей «КАК ЕСТЬ»:
  • метод АВС лежит предположение, что «деятельность по­требляет ресурсы, а продукция потребляет деятельность»
  • SWOT - (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats - сильные стороны, слабые стороны, благоприятные возмож­ности, угрозы)
  • BPR - (Business Process Reengineering - реинжиниринг бизнес-процессов)
  • ISA - (Information System Architecture - архитектура информационных систем)
  • VCM - (Value Chain Model - модель цепочек ценности)
  • Метод TOC - теория ограничений Голдратта и др
  1. разработка модели «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ - (AS ТО BE)»
  2. реорганизация реальной деятельности на основе моделей «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» - (AS ТО BE)
  3. постановка осмысленной задача по созданию информацион­ной системы (подготовка технического задания)
  4. создание прототипа информационной системы (прототипиро­вание)
  5. реализация рабочей информационной системы
  6. тестирование и отладка
  7. изготовление документации
  8. внедрение информационной системы.

Более подробно стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями-участниками, представлены ниже. Все работы над проек­том прописываются в договорах и технических заданиях на выпол­нение работ.

Стадии и этапы информационных систем.

Стадия 1. Формирование требований к ИС.

На начальной стадии проектирования выделяют следующие эта­пы работ:

  • обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС
  • формирование требований пользователей к ИС
  • оформление отчета о выполненной работе и технического за­дания на разработку

Стадия 2. Разработка концепции ИС:

  • изучение объекта автоматизации
  • проведение научно-исследовательских работ
  • разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих тре­бованиям пользователей
  • оформление отчета и утверждение концепции.

Стадия 3. Техническое задание. Разработка и утверждение тех­нического задания на создание ИС.

Стадия 4. Эскизный проект:

  • разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям
  • разработка эскизной документации на ИС и ее части.

Стадия 5. Технический проект:

  • разработка проектных решений по системе и ее частям
  • разработка документации на ИС и ее части
  • разработка и оформление документации на поставку комплек­тующих изделий
  • разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта.

Стадия 6. Рабочая документация:

  • разработка рабочей документации на ИС и ее части
  • разработка и адаптация программ.

Стадия 7. Ввод в действие:

  • подготовка объекта автоматизации
  • подготовка персонала
  • комплектация ИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими ком­плексами, информационными изделиями)
  • строительно-монтажные работы
  • пусконаладочные работы
  • проведение предварительных испытаний
  • проведение опытной эксплуатации
  • проведение приемочных испытаний.

Стадия 8. Сопровождение ИС:

  • выполнение работ в соответствии с гарантийными обязатель­ствами
  • послегарантийное обслуживание.

Для успешного претворения в практику деятельности предприятия данной схемы, необходимо владеть такими понятиями, как системный анализ и автоматизированная информационная система (АИС).

Современное предприятие.

Этап анализа деятельности предприятия (analysis) состоит в ис­следовании системных требований и проблем, а не в поисках путей решения. В понятие анализ входят термины анализ требований - ис­следование требований к системе и объектный анализ - исследова­ние объектов предметной области.

Рассмотрение проблем, возникающих при создании информаци­онной системы предприятия, начнем с описания его характеристик.

Современное предприятие характеризуется следующим:

  • структурной сложностью (многоуровневая иерархическая струк­тура организации) и территориальной распределенностью
  • функциональной сложностью (многоуровневая иерархия и большое количество функций, выполняемых организацией; сложные взаимосвязи между ними)
  • информационной сложностью (большое количество источни­ков и потребителей информации (министерства и ведомства, местные органы власти, организации-партнеры), разнообраз­ные формы и форматы представления информации, сложная информационная модель объекта - большое количество ин­формационных сущностей и сложные взаимосвязи между ними), сложная технология прохождения документов
  • сложной динамикой поведения, обусловленной высокой измен­чивостью внешней среды (изменения в законодательных и нор­мативных актах, нестабильность экономики и политики) и вну­тренней среды (структурные реорганизации, текучесть кадров).

Вывод. Объединяющим началом является миссия предприятия (организации). Не стоит забывать и о современных стандартах, кото­рыми руководствуются в своей деятельности предприятия. Один из таких международных стандартов стоит выделить особо. В следующем пункте будет рассмотрен этот стандарт.

Стандарты ISO.

По подсчетам Международного института менеджмента потерь (International Lost Control Institute), предприятия Старого Света в ре­зультате отсеивания некачественного товара теряют в среднем до 40 % производственной прибыли. В России эти цифры и того выше - 50 %.

Философия управления качеством ISO требует, чтобы были устра­нены причины, которые привели к изготовлению некачественной продукции.

Из этого следует, что необходимо разработать единую междуна­родную систему стандартов, которая бы обеспечила уменьшение потерь из-за выпуска некачественных товаров или оказания некаче­ственных услуг. И такая система стандартов появилась - ISO 9000 (рисунок 4).

Это серия международных стандартов, разработанных Между­народной организацией по стандартизации (ISO) основана 23 фев­раля 1947 г. 15 национальными организациями по стандартизации. Стандарты приняты в качестве национальных более чем в 150 стра­нах мира. Цель ISO 9000 - внести объективность и согласованность в работу системы управления качеством продукции и процессов, действующей на предприятии. Если ранее стандарты качества рас­сматривались, как правило, только в связи с тестированием гото­вой продукции, то стандарты серии ISO 9000 относятся не к самой продукции, а к управлению ее качеством - системе менеджмента качества.

Основную идею введения стандарта ISO 9000 можно сформулиро­вать следующим образом: «Если процесс (производства или оказания услуги) организован надлежащим образом, то и результат процесса (товар или услуга) также будет обладать надлежащим качеством».

Рисунок 4. Стандарты ISO.

Так, например, стандарт ISO 10014 основан на взаимосвязанных принципах управления для развития процессов, содействующих реализации целей организации. Предусмотрены следующие прин­ципы управления:

  • ориентация на потребителя
  • лидерство руководителей
  • вовлечение работников
  • процессный подход
  • системный подход к управлению
  • постоянное улучшение
  • основанное на фактах принятие решений, и взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Полезность стандартов ИСО серии 9000 в версии как 1994 г., так и 2000 г. состоит:


  • в приведении систем менеджмента качества к виду, удобному для международной торговли, с тем, чтобы потребители могли лег­ко и понятным для них образом оценить уровень качества независи­мо от того, какую страну или регион представляет организация. Это аспект, связанный с глобализацией экономики;
  • упрощении и повышении эффективности методов демонстра­ции возможностей данной компании выпускать качественную про­дукцию
  • создании механизма массового давления на организации (сни­зу по отношению к менеджменту качества лучших компаний), чтобы сдвинуть средний уровень менеджмента и соответственно качества про­дукции и услуг в лучшую сторону. Это механизм типа «толкай» (push). Другим механизмом, ориентированным на вытягивание сверху (pull), т. е. на лучшие компании, являются премии и награды в области качества (Э. Деминга, М. Болдриджа, Европейская, Российская) в улучшении процедурных вопросов менеджмента качества.

Далее будет изучение современного метода обследования предприятия.

Современные методы обследования предприятия.

Среди современных методов обследования предприятия и по­строения модели «AS IS» выделим следующие: прототипирование, совместные семинары и RAD-методику.

Прототипирование (prototyping) - это наиболее часто исполь­зуемый метод выявления требований. Основное предназначение прототипирования - показать пользователю основные возможности будущей информационной системы, особенности организации ин­терфейса и способа выдачи результатов.

Для реализации технологии прототипного проектирования необ­ходимо применять высокоуровневые инструментальные средства, которые позволяют быстро преобразовать прототип системы в функ­ционирующую версию и внести в нее в дальнейшем необходимые изменения.

Такие инструментальные средства можно условно разделить на два класса: инструменты быстрой разработки приложения в разви­тых СУБД - класс DEVELOPER и интегрированные инструменты быстрой разработки приложений - класс BUILDER.

К инструментам этих классов можно отнести средства 4GL (гене­раторы компонентов приложений):

  • генераторы таблиц базы данных;
  • генераторы форм ввода-вывода;
  • генераторы запросов;
  • генераторы отчетов;
  • генераторы меню.

Такие генераторы существуют почти во всех СУБД, как персо­нальных MS Access, FoxPro, Paradox, так и в окружении промышлен­ных серверов БД (Oracle, Informix, Adabas D и другие).

JAD- и JPR-методики. Данные методики основаны на проведение совместных семинаров. Совместные семинары по выявлению требований, где тесно сотрудничают аналитики и клиенты - отличный способ выявить нужды пользователей и составить наброски документов с требованиями.