Файл: Индивидуальное предпринимательство (Правовые основы деятельности индивидуального предпринимателя в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовые основы деятельности индивидуального предпринимателя в Российской Федерации
1.1. Понятие и правовое содержание предпринимательской деятельности
1.2. Права и обязанности индивидуального предпринимателя и их классификация
1.3. Ответственность индивидуального предпринимателя
Глава 2. Возникновение и прекращение правового статуса индивидуального предпринимателя
2.1. Ограничения в приобретении статуса индивидуального предпринимателя
2.2. Государственная регистрация и прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей
д) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно ст. 333.33 НК РФ физическое лицо уплачивает за государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя государственную пошлину в размере 800 руб., которую следует уплатить до подачи заявления или других документов на совершение юридически значимых действий, в том числе за совершение регистрационных действий. При этом государственная пошлина в случае отказа в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не возвращается. Основания возврата государственной пошлины предусмотрены ст. 333.40 НК РФ. Этот перечень является исчерпывающим. При этом, по мнению судов, не подлежит применению подп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ, поскольку заявление физического лица рассмотрено уполномоченным органом, и по его результатам вынесено решение по существу (об отказе в государственной регистрации)[28].
Следует отметить, что согласно Решения Верховного Суда РФ от 1 августа 2006 г.[29] заявление, уведомление или сообщение заполняется в одном экземпляре и не обязательно должен представляться именно заявителем в регистрирующий орган. Кроме того, Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 сентября 2006 г. названное решение оставлено без изменения[30].
С 2011 г. указанный список документов дополнился еще одним документом:
- справка о судимости и (или) об уголовном преследовании либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, которая выдается лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если оно намерено осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере воспитания, образования, развития несовершеннолетних, организации их оздоровления и отдыха, социальной защиты, медицинского обеспечения, социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, искусства и культуры с участием несовершеннолетних)[31].
Следует согласиться с Ткачевым В.Н., который отмечает, что «государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей является действие Федеральной налоговой службы РФ, направленное на внесение сведений в государственный реестр: о приобретении статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, и иных сведений данных об индивидуальных предпринимателях»[32].
Физическое лицо регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя по месту своего жительства в течение пяти рабочих дней с момента представления на государственную регистрацию документов. На основании представленных документов налоговый орган принимает решение относительно государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя, служащее основанием для внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующей записи.
В России действует так называемый уведомительный порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, что означает, что, если предъявлены все документы, физическое лицо обязательно будет зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя независимо от того, достоверны ли сведения в представленных документах.
С даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей гражданин считается зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Налоговый орган должен не позднее одного рабочего дня направить индивидуальному предпринимателю документ, подтверждающий факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующей записи[33].
Действующее в настоящее время законодательство регламентируют случаи, когда государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрещена. Таковыми случаями являются:
- наличие государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- не истечение одного года с момента принятия решения суда о признании такого лица несостоятельным из-за невозможностью удовлетворить требования кредиторов, которые связаны с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью.
Статьей 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации. К таким основаниям относятся:
- непредставление определенных Федеральным законом документов, необходимых для государственной регистрации;
- представление в ненадлежащий регистрирующий орган документов;
- основания, предусмотренные п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- несоблюдение нотариальной формы представляемых документов - если в соответствии с федеральными законами такая форма обязательна.
Таким образом, предусмотрены четыре основания для отказа в государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей физических лиц. Если налоговые органы отказывают в регистрации по иным основаниям, то гражданин вправе обратиться или в налоговые органы, или в суд, которые могут обязать провести государственную регистрацию[34].
Итак, физическое лицо должно представить при регистрации документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом внимание следует уделить заполнению заявления, поскольку иногда налоговые органы отказывают в регистрации в связи с незначительными неточностями заполнения данного документа. Поэтому гражданин должен принять все зависящие от него меры по представлению необходимых документов. Ошибка по невнимательности (например, непредставление какого-либо из документов) может повлечь повторную уплату государственной пошлины при следующем обращении за регистрацией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в заключение следует отметить, что одной из форм предпринимательской деятельности является индивидуальное предпринимательство, под которым следует понимать вполне самостоятельную и наиболее типичную форму организации экономической жизни общества, чертами которого являются функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом.
Индивидуальный предприниматель действует от своего имени и совершает любые, не запрещенные законом торговые сделки, т.е. те сделки, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, совершаются систематически или постоянно и направлены на получение прибыли.
Индивидуальное предпринимательство играет важную роль как в экономике страны в целом, так и в жизни большого числа граждан нашей страны. В заключении хотелось бы отметить, что предпринимательская активность и развитие малого и среднего предпринимательства, к числу которых относятся индивидуальные предпринимателя является залогом становления и развития гражданского общества, без которого не может быть развитие демократии и становления правового государства.
В связи со значимостью данных субъектов экономического оборота, государство устанавливает особые правила регулирования их деятельности. Эти же причины способствуют не ослабевающему вниманию к данным субъектам как представителей науки так и правоприменителей.
За последние годы наметилась стойкая тенденция к увеличению количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Значение их деятельности велико как для экономики России, так и для решения социальных вопросов, например, обеспечения занятости, как самих предпринимателей, так и лиц, работающих у них по найму. В связи с кризисом государство принимает различные программы для обеспечения самозанятости населения и уменьшения безработицы. В соответствии с этими программами во многих регионах начинающим предпринимателям выплачиваются субсидии на открытие собственного дела, а работодателям - индивидуальным предпринимателям могут предусматриваться субсидии на каждого принятого работника, направленного органами занятости.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц. Это означает, что индивидуальный предприниматель вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Вместе с тем отдельными видами деятельности, перечень которых должен быть определён законом, он может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Индивидуальный предприниматель, как и коммерческое юридическое лицо, действует от своего имени и совершает любые, не запрещенные законом торговые сделки, т.е. те сделки, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, совершаются систематически или постоянно и направлены на получение прибыли.
Индивидуальный предприниматель может заниматься любым не запрещенным видом деятельности. Если деятельность требует определенного разрешительного порядка, то он должен получить лицензию.
Право на занятие предпринимательской деятельностью относится к основным конституционным правам человека и гражданина. Поэтому, при наличии право и дееспособности, на условиях установленных законом, каждый гражданин может заниматься индивидуальным предпринимательством.
Представляется, что в настоящее время актуальной задачей является совершенствование закона о защите прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей. Для решения проблем, вызванных несовершенством налогообложения индивидуальных предпринимателей, необходимо внести изменения в налоговое законодательство.
Кроме того, необходимо усилить методическое обеспечение деятельности индивидуальных предпринимателей, поскольку они не в полной мере владеют навыками учета, бизнес-планирования, маркетинга, финансового анализа, правовой культуры.
Необходимо принять действенные меры по реализации программы поддержки индивидуальных предпринимателей на примере системы развития так называемых «Бизнес-инкубаторов».
Для выполнения условий эффективного развития индивидуального предпринимательства, формирования гибкой системы государственной поддержки индивидуального предпринимательства необходимо обеспечить скоординированное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей.
Сегодня необходимо расширить возможность защиты прав индивидуальных предпринимателей в административном порядке. Решения, принимаемые органами государственной власти и управления, административными (правоохранительными) органами и их должностными лицами, зачастую касаются имущественных и личных неимущественных прав индивидуальных предпринимателей. Положительными качествами административной формы защиты являются оперативность и профессионализм. В любом случае решение, принятое уполномоченным органом в административном порядке, может быть оспорено в суде (п. 2 ст. 11 ГК РФ).
Очевидно, что, то, насколько индивидуальные предприниматели способны на данный момент развития нашей страны существовать и развиваться в сфере рыночной экономики будет одним из решающих факторов по становлению и развитию РФ в качестве экономически сильной страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты:
Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенными Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
- Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 (в ред. от 13 июля 2015 г.) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28 ноября 2015 г.) // СЗ РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6249.