Файл: Понятие и признаки Общества с ограниченной ответственностью.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Понятие и признаки Общества с ограниченной ответственностью
§ 1. Понятие и правовое регулирование Общества с ограниченной ответственностью.
§ 2. Признаки и отличительные черты Общества с ограниченной ответственностью.
Глава II. Порядок создания Общества с ограниченной ответственностью.
§ 1. Процедура создания Общества с ограниченной ответственностью, учредители (участники) Общества.
§ 2.Учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью.
§ 3. Порядок формирования уставного капитала Общества.
Список литературы, использованной при написании курсовой работы.
Общество несет обязанности, связанные с осуществлением им прав собственника, заботы по содержанию принадлежащего ему имущества (ст. 209, 210 ГК), о выполнением обязательств по договорам и другим сделкам и пр. При этом свои права оно должно осуществлять без нарушения прав и законных интересов других лиц (ст. 10 ГК).
в) еще одним признаком юридического лица является право быть истцом и ответчиком в суде. Право на судебную защиту предусмотрено ст. 11 ГК. Порядок выступления в суде в качестве истца и ответчика определяется Арбитражным и Гражданским процессуальными кодексами. Общество самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам кроме случаев, установленных в законе.
г) общество обладает организационным единством, которое проявляется прежде всего в определенной иерархии, соподчиненности органов управления, составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Таким образом множество лиц, объединенных в общество, выступает в гражданском обороте как одно лицо, один субъект права.
Являясь коммерческой организацией, общество в соответствии со ст. 49 ГК и п. 2 ст.2 Закона об ООО обладает общей правоспособностью, то есть может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В ст.2 Закона об ООО наряду с этим отмечается, что деятельность общества не должна противоречить предмету и целям, определенно ограниченным в уставе общества. Такие ограничения могут устанавливаться в уставе по решению либо учредителей (при создании общества), либо общего собрания участников (путем внесения изменений и дополнений в Устав), исходя из целей, для реализации которых создается данное общество. Необходимо при этом, чтобы соответствующие ограничения видов деятельности были четко отражены в уставе путем указания в нем исчерпывающего (законченного) перечня либо включения в устав оговорки, которая запрещает определенные виды деятельности, и т.д. Совершение обществом сделок в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, является основанием для признания судом их недействительными по иску этого общества, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего надзор за деятельностью данного юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности (ст. 173 ГК).
Глава II. Порядок создания Общества с ограниченной ответственностью.
§ 1. Процедура создания Общества с ограниченной ответственностью, учредители (участники) Общества.
Создание общества может быть осуществлено путем учреждения создания вновь, либо путем реорганизации действующих юридических лиц.
На первом этапе создания общества учредители разрабатывают учредительные документы общества, открывают в банке или кредитном учреждении специальный накопительный счет для внесения вкладов в уставный капитал в виде денежных средств или оформляют эти вклады в кассу общества. На первом (учредительном) собрании участники общества утверждают учредительные документы, избирают исполнительные органы общества и (или) органы управления общества, утверждают денежную оценку имущества, вносимого как вклад в уставный капитал общества, а также рассматривают другие вопросы, касающиеся создания общества.
Для учреждения общества учредители заключают учредительный договор, в котором обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительный договор должен отражать состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников), размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, условия их участия в его деятельности, состав и компетенция органов управления обществом и порядке принятия ими решений, порядок выхода участников из общества. Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности в пп. "в" п. 3 указывает, что договор учредителей должен содержать сведения о наименовании (имени) и юридическом статусе учредителей, их местонахождении (местожительстве), государственной регистрации (для юридических лиц) или личности (паспортные данные для физических лиц).
Другим учредительным документом наряду с учредительным договором общества является устав общества, утверждаемый всеми участниками. Положения устава общества имеют преимущественную силу для третьих лиц и участников общества, если положения учредительного договора не соответствуют положениям устава общества.
Если общество учреждается одним лицом, учредительным договором является только устав, утверждённый этим лицом (п. 1 ст. 11 Закона об обществах).
общество считается созданным с момента государственной регистрации. Порядок государственной регистрации должен быть установлен федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. До введения в действие указанного закона применяется действующий порядок регистрации юридических лиц.
Таким образом, сегодня порядок регистрации юридических лиц регламентируется сохранившими свое действие ст. 34 и 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" .
В соответствии с вышеуказанными нормативными актами государственная регистрация осуществляется местной администрацией по месту нахождения общества. Зачастую местная администрация для осуществления этих функций создает свои подразделения (комитеты, управления или регистрационные палаты).
В соответствии с установленным порядком для государственной регистрации необходимо представить следующие документы:
заявление о регистрации общества, составленное в произвольной форме и подписанное всеми учредителями общества;
учредительный договор;
устав, утвержденный учредителями;
документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала, указанного в учредительных документах;
свидетельство об уплате государственной пошлины.
Законом об обществах установлен минимальный размер уставного капитала для ООО. Он не должен быть менее суммы, равной 100кратному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на дату представления учредительных документов для регистрации (п. 1 ст. 14).
Отказ в регистрации, в соответствии со ст. 51 ГК, допускается при нарушении установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону, отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. В связи с отсутствием закона о регистрации состав представленных документов и содержащиеся в них сведения должны соответствовать требованиям Положения о порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Для некоторых видов обществ в соответствии с законодательством установлена специальная регистрация. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 06.06.1994 г. № 655 «О государственной регистрационной палате при министерстве экономики РФ» предусмотрена специальная регистрация для юридических лиц с иностранным участником. Государственная регистрация банков и кредитных организаций производится Банком России согласно Закона РФ от 02.12.1990 г. № 3951 «О банках и банковской деятельности» , регистрация страховых компаний также осуществляется специальным органом согласно Закона РФ от 27.11.1992 г. № 40151 «Об организации страхового дела в РФ» . Государственная регистрация юридических лиц носит сегодня явочнонормативный характер, при котором регистрирующий орган вправе только проверить положения учредительных документов на соответствие законодательству и не уполномочен проверять целесообразность создания того или иного юридического лица. В случае нарушений законодательства учредителями общества, допущенных при его создании, регистрация его может быть признана недействительной, если допущенные нарушения неустранимы. Отказ в регистрации общества может быть обжалован в суд.
Право граждан быть участниками обществ закреплено в ст. 18 ГК РФ и ст. 7 Закона об обществах. Это право предоставляет гражданину возможность активно участвовать в гражданском обороте и является гарантией стабильности этой возможности.
По общему правилу участником общества может быть гражданин, обладающий гражданской дееспособностью в полном объеме, т.е. с момента совершеннолетия, кроме случаев вступления несовершеннолетнего в брак и эмансипации .
Как и ГК РФ (п. 4 ст. 66), Закон об обществах (п. 1 ст. 7) указывает на возможность запрета на участие в обществах отдельных категорий граждан. Такой запрет может быть предусмотрен только федеральным законом.
Некоторые категории граждан ограничены законом в праве выступать участниками обществ. Такие ограничения установлены для государственных служащих. Согласно ст. 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли в уставном капитале коммерческих организаций.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» распространил ограничения, установленные федеральным законодательством для государственных служащих, на муниципальных служащих. А Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» с точностью воспроизвел положения Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», ограничивающие муниципальных служащих в праве выступать участниками коммерческих организаций, в том числе и обществ.
Военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением занятий научной, преподавательской и творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Военнослужащим запрещается оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждение и льготы . Это положение прямо не запрещает участие военнослужащих в хозяйственных обществах, но создает определенные сложности в осуществление таким учредителем своих прав на участие в управлении обществом.
По общему правилу юридические лица наряду с гражданами также могут быть участниками хозяйственных обществ (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Однако некоторые виды юридических лиц вправе выступать участниками обществ с определенными особенностями. Так, финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками обществ с разрешения собственника, если иное не установлено законом (абз. 4 п. 4 ст. 66 ГК РФ). Однако отдельным видам учреждений, в частности государственным учреждениям культуры и образовательным учреждениям, право на участие в обществах прямо предоставлено специальными законами (например, Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 32661 «Об образовании» ). При участии юридических лиц в обществах следует обращать внимание на нормы закона и учредительных документов, регламентирующие порядок принятия решения органами юридического лица об участии в таком обществе.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений гражданами и юридическими лицами (ст. 124 ГК РФ). К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Основная особенность при возникновении гражданскоправовых отношений с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований заключена в том, что от их имени выступают соответственно органы государственной власти или органы местного самоуправления.
ГК РФ (п. 4 ст. 66) и Закон об обществах (п. 2 ст. 7) установлен общий запрет на участие государственных органов и органов местного самоуправления в обществах, с оговоркой о возможности их участия только в случаях, установленных законом. Это особые субъекты, у которых гражданская правосубъектность не является определяющей в их правовом положении. Главная черта этих субъектов связана с муниципальной или государственной властью. Поэтому для участия в обществе как муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации (посредством органов государственной и муниципальной власти), так и указанных органов как самостоятельных субъектов права требуется прямое указание в федеральном законе, предоставляющее такую возможность.
В настоящий момент только действующее законодательство о приватизации (в смысле п. 4 ст. 66 ГК РФ) содержит нормы, регулирующие отношения по участию в хозяйственных обществах государственных органов и органов местного самоуправления. Ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123ФЗ «О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» устанавливает, что внесение государственного, муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ является способом приватизации государственного и муниципального имущества.