Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями (Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 4
ВВЕДЕНИЕ
В создавшейся макроэкономической ситуации не для кого ни секрет, что конкурентная битва между корпорациями, производящими сходные товары, переместилась в сферу человеческих технологий. И линия фронта в этой баталии пролегла прямо через прилавок. В любой же войне (а это война за прибыль!) победа достается наиболее подготовленным и обученным. Можно сказать, что последние полтора-два десятилетия из всех организационных ресурсов именно «человеческий ресурс» или «человеческий потенциал» стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации. «Человеческий фактор» стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть может, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и тому подобное
Управление персоналом на предприятии -это вид деятельности, который позволяет реализовывать, обобщать широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учитывая личный фактор в построении системы управления персоналом предприятия
Можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей на предприятии.
Первый - иерархическая структура предприятия, где основное средство воздействия - это отношения власти - подчинения, давления на человека сверху, с помощью
принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Второй - культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Третий - рынок - сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти факторы воздействия - понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экономической ситуации на предприятии.
Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности.
Цель нашей работы рассмотреть методы психолого-педагогического воздействия на работающих с различными психологическими особенностями. Для достижения цели решим следующие задачи:
-рассмотреть особенности методов управления персоналам;
-дать характеристику методам управления сотрудниками;
-рассмотреть особенности управления людьми с различным темпераментом.
1. Особенности психологического управления персоналом
1.1.Психологические методы управления
В современных условиях формирования рыночной экономики, характерной чертой которой является жестокая конкуренция за рынки сбыта товаров, работ и услуг, перед менеджерами — управленцами постоянно встает вопрос выживания организаций. При таких условиях руководители не всегда достаточно внимания уделяют трудовому коллективу, хотя именно от коллектива, его персонального состава, взаимоотношений, сложившихся внутри, зависит успех деятельности любого предприятия, учреждения или организации.
Поэтому одной из приоритетных задач менеджмента должна стать способность топ — менеджеров эффективно управлять человеческими ресурсами, применяя при этом различные методы управления. Сейчас все большую актуальность приобретают социально -психологические методы управления, внедрение которых способствует достижению максимальной эффективности деятельности организаций.
Тем не менее, вопросы практического применения социально — психологических методов управления на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые влияют на повышение эффективности деятельности, требуют дальнейшего обоснования, подтверждает актуальность и необходимость их дальнейшего научного исследования.
С теоретической и практической точки зрения актуальными остаются социально — психологические проблемы формирования и деятельности трудовых коллективов организаций, совместимости людей в коллективе, улучшение социально — психологического микроклимата, искусство контакта руководителя с подчиненными, зависимость социально — психологических качеств работников от различных условий окружающей среды, организация системы воздействия на человека труда и коллектив с учетом их особенностей, создание внутренней структуры и механизма развития и выявление мотивов поведения и т.д..
Соответственно, социально — психологические методы образуют необходимый арсенал средств управления деятельностью предприятия, учреждения, организации независимо от их организационно — правовой принадлежности.
Социально — психологические методы управления — это совокупность специфических способов воздействия на личные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах между их работниками, а также на социальные процессы, имеющие место в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, действуют на личность с помощью психологических приемов, превращая административное задачи в сознательный долг, внутреннюю потребность человека.
По масштабу и способам воздействия социально-психологические методы управления, которые целесообразно применять руководителям в процессе менеджмента организаций с целью повышения эффективности их деятельности, можно разделить на две основные группы:
— Социальные методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека);
— Психологические методы, которые направлены влияют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).
Социальные методы управления по содержанию и целевой направленностью является отражением объективных социальных связей и отношений внутри трудовых коллективов и между ними. Они обеспечивают формирование и развитие трудовых коллективов путем управления сознанием и поведением людей через факторы их деятельности. Такими факторами являются потребности, интересы, мотивы, идеалы, цели, наклоны и т.п..
Согласно выше сказанному выделяют следующие способы социального воздействия:
— Управление отдельными групповыми явлениями и процессами (моральное стимулирование коллективной инициативы, моральное стимулирование творческой активности работников, социальное прогнозирование, планирование, нормирование и регулирование);
— Управление индивидуально — личностным поведением (моральное стимулирование личной инициативы, воспитания и обучения, личный пример).
Психологические методы управления используются с целью гармонизации отношений работников организации установления благоприятного психологического климата. Объектом психологических методов управления на уровне организации индивид, а целью — управление психической деятельностью личности каждого работника для рационального регулирования его поведения.
В трудовой деятельности работник должен делать всегда то, что хочет, но всегда то, что нужно для предприятия. Поэтому психологические методы менеджмента призваны обеспечивать формирование первичных трудовых коллективов в соответствии с индивидуальными способностями их членов, с учетом их склонностей, интересов. Одновременно важным условием является соблюдение психологической совместимости работников путем регулирования отношений между людьми, способность руководителя влиять на индивидуальную психологию отдельных работников.
К инструментам, которые могут применяться в процессе реализации социально — психологических методов управления относятся:
— Формирование и развитие первичных коллективов;
— Гуманизация труда (дизайн рабочих мест, применение положений эргономики, наличие современных технических средств труда);
— Психологическая мотивация;
— Психологические методы отбора и обучения сотрудников;
— Формирование оптимального психологического климата на предприятии (стиль руководства, культура управления, этика управленческой деятельности).
Среди психологических методов управления различают прямые и косвенные методы воздействия.
При косвенных методах воздействия менеджер создает определенную запланированную ситуацию. Которая позволяет одному работнику или группе выполнять задачи в режиме повседневной организации труда.
Косвенные методы воздействия различают по:
1) условиями труда — это внешняя привлекательность работы, сменность, наличие элементов творчества, ритмичность в работе;
2) элементами системы управления — включает формы стимулирования, контроля, организационные структуры, положения, должностные инструкции и др..
3) личностными социальными и социально — психологическими факторами (психологический климат, корпоративный дух, характер традиций).
Для прямых методов психологического воздействия характерно использование следующих приемов:
а) убеждение — аргументированное активное воздействие с помощью логических средств со снятием предубеждений и других психологических барьеров;
б) внушение — целенаправленное воздействие руководителя на подчиненного путем сосредоточения влияния на его психику посредством обращения к формальным актов, инструкций и т.п.;
в) подражание — воздействие на работника или группу личным примером;
г) привлечения — психологический прием, с помощью которого все работники становятся непосредственными участниками управленческого решения и меры по его реализации;
д) побуждение — выражение, которое подчеркивает достоинства работников, их квалификацию и опыт, выражающих уверенность в надежном решении поставленных задач;
е) принуждение — воздействие, обязывающий выполнять против воли или желания работника даны поручения, обусловленные производственной необходимостью.[1]
Важным способом воздействия при применении психологических методов управления гуманизация труда. То есть уменьшение негативного влияния производственных факторов на человека. Это снижает усталость, улучшает настроение, что в конечном счете способствует повышению производительности труда.
1.2 Основные черты психологических методов
Исследуя сущностное содержание социально-психологических методов управления должны отметить его собственных специфических чертах.
Во-первых, социально — психологические методы управления представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах в ходе реализации функций управления с одной стороны, между субъектом и объектом управления, с другой стороны — между объектами управления. Их особенность заключается в том, что основываясь на использовании моральных стимулов к труду, действуя на личность с помощью психологических приемов. Социально — психологические методы управления превращающие неинтересны, рутинные административные задачи в сознательный долг, внутреннюю потребность человека.
Во-вторых, социально — психологические методы управления имеют свойство действовать на уровне отдельной личности с ее индивидуальными потребностями и психологическими особенностями. Но и способны существенно влиять на отношения внутри всего коллектива предприятия, организации или учреждения, формируя в нем определенные социальные процессы.
Исходя из масштабов, способов, цели, результатов воздействия на личность, на наш взгляд, представляется возможность распределить психологические методы управления на две основные группы:
1) чисто психологические методы, которые направлены влияют на личность конкретного человека и составляют его внутренний мир;
2) социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства, образуя внешний мир человека.
Современный руководитель должен проводить следующие действия для успешного функционирования и повышения эффективности своего предприятия, учреждения или организации:
— Проведение социальных исследований в коллективе (анкетирование, личное наблюдение и т.д.);
— Использование социальных экспериментов, предшествующих кардинальным изменениям в коллективе (изменения в структуре оплаты труда, изменение лидеров);
— Эффективное использование в совокупности психологических методов мотивации и инструментов внушение, убеждение, подражание, побуждения для снижения уровня «сопротивления изменениям» и др.;
— Проведение психологического тестирования сотрудников, соответствующих тренингов, семинаров для руководителей всех уровней управления, организация индивидуальной работы с работниками для определения их типа личности, темперамента, выявления и предупреждения конфликтов.