Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие системы мотивации труда персонала
1.2. Методика оценки мотивации труда персонала
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ДО № 8213/0089 СБЕРБАНКА РОССИИ
2.1. Краткая характеристика ДО № 8213/0089 СБЕРБАНКА РОССИИ
2.3. Анализ системы мотивации в банке
В целях совершенствования мотивации работников разработаны мероприятия:
1.Внедрение системы премирования работников, предусматривающей выплату премий по результатам работы
2. Внедрение системы участия работников банка в прибыли – системы Скэнлона.
По результатам анкетирования выявляют наиболее ценные стороны трудовой деятельности для работников. Полученная иерархия отражает систему ценностных ориентации работников исследуемого предприятия. Удовлетворенность наиболее значимыми характеристиками работы не означает прекращения активизирующего действия мотива, а напротив, усиливает стремление к работе в таких условиях[24].
Система мотивов, доминирующих в структуре трудовой мотивации сотрудников, отражается в иерархии системы ценностных характеристик труда. Поэтому целесообразно в качестве основного источника информации для ранжирования мотивов по степени их значимости, использовать ответы сотрудников на вопрос о ценностных ориентациях с учетом факторов, влияющих на трудовую активность[25].
Таблица 2
Сравнение факторов трудовой активности и мотивов трудовой[26]
деятельности
Ответы о факторах |
Удельный вес |
Мотив трудовой |
Социальные льготы |
Материальный |
|
Хороший заработок |
Материальный |
|
Интересная работа |
Содержание труда |
|
Новые творческие возможности |
Содержание труда |
|
Благоприятные условия труда |
Условия труда |
|
Хорошие товарищи по работе |
Психологический |
|
Похвала руководителей и коллег |
Психологический |
|
Возможность продвижения о службе |
Самореализация |
|
Соответствие работы способностям |
Самореализация |
Полученная информация позволяет ранжировать факторы мотивации, то есть выявить доминирующие факторы.
Выводы.
Мотивация персонала – это процесс, начинающийся с потребности, создающий систему побуждений и активизирующий трудовое поведение работника в организации, ориентированное на достижение четко определенной цели и получение вознаграждения за результаты трудовой деятельности.
Мотивация деятельности – это определенная модель поведения личности, группы, команды в процессе труда (в том числе и управленческого), направленная на достижение цели посредством регулирующих трудовых отношений, как на уровне личных потребностей, так и на уровне предприятия, государства. Многоуровневая модель поведения складывается из внутренних и внешних побуждающих факторов, в основании которых осознанные потребности, опирающиеся на систему мотивов и стимулов, ориентированных на деятельность.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ДО № 8213/0089 СБЕРБАНКА РОССИИ
2.1. Краткая характеристика ДО № 8213/0089 СБЕРБАНКА РОССИИ
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России) создан в форме акционерного общества открытого типа в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60% акций уставного капитала). Его акционерами являются более 200 тысяч юридических и физических лиц. Сбербанк России зарегистрирован 20 июня 1991 г. в Центральном банке Российской Федерации. Регистрационный номер - 1481.
Банк является юридическим лицом и со своими филиалами составляет единую систему Сбербанка России. Объектом исследования является отделение № 8213 Сбербанка России
Структура банка представлена на рис. 1.
Главный бухгалтер
Группа по работе с физическими лицами
Менеджеры по работе с физическими лицами
Менеджеры по работе с юридическими лицами
Бухгалтер-кассир
Начальник
Группа по работе с юридическими лицами
Начальник группы по работе с физическими лицами
Начальник группы по работе с юридическими лицами
Рис. 1. Структура управления банка
Основные показатели деятельности банка представлены в таблице 3.
Таблица 3
Основные технико-экономические показатели деятельности ДО № 8213/0089 Сбербанка России за 2013 – 2015 гг.
Исследование системы мотивации позволило выделить ее проблемные области в исследуемом отделении банка. Выявленные проблемы позволяют определить направления совершенствования существующей системы мотивации.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Изменение |
|||
Абсолют. |
Относит., % |
|||||||
2013/ 2014 |
2014/ 2015 |
2014/ 2013 |
2015/ 2014 |
|||||
Операционные доходы |
Тыс. руб. |
9840 |
11050 |
12780 |
1210 |
1730 |
12,3 |
15,66 |
Численность работающих, в т.ч. |
Чел. |
20 |
22 |
23 |
2 |
1 |
10 |
4,54 |
руководители |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
специалисты |
19 |
19 |
19 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
прочие служащие |
0 |
2 |
3 |
2 |
1 |
- |
50 |
|
Выработка в стоимостном выражении: на одного работающего |
Тыс. руб. |
492 |
502,27 |
555,65 |
10,27 |
53,38 |
2,09 |
10,63 |
Выработка в стоимостном выражении: на одного опер. специалиста |
Тыс. руб. |
520 |
534 |
579 |
14 |
45 |
2,7 |
8,4 |
Операционные расходы |
Тыс. руб. |
6129,8 |
6650 |
7502 |
520,2 |
852 |
8,5 |
12,81 |
Затраты на 1 руб. реализации услуг |
Руб. |
0,62 |
0,6 |
0,59 |
-0,02 |
-0,01 |
-3,23 |
-1,67 |
Прибыль от реализации услуг |
Тыс. руб. |
3710,2 |
4400 |
5278 |
689,8 |
878 |
18,59 |
19,95 |
Рентабельность услуг |
% |
60,53 |
66,17 |
70,35 |
5,64 |
4,18 |
- |
- |
За 2014 г. операционные доходы банка возросли на 12,3 % относительно 2013 г., а в 2015 г. они увеличились еще на 15,66 %. Рост операционных доходов опережал темпы роста численности персонала банка, которая в 2014 г. возросла на 10,00, а в 2015 г. на 4,54 % относительно 2014 г. Таким образом, рост операционных доходов банка в 2015 г. происходил преимущественно за счет роста производительности труда. Действительно, выработка в 2015 г. на 10,63 % выше показателя 2014 г.
Рост фонда оплаты труда был обусловлен как увеличением численности персонала, так и заработной платы. Всего в 2014 г. фонд оплаты труда увеличился на 22,54 %, а в 2015 г. – на 9,64 %.
Положительным в работе банка является сокращение расходов на рубль реализации услуг. В результате прибыль банка от реализации услуг в 2014 г. возросла на 18,59 %, а в 2015 г. еще на 19,95 %. Показатель рентабельности услуг в 2015 г. составил 70,35 %, что на 9,82 п.п. выше показателя 2013 г. и на 4,18 п.п. выше показателя 2014 г.
Таким образом, исходя из проведенного анализа, делаем вывод о том, что в целом за анализируемый период банк функционировал эффективно, о чем говорит увеличение объема операционных доходов, прибыли и рентабельности.
2.2. Анализ трудовых ресурсов
Задача анализа состояния и использования трудовых ресурсов состоит в изучении обеспеченности банка работниками различных категорий, выявления возможности снижения текучести и повышения квалификации персонала. Первым этапом анализа состояния персонала банка является анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами (по всем категориям). Динамику обеспеченности банка трудовыми ресурсами представим в таблице 4.
Таблица 4
Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами банка за 2013-2015 гг.
Категории работающих |
Среднесписочная численность |
Абсолютные отклонения, (+,-) |
Темп прироста, % |
||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2014г./ 2013 г. |
2015г./2014 |
2014г./ 2013г. |
2015г./ 2014г. |
|
Специалисты |
19 |
19 |
19 |
- |
- |
- |
- |
Руководители |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Прочие служащие |
- |
2 |
3 |
2 |
1 |
- |
50,00 |
Всего численность персонала |
20 |
22 |
23 |
2 |
1 |
10,00 |
4,55 |
Исходя из приведенных в таблице 2.8 данных, видно, что в 2014-2015 гг. численности персонала банка возрастала. Однако, прирост численности имеет место только по прочему персоналу.
Далее рассмотрим структуру движения персонала в ДО №8213/0089 Сбербанка России.
Таблица 5
Данные о движении персонала
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Абсолютное отклонение |
|
2014 от 2013 |
2015 от 2014 |
||||
Численность персонала на начало года |
20 |
20 |
24 |
0 |
4 |
Приняты на работу |
1 |
4 |
1 |
3 |
-3 |
Выбыли |
1 |
0 |
2 |
-1 |
0 |
В том числе: По собственному желанию Уволены за нарушение трудовой дисциплины |
1 0 |
0 0 |
0 2 |
-1 0 |
0 2 |
Численность персонала на конец года |
20 |
24 |
22 |
4 |
-2 |
Кол-во работников, проработавших весь год |
19 |
20 |
22 |
1 |
2 |
Среднесписочная численность персонала |
20 |
22 |
23 |
2 |
1 |
Коэффициент оборота по приему работников |
0,05 |
0,18 |
0,04 |
0,13 |
-0,14 |
Коэффициент оборота по выбытию работников |
0,05 |
0 |
0,08 |
-0,05 |
0,08 |
Коэффициент постоянства кадров |
0,95 |
0,91 |
0,96 |
-0,04 |
0,05 |
Исходя из данных таблицы 5, видно, что коэффициент оборота по приему в 2014 г больше коэффициента оборота по выбытию работников, это связано с появлением новой вакансии в офисе Сбербанка, но в 2015 г. коэффициент оборота по выбытию больше коэффициента оборота по приему вследствие нарушения трудовой дисциплина работниками. В целом же за 3 года можно сказать, что в офисе сохраняется постоянство кадров.