Файл: Исследование особенностей выбора стиля руководства в организации (ООО «Мираторг»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы стиля руководства в организации
1.1. Сущность трудовых ресурсов и системы управления персоналом
2. Анализ стиля руководства ООО «Мираторг»
2.1. Общая характеристика организации
3. Пути совершенствования стиля руководства в организации
ВВЕДЕНИЕ
Основное условие усиления в мире экономической и политической роли России, а также повышения благосостояния населения страны в настоящее время заключается в обеспечении роста ее конкурентоспособности. В современном идущем по пути глобализации мире важным фактором устойчивого и успешного развития становится способность максимально быстро адаптироваться в условиях международной конкуренции.
Эффективное управление в современных условиях представляет собой наряду с материальными, финансовыми, человеческими и иными ресурсами ценный ресурс организации. Следовательно, повышение эффективности системы управления персоналом становится одним из направлений совершенствования в целом деятельности предприятия.
Значительный вклад в теоретические и методологические вопросы управления персоналом и исследование стилей руководства внесли такие авторы, как Базарова Т. Ю., Барбарская М.Н., Бобкова Н. Г., Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б., Гирич В.Н., Алексахина Л.В., Глухенькая Н. М., Дубровская Е. А., Казарян И.Р., Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Ивановская Л.В., Корзенко Н.И., Ларионов Г.В., Маслов Е.В., Пильман К.С., Селентьева Д.О., Чумак В.Г., Фисенко Л.Е., Толок И.В. и другие.
Цель курсовой работы – исследование особенностей выбора стиля руководства в организации.
- изучить сущность трудовых ресурсов и системы управления персоналом;
- определить понятие и типы стилей руководства;
- провести анализ стиля руководства в организации;
- определить пути совершенствования стиля руководства в организации.
Объект исследования – ООО «Мираторг».
Предмет исследования – стиль руководства в ООО «Мираторг».
При проведении данного исследования были использованы следующие приемы и методы:
- методы экспертной оценки,
- анкетирование,
- опросы,
- модели анализа культуры.
Для написания данной работы использованы теоретическая база учебных пособий и учебников, статистические данные и законодательная база нормативно-правовых документов.
1. Теоретические основы стиля руководства в организации
1.1. Сущность трудовых ресурсов и системы управления персоналом
Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения, которая способна производить материальные услуги и блага в силу интеллектуальных и психофизиологических качеств. В соответствии со сложившейся статистической практикой трудовые ресурсы включают в себя в трудоспособном возрасте трудоспособных граждан и граждан старше и моложе трудоспособного возраста, работающих в экономике страны. Работающими подростками называют тех, кто моложе, а тех, кто постарше именуют работающими пенсионерами. Другими словами, трудовые ресурсы включают в себя потенциальных и реальных работников [1, с.54].
Трудовые ресурсы являются не единственным понятием, выражающим человеческие ресурсы. Понятие «экономически активное население», состоящее из ищущих работу безработных и занятого населения, утвердилось в странах с высокоразвитой рыночной экономикой. Также распространено понятие «гражданское экономически активное население», исключающее военнослужащих [4, с.44].
Понятие «рабочая сила» широко используется в экономической литературе. Принято понимать под рабочей силой способность человека к труду, другими словами совокупность его интеллектуальных и физических способностей, применимых в производстве. Рабочая сила практически характеризуется показателями образования, здоровья и профессионализма [8].
Рис. 1. Содержание трудовых ресурсов [9, с.269]
Понятием «человеческий капитал» характеризуется совокупность качеств, определяющих производительность и имеющих возможность стать для человека, предприятия, семьи и общества источниками дохода.
С целью определения возможностей эффективного труда используется понятие «кадровый потенциал».
Под кадровым потенциалом понимают предельную величину возможного участия в производстве трудящихся с учетом уровня накопленного опыта и профессиональных знаний, психофизиологических особенностей [1, с.184].
Рис.2. Компоненты кадрового потенциала [10, с.124]
1.2. Понятие и типы стилей руководства
Менеджмент - это когда более высокий человек, используя свою позицию, оказывает управленческое влияние на своих подчиненных, тем самым достигая определенных целей. Структура предприятия ставит эту роль конкретному человеку. Функции этого лица определяются законами внутри организации, и если он находится на вершине бизнеса или его владельца, то его функции ограничены рамками законов. Лидерство - это когда человек, используя неформальную систему общения, влияет на людей и использует их для достижения своих целей [6, с.72].
Лидерство не определяется какой-либо структурой или чем-то еще, оно неожиданно появляется, когда кто-то из группы успешно, а остальная часть группы благоприятна для него [2, с.118].
Итак, что такое стиль руководства? Стиль лидерства - это система психологических влияний, которая используется лидером для достижения определенных определенных целей ранее, воздействуя на подчиненных или коллег на работе. Для большего влияния влияния требуется, чтобы лидер имел достаточно высокий авторитет и уважение среди членов группы. Один из всемирно известных психологов, Курт Левин, создал свою собственную классификацию стилей руководства. Он состоит из трех типов:
- авторитарный стиль;
- демократический стиль;
- либеральный стиль [11, с.113].
Авторитарный стиль. Этот стиль основан на чисто формальных отношениях внутри организации. Лидер хорошо осведомлен о своих правах и о том, насколько он его использует. Он ограничивает и очень жестко неформальные отношения в организации и нагружает своих подчиненных своими обязанностями. Здесь большое внимание уделяется руководителю по контролю персонала. Этот стиль в организациях используется в кризисных ситуациях или когда компания является слишком сложной организационной структурой. Если это ничего, тогда менеджер не имел отношений с командой, и, возможно, возник конфликт [4, с.217].
Демократический стиль. Этот стиль характеризуется привлекательностью лидера к мнению подчиненных, их участием в разработке и принятии решений. Лидеры, использующие эти стили, не рисуют реальные границы, как в предыдущем стиле, между их правами и обязанностями подчиненных. Этот стиль также характеризуется частичной передачей полномочий. Этот стиль считается одним из лучших для менеджмента в группах, где есть сформированная команда и, соответственно, высокая квалификация сотрудников [13, с.346]
Либеральный стиль. В этом стиле лидер почти полностью оставляет свои обязанности. Он не принимает управленческих решений, а ведет себя как самый обычный сотрудник. Решения руководства принимаются единообразно. Этот стиль предполагает управление группой его членов, и он эффективен только тогда, когда все члены группы несут ответственность и имеют высокую квалификацию в своей деятельности.
Рис. 3. Факторы, которые следует учитывать при выборе того или иного стиля управления [9, с.69]
При определении стиля управления следует иметь в виду, что основным критерием стиля является метод принятия решений. Кроме того, существуют другие параметры, которые представлены в матрице стилей управления (табл. 1), с помощью которых вы можете более точно определить стиль управления.
Таблица 1 - Матрица стилей управления [5, с.46]
Сравнивая стили руководства, можно увидеть определенный шаблон. Авторитарный стиль основан на мотивации персонала административными методами. Стиль демократического управления использует экономический и социально-психологический эффект. Либерал использует все три метода одновременно, но они используются не естественно, а в соответствии с ситуацией [15, с.1].
Авторитетный стиль обычно используется строгими людьми. Они очень ответственны и любят делать все согласно правилам. Чаще всего эти люди очень строгие и строгие по своей природе, потому что, если они не такие люди, их просто не будут слушать и подчиняться. Они очень нелюдимы. Возможно, это потому, что они либо полностью погружены в работу, либо просто их психологическая природа скрытных людей. Поощрение таких людей в коллективе - это огромный успех, но даже он не спасет бывшего лучшего сотрудника от наказания в случае ошибки [3].
Автократический (авторитарный) стиль подразумевает жесткое руководство — распоряжения, инструкции, требующие от группы неукоснительного выполнения. Придерживающийся этого руководитель определяет всю деятельность группы, прописывает все технические приемы и действия.
Для этого стиля характерны четкая постановка целей деятельности, энергичная форма отдачи распоряжений, приказаний, нетерпимость ко всему, что идет вразрез с мнением руководителя. Члены группы у такого руководителя постоянно находятся в состоянии неопределенности относительно своих будущих действий, знают только свои частные задачи.
Связи между участниками сводятся руководителем до минимума, так чтобы они осуществлялись только через его посредничество или при его наблюдении. Руководитель при необходимости разбивает подчиненных на группы, не считаясь с их мнением. В похвалах и критике придерживается только своего мнения [17, с.119].
По мнению К. Левина, авторитарный стиль руководства — это обезличенность и отчужденность, но не откровенная враждебность.
Рис. 4. Подтипы авторитарного стиля [14, с.73]
Демократический стиль обычно используется общительными людьми, но они хотят контролировать все. Они используют подчиненных в качестве советников для рассмотрения своих решений извне. Можно сказать, что они открыты для критики и готовы развиваться. Подбирая новый персонал, они пытаются улучшить команду и сделать ее сильнее. Сила этих лидеров заключается в их открытости в отношении их подчиненных, но в то же время полного контроля над властью [18, с.11].
При демократическом стиле руководства группа в той или иной мере подключается к организации деятельности. Руководитель разрешает членам группы участвовать (и даже приветствует это) в определении содержания ее деятельности, распределяет между ними ответственность, поощряет и развивает отношения между подчиненными, стремясь уменьшить внутригрупповое напряжение; создает атмосферу товарищества и делового сотрудничества.
Все члены группы в общем виде знают все основные этапы деятельности. Когда кто-то просит совета, руководитель предлагает на выбор не один, а несколько способов достижения цели. Сотрудники разбиваются на группы по их желанию. Руководитель старается быть объективным в своей похвале и критике их участников [16, с.81].
Позицию руководителя, придерживающегося демократического стиля, можно охарактеризовать как «первого среди равных». Его власть необходима для рационального выполнения стоящих перед коллективом задач, но не основывается на приказах и репрессиях. Такой руководитель более доступен для подчиненных, которые чувствуют себя с ним свободно и общаются охотно. Предоставление подчиненным в ряде случаев самостоятельности и инициативы способствует формированию у них зрелого в социальном плане поведения [12, с.85].
Однако отсутствие жесткости и агрессивности подобный руководитель должен компенсировать большей, чем обычно, включенностью в работу. Настойчивость, последовательность и такт — главное «оружие» руководителей, демонстрирующих этот стиль руководства.
Одним из наиболее знаменитых был эксперимент, проведенный Левином вместе с коллегами Липпитом и Уайтом в 1939 году по выяснению влияния авторитарного и демократического климата на отношения членов группы и групповые явления [19, с.94]
В одном случае лидер целиком определял деятельность группы, он должен был говорить, что и как делать, распределять задания, формировать работающие пары, оценивать и критиковать работу; одним словом, доминировать над группой — так создавалась атмосфера авторитарного лидерства. Во втором случае цели и средства их достижения устанавливались в результате группового обсуждения, участники всегда имели право выбора действий, сами распределяли работу и подбирали себе напарников; в своих оценках руководитель стремился к объективности и старался быть скорее членом группы, чем ее руководителем, что в целом, по мнению исследователей, и составляло суть демократического стиля лидерства.
Одиннадцатилетние дети, которые собирались после школы и мастерили разные поделки, были разделены на две группы по пять человек в каждой. Они встречались одиннадцать раз, и ими руководил один и тот же человек (Липпит), который в одной группе играл роль демократического лидера и создавал демократическую атмосферу, а в другой — роль авторитарного лидера. Пятеро наблюдателей фиксировали особенности поведения лидера и детей, количество и характер действий лидера и т. д [7, с.105].