Файл: Понятие и значение приватизации (Сущность приватизации ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Способы и формы приватизации
Глава 2 Анализ осуществления приватизации в России
2.1 История приватизации в России после распада СССР
2.2 Практика приватизации в современной России
Глава 3 Проблемы и перспективы осуществления приватизации в России
3.1. Оценка эффективности приватизации как инструмента государственного регулирования собственности
3.2 Проблемы осуществления приватизации в России
Насовременном этапеприватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.
Существует государственная программа приватизации государственного и муниципального имущества, а так же аналогичные местные программы приватизации субъектов РФ. Закон о приватизации предусматривает, что прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ.Этот акт содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества, которые планируется приватизировать в соответствующем году. В нем должны приводиться характеристика данного имущества и предполагаемые сроки приватизации. Порядок разработки прогнозного плана утверждается Правительством РФ. Предложения о включении в него находящихся в федеральной собственности предприятий и акций акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, иного имущества направляют федеральные органы исполнительной власти. Такие предложения могут быть направлены также органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Утвержденный прогнозный план направляется в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов. Отчет о выполнении прогнозною плана ежегодно, до 1 мая, представляется в Государственную Думу Правительством РФ[27].
Первым этапом начала приватизации является определение состава имущественного комплекса предприятия, который фиксируется в передаточном акте. Данный документ составляется на основе данных проведенной инвентаризации, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, находящиеся в собственности предприятия, и о правах на них. При приватизации имущественного комплекса предприятия всё имущество, что не было включенное в состав активов указанного предприятия, изымается собственником, непосредственно государством. После составления передаточного акта принимается решение о способе приватизации имущества (они были рассмотрены ранее). Посредством бухучёта определяется нормативная цена - минимальная цена, по которой возможно продажа этого имущества и перечень объектов, не подлежащих приватизации. Согласно закону, решение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации. Оно должно быть опубликовано не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Покупатель, физическое или юридическое лицо, должен подать заявку о желании приобрести имущество. По завершению продажи и подписания договоров, подлежит опубликованию информация о результатах сделок приватизации государственного и муниципального имущества в средствах массовой информации в месячный срок со дня совершения указанных сделок.
Необходимо отметить, что между количественными «успехами» разгосударствления собственности и качественными изменениями в экономике не существует прямой зависимости. Напротив, массовая распродажа государственных активов в отсутствие должных правовых и институциональных условий привели к замедлению процесса формирования эффективных собственников и не стали инструментом содействия реструктуризации и модернизации экономики.
Более того, в результате приватизации в России, по оценкам экспертов Мирового банка, в настоящее время существует самый высокий в мире уровень концентрации частной собственности. То есть сложилась ситуация, тормозящая процессы достижения конкурентоспособности российской экономики. Формирование слоя мелких и средних собственников и предпринимателей, являющихся в развитых демократических государствах движущей силой экономического развития и опорой политической стабильности, не состоялось и было отодвинуто на неопределенное время
С 2014 года Правительство принялось за принятую в 2013 году программу приватизации: первые преобразования коснутся аэропорта Внуково. Сейчас федеральные власти владеют 74,74% акций ОАО "Аэропорт Внуково" и 25% плюс одна акция ОАО "Международный аэропорт Внуково". Ранее 24 июня 2013 года было принято поручение президента России, согласно которому необходимо было проработать вопрос о создании во всех аэропортах Московского авиаузла управляющих компаний, которые консолидировали бы все имущество аэропортов. В начале 2000-х годов московские власти разработали концепцию реконструкции аэропорта. В ходе нее было построено несколько новых терминалов, перестроены взлетно-посадочные полосы и командно-диспетчерский пункт[27].
В плане приватизации на ближайшие годы также значится аэропорт Шереметьево и десятки других стратегически важных объектов. Аэропорты передаются в частные руки, что, по мнению экономистов, должно увеличить пассажирооборот. Сама отрасль авиастроения уже давно нежизнеспособна без государственной поддержки: так, по данным Государственного НИИ гражданской авиации (ГосНИИ ГА) в 2010 году доля западных самолетов в объеме поставок пассажирских лайнеров приблизилась к 90%. В упадок пришла система обучения профессиональных кадров. Трагедия в Казани вместо того, чтобы доказать, что эти отрасли нуждаются в возрождении и государственной поддержке, возымела обратный эффект: власть пришла к поразительному выводу, что пилотов нужно брать из-за рубежа. Тем самым сделан еще один шаг в сторону подрыва национального суверенитета.
Новая волна приватизации, рассчитанная на 2014 год призвана пополнить бюджет за счет средств от приватизированного имущества (по прогнозам ежегодный доход от приватизации составит 3 млрд.р.), однако опыт приватизации предприятий в Министерстве Обороны печально известен. Поэтому возникают сразу две проблемы: приватизация станет эффективным средством отмывания денег, когда активы будут проданы подставным компаниям по заниженным ценам, с другой стороны – государство уйдет из тех отраслей, которые ранее в советские времена считались стратегически важными, а некоторые – социально-ориентированные. Очевидно, что частный инвестор будет более заинтересован в извлечении прибыли, нежели поддержании на необходимом социальном уровне цены и инфраструктуры.
Согласно плану приватизации из 1795 ФГУП приватизировано будет 514, из 2337 акционерных обществ акции 436 компаний планируется также передать в руки частных собственников[27].
В программе приватизации указано, что на основании отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации также будут приватизированы пакеты акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики.
Так, в 2014 году планировалось сокращение участия Российской Федерации в уставном капитале открытых акционерных обществ: Росспиртпром; Объединенная зерновая компания; РОСНАНО; Ростелеком.
С учетом решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в отношении стратегического развития Московского авиационного узла в 2014 году планировалось сокращение участия Российской Федерации в уставном капитале открытых акционерных обществ: "Международный аэропорт Шереметьево"; "Аэропорт Внуково"; "Международный аэропорт "Внуково".
Сейчас доля государственных предприятий в общем объеме отгруженных товаров минимальна: к примеру, в сфере добычи полезных ископаемых она составляет менее 1%.
Объем отгруженных товаров по собственникам предприятий, в % к общему объему отгруженных товаров по отрасли представлен на рис.5.
Рис.5. Объем отгруженных товаров по собственникам предприятий, в % к общему объему отгруженных товаров по отрасли[27]
Государство в ряде областей полностью устранилось от хозяйственной деятельности, оставив это на откуп частным и иностранным собственникам. Итогом этой избыточной либерализации уже стала стагнация российской экономики 2013 года. Дальнейший уход государства приведет к острой кризисной ситуации, избежать которую власть на данном этапе еще сможет, если вовремя вспомнит о традиционной роли государства в российской экономике и откажется от чуждых российской ментальности либеральных губительных парадигм.
Отраслевой анализ итогов приватизации, проведенный по результатам контрольных мероприятий Счетной палаты, свидетельствует, что организация и контроль за ходом приватизации во всех отраслях экономики были возложены в основном на единственный орган исполнительной власти – Росимущество, осуществлявшее полномочия собственника. Отраслевые министерства по существу были отстранены от участия в определении приоритетов и содержания приватизационных мероприятий, не привлекались к контролю за ходом приватизации и использованием федеральной собственности в «профильных» секторах экономики, а выполняли лишь второстепенные функции. В результате при приватизации зачастую не учитывались отраслевые особенности предприятий и важность сохранения производственных связей, что в конечном итоге приводило к негативным последствиям для экономики в целом.
Глава 3 Проблемы и перспективы осуществления приватизации в России
3.1. Оценка эффективности приватизации как инструмента государственного регулирования собственности
В результате проведенной в стране приватизации, по крайней мере, формально, было создано одно из необходимых условий перехода к экономике многоукладного типа. В то же время, ни одна из декларированных приоритетных целей приватизации так и не была достигнута.
В документе Счетной палаты приведены многочисленные свидетельства низкой экономической эффективности российской приватизации.
Во-первых, она не решила задачу повышения результативности производства. Сегодня в России, как правило, неэффективно работают предприятия любых форм собственности. Более половины государственных, муниципальных и частных предприятий, за исключением относящихся к так называемой «трубе» и «теневому сектору» национальной экономики, являются убыточными[7,с.132].
Во-вторых, так и не была решена проблема привлечения инвестиций, хотя, заметим, что средства у «этого» государства и у «этого» частного капитала на цели модернизации экономики страны имеются. Прежде всего, в так называемом стабилизационном фонде, образованном от продажи сырья по высоким ценам. Однако средства этого фонда, по большей части, вкладываются, почему-то, преимущественно не в свои, а в западные компании. Не оправдались и надежды на привлечение иностранных инвестиций. Если таковые и были, то строго избирательные. В первую очередь они, как было отмечено в записке, направлялись в стратегически важные и экономически значимые предприятия оборонного комплекса и сопряженные с ними предприятия научно-технической сферы, машиностроения, металлургии, химической промышленности. Отсутствие ограничений на допуск иностранных инвесторов к приватизации этих объектов способствовало установлению контроля над ними со стороны иностранного капитала через подставных лиц и на вторичном фондовом рынке.
Отсутствие долгосрочной приватизационной политики государства привело к тому, что акции стратегически важных предприятий оказались скуплены иностранными фирмами. Результаты подобных сделок во многих случаях отрицательны для нашей страны.
В-третьих, не была создана конкурентная среда на рынке – одно из главных условий формирования успешных предприятий.
Положительная оценка же приватизации как инструмента государственного регулирования собственности связана, главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том числе с устранением монополии государственной собственности в стране и формированием основы многоукладной экономики. Важными результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи.
О появлении тенденции улучшения функционирования приватизированных предприятий по сравнению с неприватизированными говорят некоторые показатели. В частности, по выборочным обследованиям, существенно возрос в сфере услуг удельный показатель эффективности, то есть объем выручки с 1 кв. м площади (коэффициент использования площади); в ряде отраслей добывающей промышленности увеличилась извлекаемость сырья.
Очевидно, что эффективность работы любой компании связана не столько с видами собственности, сколько с компетентностью управления, и с условиями макросреды, в которой она функционирует. До настоящего времени все еще нет принципиальных различий в результатах деятельности большинства государственных и частных акционерных предприятий, поскольку отсутствует реальная ответственность менеджмента за результаты деятельности и в тех, и в других. Среда, в которой действуют оба типа предприятий, также меняется очень медленно и остается далеко не идеальной[13,с.145].
Для процесса приватизации, проводимого в нашей стране можно отметить несколько характерных особенностей, присущих только ему:
Приватизация проводилась не столько по Законам, сколько по Указам президента и ведомственным нормативным документам Росимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).
Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандарты процедур приватизации, однако широко применялись "индивидуальные процедуры приватизации", вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).