Файл: Понятие и значение приватизации (Сущность приватизации ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Способы и формы приватизации
Глава 2 Анализ осуществления приватизации в России
2.1 История приватизации в России после распада СССР
2.2 Практика приватизации в современной России
Глава 3 Проблемы и перспективы осуществления приватизации в России
3.1. Оценка эффективности приватизации как инструмента государственного регулирования собственности
3.2 Проблемы осуществления приватизации в России
Введение
В последнее 10-летие в мире происходят существенные изменения в системе управления госсобственностью. Они охватывают все сферы деятельности и уровни хозяйствующих субъектов государства, затрагивая многие стороны их отношений с обществом, и проявляются не только в национальном, но и в международном и глобальном масштабах. Эти трансформации совершаются на фоне других фундаментальных процессов формирования новой экономики современного мира, глобализации производства, интернационализации капитала, являясь их следствием и продолжением.
Масштабная приватизация, в частности проведенная в России, представляет собой лишь один из возможных, часто не самых эффективных путей разгосударствления. Существуют и другие, достаточно действенные методы рационального распоряжения госсобственностью в интересах всего общества. В современной западной экономической науке и практике концессии рассматриваются как главная форма разгосударствления в контексте новой концепции партнерства государства и частного сектора конца ХХ в.
Одним из методов избавления государства от неэффективных активов можно считать включение данного имущества в программу приватизации на очередной календарный год. Однако, в целях недопущения злоупотреблений со стороны представителей государственного аппарата следует подвергать тщательному анализу обоснование неэффективности и нерациональности того или иного объекта государственной собственности.
Кроме этого, важное значение при оптимизации бюджетных потоков имеет реализация качественно новых подходов к осуществлению мероприятий государственного финансового контроля и аудита в государственном секторе. На первое место в расстановке приоритетов использования государственного имущества выходят показатели доходности и учета рисков.
Предмет работы – приватизации как инструмента государственного регулирования собственности в рыночной экономике.
Объект работы – приватизации как инструмента государственного регулирования собственности в России.
Цель работы - исследование понятия и значения приватизации.
Задачи работы:
-изучить сущность приватизации;
-изучить способы и формы приватизации;
-исследовать историю приватизации в России после распада СССР;
-исследовать практику приватизации в современной России;
-исследовать проблемы осуществления приватизации в России;
-исследовать перспективы осуществления приватизации в России.
Информационную базу работы составила учебная литература, статьи авторов в периодической печати.
Глава 1 Теоретические аспекты понятия приватизации как инструмента государственного регулирования собственности в рыночной экономике
1.1 Сущность приватизации
Государственное имущество – форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности[2,с.102].
Бюджетные потоки по управления государственным имуществом – это процесс движения финансовых ресурсов по различным направлениям, связанным с использованием государственного капитала различными субъектами имущественных правоотношений. На наш взгляд, это определение не является полностью исчерпывающим при толковании данного понятия, однако оно отражает возможные классификационные признаки этого явления.
По отношению к государству бюджетные потоки могут быть входящими (доходы государства) и исходящими (государственные расходы).
В целях решения задачи по оптимизации объема публичного имущества необходимо провести категоризацию имущества, находящегося в настоящее время в государственной и муниципальной собственности:
1) имущество, действительно необходимое для осуществления «публичных» функций. По сути, это – имущество, вообще исключенное из оборота, и имущество, ограниченное в обороте принадлежностью только Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям;
2) имущество, которое может находиться в государственной и (или) муниципальной собственности и использоваться в качестве базы выполнения социальных обязательств до того времени, пока такие обязательства окончательно не перейдут в плоскость рыночных, частно-правовых отношений;
3) недопустимое для нахождения в государственной и муниципальной собственности имущество, то есть имущество, используемое властными органами на цели, не имеющие никакого отношения ни к администрированию, ни к социальным обязательствам перед обществом[4,с.132].
Процесс управления государственной собственностью основывается на тесной взаимосвязи экономических и юридических отношений, однако он отнюдь не однообразен. Управление собственностью реально протекает в различных формах, отображающих особенности правового режима объекта управления и правового статуса, а также порядка действий субъекта управления.
Формы управления государственной собственностью можно разделить на:
преобразующие (трансформирующие) — приватизация, национализация, разграничение государственной собственности, гражданско-правовые сделки с государственным имуществом, а также сделки смешанного характера — государственные закупки, концессионные соглашения, создание, реорганизация и ликвидация государственных организаций (включая банкротство)
текущие (оперативные) — учет и регистрация объектов, управление государственными организациями, землей, акциями и т.д. Оговоримся, что это лишь основные формы.
Понятие приватизация подразумевает отчуждение имущества принадлежащего государственным предприятиям, организациям и учреждениям, а так же земельного и жилищного фонда, который находится в коммунальной или госсобственности в пользу юридических или физических лиц, которые являются покупателями в рамках законодательства о приватизации.
Приватизация осуществляется для повышения экономической и социальной эффективности производства. Благодаря приватизации происходит привлечение средств на структурную перестройку экономики. Кроме этого приватизация преследует и такие цели как: привлечение граждан к участию в поддержании и сохранении жилья, формирует рыночные отношения, а так же стимулирует эффективное и рациональное использование земельных ресурсов, и содействует развитию предпринимательской деятельности. В зависимости от выполняемых задач и целей, описанных выше имеются и соответствующие формы приватизации, и соответствующие механизмы их реализации и исполнителей. К примеру, приватизация жилищного фонда выполняется уполномоченными органами при местных органах власти и предприятиями и организациями которые имеют государственный жилищный фонд[3,с.120].
Подсубъектами приватизации следует понимать продавцов, покупателей государственного и муниципального имущества, а также специально созданные государственные органы. Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области приватизации, является Минимущество РФ. В субъектах РФ создаются территориальные органы по управлению государственным имуществом. В соответствии со ст. 6 Закона о приватизации, по специальному поручению Правительства РФ от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества может осуществлять специализированное государственное учреждение. В настоящее время таким специализированным учреждением является Российский фонд федерального имущества. Покупателями государственного имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также кроме иных юридических лиц, в уставном капитале которых доля государственного и муниципального имущества превышает 25 процентов. В целях защиты публичных интересов федеральными законами могут быть установлены ограничения на участие в приватизации отдельных категорий физических и юридических лиц. Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации.Объекты приватизации- это то государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом о приватизации. По своему содержанию объекты делятся на: государственные и муниципальные предприятия и их структурные подразделения; материальные и нематериальные активы; принадлежащие государственным и муниципальным образованиям акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации. В зависимости от формы собственности выделяют объекты государственной и муниципальной собственности. При этом объекты государственной собственности могут принадлежать РФ или субъектам РФ.
В процессе приватизации могут принимать участие следующие категории лиц: Граждане страны и иностранные граждане, а также лица без определенного гражданства; Юридические лица, которые имеют регистрацию на территории той страны, где будет производиться приватизация; Юридические лица других государств, в рамках законов и нормативно-правовых актов. А вот допускаться к приватизации не имеют право лица, которые работают в фонде госимущества (и им подобным структурам), сами органы власти и управления, а так же юридические лица которые в своем имуществе имеют долю государственной собственности более чем 25% и другие субъекты, список которых определен специальными законами государства[5,с.109].
Законодательство о приватизации, в частности Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" 2001 г. (далее - Закон о приватизации), содержит нормы[1]:
регулирующие деятельность государственных и муниципальных органов;
касающиеся их прав и обязанностей в сфере управления и реализации полномочий;
связанные с организационно-управленческой деятельностью (полномочия органов по управлению имуществом, иных государственных органов в сфере приватизации).
Эти отношения являются административными, возникают между различными государственными (муниципальными) органами в сфере управления и характеризуются методом власти и подчинения. Другую группу отношений, регулируемых законодательством о приватизации, составляют гражданские правоотношения, возникающие между равноправными субъектами в связи с переходом прав собственности на приватизируемое имущество.
Подчеркнем, что в действующем в настоящее время Федеральном законе "О приватизации государственного и муниципального имущества" достаточно последовательно выдерживается линия, направленная на соблюдение норм и общих принципов гражданского законодательства. Положениями названного Закона прямо предусмотрено, что к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным Законом о приватизации, применяются нормы гражданского законодательства. Таким образом, отношения (в преобладающем большинстве), возникающие при приватизации государственного или муниципального имущества, то есть отношения по передаче в частную собственность объектов приватизации, являются гражданско-правовыми и регулируются гражданским правом.
1.2 Способы и формы приватизации
Способы приватизации государственного и муниципального имущества[6,с.121]:
1) преобразование унитарного предприятия в ОАО (смена организационно-правовой формы унитарного предприятия; изменяется собственник имущества (им становится ОАО); государство или муниципальное образование получают в собственность его акции, которые впоследствии могут быть отчуждены);
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе. Покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право приобретения принадлежит покупателю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену. Аукцион является открытым по составу участников; предложения подаются участниками в запечатанных конвертах; при одном участнике признается несостоявшимся; при равенстве предложений победителем признается подавший заявку раньше; в течение 5 дней с победителем заключается договор купли-продажи;
3) продажа акций ОАО на специализированном аукционе (открытые торги; все победители получают акции ОАО по единой цене за акцию; открытый по составу участников; передача акций и оформление права собственности - не позднее 30 дней);
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции ОАО, составляющие более 50% его уставного капитала, если в отношении указанного имущества покупателю необходимо выполнить определенные условия, срок выполнения которых не более года; право приобретения принадлежит предложившему наиболее высокую цену; открытый по составу участников. Предложения подаются в запечатанных конвертах; при равенстве предложений победителем признается подавший заявку раньше;
5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО (может осуществляться посредством их использования в качестве обеспечения ц/б, выпускаемых иностранными эмитентами; решение о продаже принимается Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ);
6) продажа акций ОАО через организатора торговли на РЦБ (осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли; для продажи могут привлекаться брокеры в порядке, установленном Правительством РФ; условия договоров с брокерами должны предусматривать продажу по цене, которая не может быть ниже начальной цены);
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (осуществляется, если аукцион был признан несостоявшимся; в информационном сообщении указываются (величина снижения начальной цены; период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения (цена отсечения)); право приобретения принадлежит заявителю, который первым подал заявку на приобретение по цене первоначального предложения; при отсутствии в установленный срок заявки осуществляется снижение цены предложения через периоды, установленные в информационном сообщении; удовлетворяется первая заявка на покупку по цене предложения; снижение цены может осуществляться до цены отсечения);