Файл: Система источников предпринимательского прав (Общепризнанные принципы и нормы международного права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российская практика корпоративных отношений долгое время не была урегулирована законодательно. В крупных корпорациях участники объединялись, договаривались действовать определенным образом, голосовать определенным образом и пр. Однако эти договоренности носили характер некого заговора или сепаратного договора [79]. А если акционеры и заключали между собой какие-либо письменные соглашения, то участникам таких соглашений не гарантировалась судебная защита на территории Российской Федерации.

Лишь в 2008-2009 гг. в законы о хозяйственных обществах (п.1 ст.32 закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» [80] и п.3 ст.8 закона от 08.02.1998 № 14- ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [81]) были внесены изменения, позволившие заключать договоры об осуществлении прав участников общества. А с 1 сентября 2014г. в России действует пакет поправок к главе 4 первой части ГК РФ, которыми закреплено новое для российского законодательства понятие – корпоративный договор, объединяющее и проясняющее положения указанных выше законов. Ряд положений новой ст. 62.7 ГК РФ сближает отечественный вариант корпоративного договора с упомянутыми акционерными соглашениями англо- американского корпоративного права. Законом довольно четко определено, что именно можно согласовать в корпоративном договоре, однако, этот список не является закрытым, поскольку предусмотрено, что кроме четко определенных законом действий участники вправе согласовывать некие «иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества» [82].

Итак, предпринимательская деятельность (предпринимательство), представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Анализируя данное определение можно прийти к выводу о том, что предпринимательская деятельность характеризуется следующими признаками:

1) получение прибыли как цель и функция предпринимательской деятельности, при этом речь идет не о разовом, а о систематическом, регулярном (в виде промысла) получении прибыли;

2) самостоятельность предпринимателя (организационная и имущественная);

3) предпринимательский риск.

Для осуществления предпринимательской деятельности необходимо легализовать ее путем государственной регистрации предпринимателей.


Проблемы систематизации предпринимательского законодательства

Систематизация и совершенствование законодательства о предпринимательской деятельности представляют собой непрерывную форму развития и упорядочения действующей правовой системы в сфере предпринимательства. Это объективный и сложный процесс, обусловленный постоянным изменением общественных экономических отношений и необходимостью упорядочения нормативных правовых актов, устранения пробелов, противоречий и дефектов законодательства, стремлением законодателя к улучшению юридического изложения норм права, повышению их эффективности [83].

Вместе с тем в разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства бывает различной. Когда в течение многих лет накапливается большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разные периоды жизни государства и к тому же «перекрывающих» друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же существенного, качественного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда, по сути дела, создастся качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план. Именно такой период проходит современная Россия [84].

Вопрос о систематизации источников коммерческого права и путях их обновления приобретает особое значение, поскольку законодательные акты принимаются для различных сфер регулирования предпринимательской деятельности и представляют собой либо вновь принятые акты, либо изменения к уже действующим, и их существование носит несистемный характер [85].

Казалось бы, не стоит говорить о систематизации законодательства как задаче сегодняшнего дня. Ведь ныне темпы правотворческой, и в первую очередь законодательной, деятельности как нельзя высоки, создаются десятки и сотни новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Однако если сейчас не исследовать проблемы путей и форм упорядочения действующей нормативной базы, в будущем возникнут большие трудности в поиске и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном «хозяйстве» [86].


Систематизация законодательства в сфере осуществления предпринимательской деятельности необходима для единообразного применения, а также с целью уменьшения различных правовых актов, но и естественно с целью восполнения пробелов в законодательстве и устранения противоречий.

Динамично развивающаяся экономика требует правового регулирования, и законодатель издает акты, но они рассредоточены либо в кодексах, либо в отдельных законах.

В рамках рассмотрения проблемы систематизации источников коммерческого права, необходимо особо выделить вопрос об отсутствии правового акта (Торгового кодекса, Предпринимательского кодекса). Этот вопрос поднимался неоднократно различных научных кругах [87].

Вместе с тем многие специалисты в области предпринимательского права склоняются к необходимости принятия Предпринимательского (Хозяйственного) кодекса РФ, в котором предлагается объединить нормы частного и публичного права, обеспечивающие специальное регулирование отношений в сфере предпринимательской деятельности [88].

Но если посмотреть на достаточно большой спектр предпринимательского законодательства, то на вопрос создания кодифицированного акта — Торгового кодекса, можно смотреть по-разному. Обращаясь к доктрине коммерческого права, можно проследить различные мнения. Так В. К. Андреев, говорит о необходимости создания помимо Гражданского кодекса РФ Торгового кодекса РФ, причём высказана разумная позиция о том, что эти два акта должны быть призваны устранить противоречия и дополнять друг друга. [89].

Для решения это вопроса создании Торгового кодекса должно быть задействовано не только научное сообщества, но и правоприменительные органы.

Необходимо подготовить кодифицированный закон о регулировании предпринимательской деятельности, что в свою очередь позволит систематизировать законодательство в этой сфере. Следует разработать кодифицированный акт, который будет включать нормы регулирующие правоотношения между субъектами предпринимательской деятельности. Это должен быть некий специальный закон.

Принятый кодифицированный акт укрепит стабильность в правовом регулировании, а также создаст условия для стабильности предпринимательской деятельности [90].

Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу тех формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту устарели [91].


Для этого имеются все предпосылки, но вначале необходимо создать основу, где сформулировать основные направления деятельности. В научных кругах высказываются различные позиции, так В. С. Белых обращает внимание на то, что нет оснований сейчас принимать этот кодекс, пока что это нецелесообразно. [92].

В качестве основного нормативного акта в системе совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности, например, предлагался Федеральный закон «О предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей» [93].

Напротив же, Т. С. Матыгулин высказал мнение о создании Торгового кодекса как специального закона. [94].

Для начала работы над кодексом, необходимо решить, позволит ли принятие Торгового кодекса решить вопросы правового регулирования, будет ли способствовать развитию экономики России.

В настоящее время Различные вопросы правового регулирования, такие как государственная регистрация, вопросы конкуренции, лицензирования сейчас не регулируются Гражданским кодексом РФ и, можно бы было предложить создание Торгового кодекса, включающего в себя основные начала предпринимательской деятельности, принципы отдельные виды осуществления предпринимательской деятельности.

Но с другой стороны, принятие Торгового кодекса может привести к противоречиям с Гражданским кодексом. Это не нужно для нормального развития экономики страны. Для нормального развития нужны нормы, которые не противоречащие, а наоборот устраняющие противоречия [95].

В процессе кодификации предпринимательского законодательства, возможно, объединить и систематизировать оправдавшие себя правовые нормы, переосмыслить и переработать их содержание применительно к новым экономическим реалиям, изложить нормативные правила внутренне согласованно, устранить противоречия между ними, ликвидировать устаревшие положения, пробелы, дублирование норм, обеспечить максимальную полноту регулирования отношений в сфере предпринимательства [96].

Необходим ли отдельный Торговый кодекс в России. Следует ли принимать отдельный Торговый кодекс или достаточно вносить изменения в Гражданский кодекс РФ; все эти вопросы остаются до сих пор неразрешенными.

Например, такие ученые как Г. Ф. Шершеневич, Д. Н. Мейер высказывались о единстве гражданского права. В работах ученых указывается, что следует стремиться к единообразию законодательства. И если будут существовать два законодательных акта, то это приведет к практическим противоречиям.


Если взглянуть на доктрину, что видно, что дуализм частного права представляется как выделение двух ветвей гражданского и торгового (коммерческого) права. Т. е. в рамках правовой системы помимо Гражданского кодекса существует ещё и Торговый кодекс. Гражданский кодекс подвергает правому регулированию всех субъектов гражданских правоотношений, а Торговый регулирует отдельные вопросы деятельности предпринимателей и хозяйствующих субъектов. И нормы Торгового кодекса являются специальными по отношению к Гражданскому кодексу. Если обратить взор на страны, где имеется Торговый кодекс (Германия, Франция), то видно, что там имеется дуализм частного права. Но, как отмечает Г. Ф. Шершеневич, кодификация в этих странах имеет политические моменты. [97][98].

В целях совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности возможна его унификация – выработка единых правовых норм (конструкций) для регулирования сходных отношений. Например, специалисты в области транспортной деятельности обращают внимание на наличие противоречий между транспортными уставами и кодексами и неоправданную дифференциацию законодательства в сфере перевозок, что подчеркивает необходимость его унификации [99].

Необходимость внесения изменений в законодательство РФ, касающегося торговых правоотношений, является на сегодняшний день важной проблемой. Но на сегодняшний день не существует единого мнения, какая именно работа должна быть проведена и будет ли в итоге принят Торговый кодекс. Но следует учесть всю совокупность имеющегося нормативного материала, также саму доктрину частного права, т. е. необходимо познать глубинный теоретический смысл частно-правовых и публично правовых институтов. Стоит ли их объединять в одном кодексе, поскольку если включать туда не только нормы, которые относятся к частно-правовому регулированию, но и нормы публично-правового-регулирования, не будет ли дисбаланса между частными и публичными интересами.

Нормативно-правовое регулирование предпринимательских правоотношений в настоящее время в Российской Федерации уже устоялось, существует Гражданский кодекс РФ и различные специальные законы, а также подзаконные акты. Все эти акты являются в той или иной степени устоявшимися, апробированными практикой применения. Проблемные моменты, конечно же, есть, но решит ли все проблемы принятие нового законодательного акта — Торгового кодекса.

Понятно, что если посмотреть на зарубежный опыт тех стран, где имеется и Торговый кодекс, то в любом случае необходимо понимать, что правовое регулирование там связано и с историческими предпосылками принятия этих актов. У нас же в Российской Федерации для решения вопроса о принятии Торгового кодекса, также следует смотреть на историко-правовой аспект. Но существующее правовое регулирование уже сложилось и распространяется на правоотношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Возникает вопрос, есть ли необходимость изменять уже существующее правовое регулирование, ведь оно формировалось непросто. И, если сейчас выбрать иной путь развития правового регулирования, то это значит, что нужно будет менять всю систему в правовом регулировании предпринимательских правоотношений, да и сформировавшаяся практика применения действующих нормативных правовых актов тоже изменится. То есть, в целом процесс правоприменения, изменится. Сразу может возникнуть сложность в правоприменительной практике у различных органов, да и на правоприменительной деятельности субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, всё это также может отразиться.