Файл: Система источников предпринимательского прав (Общепризнанные принципы и нормы международного права).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 3
В Конституции закрепляется принадлежность к отечественной правовой системе не всех принципов и норм международного права, а лишь общепризнанных и договорных. Однако Конституция РФ не определяет, какие именно принципы и нормы являются «общепризнанными».
Общепризнанное определение источников общего международного права раскрывается в ст.38 Статута Международного суда ООН [7]:
а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
d) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм [8].
В числе основополагающих международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать следующие:
- Конвенция ООН о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г.;
- Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;
- Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;
- Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА (Международный институт по унификации частного права);
- Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др. [9].
Согласно п. 2 ст. 7 ГК РФ международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством. При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, если только из самого договора не следует необходимость издания для его применения внутригосударственного акта. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. подлежит непосредственному применению в качестве российского права, а Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1983 г. установила, что условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются национальным законодательством страны-участницы. В соответствии с этим в России действует часть четвертая ГК РФ, содержащая соответствующие нормы о регистрации товарных знаков [10][11].
К нормативным договорам могут быть отнесены договоры, применяемые для регулирования внутригосударственных отношений, например, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, закрепляющие, в том числе полномочия в сфере экономического развития. В юридической литературе обращается внимание на формирование наднационального законодательства, анализируются проблемы передачи части публичных полномочий государств на наднациональный уровень. К наднациональному законодательству относят как международные договоры, так и иные документы. Среди последних выделяются акты, принятые в качестве приложений к международным договорам (например, Таможенный кодекс Таможенного союза), а также отдельные акты, обладающие самостоятельным статусом (например, действуют ранее принятые Решения Совета Евразийской экономической комиссии: от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» и др.). Подобное развитие источников предпринимательского права позволяет говорить о наличии двух уровней
нормативного регулирования предпринимательской деятельности: наднационального (например, законодательство Таможенного Союза) и внутреннего (законодательство РФ) [12] (см. Приложение, Рисунок 2 [13]).
Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами и др.).
Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, применению подлежат правила международного договора. Заметим, что международные договоры могут обладать приоритетом, по общему правилу, только в отношении законов и не могут иметь преимущества над конституционными нормами (п. 6 ст. 125 Конституции РФ).
Положения международных договоров действуют в Российской Федерации непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция, 1980 г.) подлежит непосредственному применению в качестве источника российского права, а для ратификации Евразийской патентной конвенции (1994 г.) был принят федеральный закон от 01.06.1995г. №85-ФЗ [14].
1.2 Нормативно-правовой акт как источник российского предпринимательского права
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события [15].
Нормативно-правовые акты являются основным источником права в нашей стране:
а) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и является базой текущего законодательства;
б) федеральные конституционные законы;
в) федеральные законы (особое место среди них занимают кодексы);
г) подзаконные федеральные акты:
- указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;
- постановления, распоряжения Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов;
- нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, направленные на исполнение законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ;
д) акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
е) акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание [16].
Первым и главным нормативно-правовым актом в любой стране является Конституция. Это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и создающий базу для единообразного правового поля. [17]. Это означает, что законы и иные правовые акты в сфере предпринимательства не должны ей противоречить. Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя, формирует вектор развития законодательства и принципы правоприменительной деятельности. В то же время в Конституции есть и прямые нормы, обеспечивающие конституционные основы правового регулирования предпринимательской деятельности. Совокупность этих норм принято называть «экономической конституцией». Они формируют конституционные предпосылки для предпринимательства, гарантируют право на занятие предпринимательской деятельностью, обеспечивают защиту частной собственности, устанавливают ограничения в экономической сфере.
Существование предпринимательства в России основано на конституционных нормах о единстве экономического пространства, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности и защите всех форм собственности, в том числе частной [18]. Ведение предпринимательской деятельностью обеспечивается основными экономическими правами и свободами: правом на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [19]; правом частной собственности [20]; правом на свободный выбор рода деятельности и профессии [21]; правом на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц [22]; другими правами и конституционными гарантиями предпринимательства [23].
Гарантированное юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых не противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав.
В Российской Федерации разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
Субъектам РФ предоставлена вся полнота государственной власти вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов.
В Конституции РФ на основе принципа единства государственной власти предусмотрена возможность передачи органами исполнительной власти субъекта Федерации части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, а также возможность передачи части полномочий федеральных органов исполнительной власти соответствующим органам субъектов Федерации [24].
Федеральный конституционный закон (ФКЗ) — нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции. ФКЗ имеют более высокую юридическую силу в сравнении с федеральными законами и принимаются по важнейшим государственным вопросам: об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ; о порядке деятельности Правительства РФ; о судебной системе; о чрезвычайном положении и т.д. (например, Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации») [25].
Среди федеральных конституционных законов, имеющих значение для предпринимательства, отмечаются законы «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации». Ряд положений, допускающих ограничения предпринимательской деятельности, содержаться в Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (например, возможность установления: ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; и т.п.).
Важнейшими источниками предпринимательского права являются федеральные законы, которые на законодательном уровне обеспечивают регулирование предпринимательской деятельности [26].
Первыми в этом ряду стоят кодифицированные законы, прежде всего ГК РФ. В ГК РФ [27] установлено, что гражданское законодательство регулирует корпоративные отношения и отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Это означает, что нормы гражданского законодательства являются источниками предпринимательского права, а его общие положения в полном объеме распространяются на отношения с участием предпринимателей. ГК РФ определяет понятие предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы ее осуществления, правовой режим имущества предпринимателей и основания их гражданско-правовой ответственности, виды предпринимательских договоров и т.д. В ГК РФ имеются и специальные правила для предпринимателей. Например, в п.3 ст.401 ГК РФ установлен принцип безвиновной ответственности субъектов предпринимательской деятельности. К этой же категории может быть отнесен и запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке (п.2 ст.10 ГК РФ), а также нормы о предпринимательской деятельности при поставках товаров (ст.506 ГК РФ), хранении на товарном складе (ст.907 ГК РФ), и т.д.
К источникам предпринимательского права относят Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и ряд других кодифицированных законов, обеспечивающих регулирование и охрану предпринимательских отношений [28].
Некодифицированные федеральные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, многочисленны, в связи, с чем их исчерпывающее перечисление является нецелесообразным [29].
Нормативные правовые акты подразделяются на общие и специальные. Такое деление отражает соотношение однородных по природе норм разных нормативно-правовых актов одного уровня (например, норм гражданского права в ГК РФ [30] и в законе о банкротстве). Практическое значение этого деления выражается в том, что нормам специальных актов в процессе правоприменения отдается приоритет (lex speciali derogate generali). Нормы общих актов применяются лишь тогда, когда отношение не урегулировано, либо не в полной мере урегулировано в специальном акте.
В зависимости от задач правового регулирования федеральные законы можно классифицировать следующим образом:
- устанавливающие требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности (№129-ФЗ от 8 августа 2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; №99- ФЗ от 04 мая 2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»; №184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» и др.);
- определяющие основные правила устройства и функционирования рынка (№135-ФЗ от 26 июля 2006г. «О защите конкуренции»; №39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»; №325-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об организованных торгах»; №271-ФЗ от 30 декабря 2006 года «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и др.);
- определяющие правовое положение субъектов предпринимательской деятельности (№208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах»; №14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью»; №161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; №41-ФЗ от 08.05.1996 г. «О производственных кооперативах» и др.);
- регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (№164-ФЗ от 29 октября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)»; №156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. «Об инвестиционных фондах»; №38-ФЗ от 13 марта 2006г. «О рекламе»; №395-ФЗ от 02 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» и др.);
- использование объектов гражданских прав предпринимателей, в том числе интеллектуальной собственности (ГК РФ [31], №98-ФЗ от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне», №149-ФЗ от 08 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и др.);
- защиту прав и законных интересов предпринимателей (№ 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [32]; № 127-ФЗ от 26 октября 2002г. «О несостоятельности (банкротстве)»; №78-ФЗ от 07 мая 2013 г. «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и др.);
- устанавливающие нормы об ответственности субъектов предпринимательства (ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, ТК РФ, УК РФ и др.) [33].