Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Теоретико-методологические подходы к изучению профессионального стресса).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению профессионального стресса
1.1 Понятие «профессионального стресса»
1.2 Стресс в управленческой деятельности
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики профессионального стресса в управленческой деятельности
2.1 Организация, анализ результатов исследования
2.2 Методические рекомендации профилактики организационного стресса
2. Стресс, вызванный детьми. Проблема отцов и детей стара, как этот мир, и тем не менее дает о себе знать. Руководитель замечает, что дети делают все совершенно не так, «как надо», забывая, что в свое время он поступал точно так же. Он пытается их «учить жизни», старается передать им свой жизненный опыт. Однако с горечью понимает, что дети больше учатся не у него, а у жизни как таковой. Почему-то им больше нравится учиться на своих ошибках.
3. Стресс, вызванный родителями и родственниками. Здесь та же проблема отцов и детей, однако взгляд уже с другой стороны. Руководитель не может понять, почему он — человек, влияющий на судьбы нескольких сотен людей, все еще остается сыном или дочерью, которых можно продолжать воспитывать. Если это сопряжено с какой-либо формой зависимости, то стрессовые состояния обеспечены наверняка.
4. Стресс, вызванный домашней обстановкой. Главное при этом, что у руководителя слишком большое количество домашних обязанностей и слишком малое время для их исполнения.
5. Стресс, вызванный давлением окружающей среды на семью руководителя. Здесь и шумные соседи, и финансовые проблемы, связанные с уплатой по домашним счетам, и возникающие время от времени бытовые проблемы и т.д.
Управление стрессом. Традиционным способом борьбы со стрессом является прием алкоголя, кофе, различных медицинских препаратов. Однако они имеют побочные действия и производят то или иное разрушительное воздействие на здоровье. Мы уже указывали на противоречивость использования алкоголя при стрессе. К основным недостаткам приема алкоголя как антистрессового средства можно отнести следующие [26]:
* задержка процесса естественной саморегуляции эмоциональных реакций;
* формирование зависимости;
* снижение интеллектуальных возможностей;
* создание дополнительных проблем (например, потеря социального контроля).
Означает ли это, что алкоголь не способен в отдельных случаях играть антистрессовую роль? Нет, но он не может стать заменой другой, более действенной и длительной помощи. Даже если алкоголь и используется в условиях стресса, то необходимо соблюдать умеренность потребления — не более трех доз в день для мужчин и двух доз — для женщин (доза — стакан сухого вина либо рюмка водки или коньяка, либо 250—300 г пива).
Самым мощным (и часто игнорируемым) средством избавления от стресса является сознание человека. Важно только научиться умело и своевременно им управлять. С другой стороны — возможности по управлению своим сознанием есть управление стрессом.
Таким образом, под управлением стрессом обычно подразумевается совокупность стратегий, методов и приемов, позволяющих человеку предотвратить негативное воздействие стрессоров либо свести это воздействие к минимуму.
Выводы по главе 1
Стресс является нарушением психологического состояния впоследствии травмирующих ситуаций, это могут быть как негативные условия трудовой деятельности, так и другие аспекты человеческой деятельности. В организационных условиях психологический стресс выражается в реакции субъекта на сложную, трудно разрешимую, согласно его представлению ситуацию
В условиях трудовой деятельности психологический стресс проявляется в реакции специалиста на сложную, трудно разрешимую, в соответствии с его представлением ситуацию
Управленческая деятельность связана с существенными перегрузками, временным прессингом, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой, большой ответственностью и т.д. Часто побуждающей силой для работы становятся жесткие временные рамки и фиксированное расписание. Все эти условия способствуют возникновению и углублению стрессовых состояний, что в свою очередь чревато негативными последствиями для психического и физического состояния руководителя.
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики профессионального стресса в управленческой деятельности
2.1 Организация, анализ результатов исследования
Экспериментальное исследование проходило в ООО «Пробизнес».
В исследовании приняли участие менеджеры по проектам в количестве 5 человек.
Для определения особенностей профессионального стресса были использованы следующие методики исследования:
1) Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева)
2) опросник «Оценка мотивации организационного поведения»
№ 1 Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева)
Назначение: измерение степени адаптивности и стратегий в определенной обстановке на примере стрессогенных факторов.
Инструкция: испытуемым предлагается вопросы, которые они должны внимательно прочесть и выбрать соответствующий вариант ответа:
«никогда» – 1 балл;
«редко» – 2 балла;
«иногда» – 3 балла;
«часто» – 4 балла;
«всегда» – 5 баллов.
Обработка и интерпретация результатов.
1. Суммируйте баллы, проставленные за ответы на вопросы с 1-го по 3-й включительно. Вы можете набрать от 3 до 15 баллов. Результат выше 12 баллов свидетельствует о повышенной конфликтности в деятельности руководителя.
2. Суммируйте баллы, проставленные за ответы на вопросы с 4-го по 6-й включительно. Результат выше 12 баллов свидетельствует о наличии психологических перегрузок у руководителя.
3. Суммируйте баллы, проставленные за ответы на вопросы с 7-го по 9-й включительно. Результат выше 12 баллов говорит о том, что в сфере служебной деятельности руководителя имеются проблемы.
4. Суммируйте баллы, проставленные за ответы на вопросы с 10-го по 12-й включительно. Результат выше 12 баллов свидетельствует о психологической напряженности в отношениях с вышестоящим руководством.
№ 2 опросник «Оценка мотивации организационного поведения»
Назначение. Методика основана на мотивационной теории Херцберга для определения того, какие факторы (гигиенические или мотивационные) актуализированы у испытуемых. Зная это, можно наиболее эффективно воздействовать на их мотивацию.
Инструкция. Каждому участнику теста необходимо оценить по пятибалльной шкале степень важности для него каждого из 12 указанных ниже факторов, влияющих на его отношение к работе.
Крайними полюсами этой шкалы являются «Очень важно» (5) и «Неважно» (1), средней позицией – «Важно, но не очень» (4-2).
Оценка доминирующего мотива производится на основе количественного доминирования одного из исследуемых мотивов.
Ключ к тесту
Для определения ведущего мотивационного фактора используется следующий ключ:
• Гигиенические факторы: 2, 5, 6, 8, 9, 12
• Мотивационные факторы: 1, 3, 4, 7, 10, 11
Уровень того или иного личностно значимого мотива определяется по следующим количественным значениям:
20–30 баллов – высокий
10–19 балов – средний
1–9 – низкий.
В случае незначительных межфакторных различий можно судить либо о несущественной значимости обоих факторов, либо об их сбалансированности.
В рамках определения стрессогенных факторов в деятельности руководителя были получены следующие результаты представленные в таблице 1. Тестовые данные представлены в Приложении 1.
Таблица 1
Показатели стрессогенных факторов менеджеров
№ п.п. |
I Конфликтность |
II Психологические перегрузки |
III Проблемы в сфере служебной деятельности |
IV Напряженность в отношениях с руководством |
||||
баллы |
уровни |
баллы |
уровни |
баллы |
уровни |
баллы |
уровни |
|
1 |
14 |
В |
14 |
В |
14 |
В |
9 |
С |
2 |
14 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
3 |
9 |
С |
12 |
В |
14 |
В |
10 |
С |
4 |
12 |
В |
15 |
В |
11 |
С |
15 |
В |
5 |
10 |
С |
9 |
С |
12 |
В |
8 |
С |
На рисунке 1 наглядно представлены сравнительные показатели конфликтности менеджеров.
Рисунок 1. Показатели конфликтности менеджеров
Как видно из рисунка 1 у большинства испытуемых наблюдаются высокие показатели конфликтности, наличие которых обусловлены психологическими перегрузками в трудовом процессе, проблемами в служебной деятельности, а так же психологической напряженностью в отношениях с вышестоящим руководством.
После определения степени конфликтности испытуемых была проведена оценка мотивации организационного поведения менеджеров. В таблице 2 представлены, обобщенны данные мотивации организационного поведения менеджеров. Тестовые показатели по опросу представлены в Приложении 2.
Таблица 2
Показатели мотивации организационного поведения менеджеров
№ п.п. |
Гигиенические факторы |
Организационные факторы |
||
баллы |
уровни |
баллы |
уровни |
|
1 |
22 |
В |
26 |
В |
2 |
27 |
В |
27 |
В |
3 |
18 |
С |
27 |
В |
4 |
20 |
В |
26 |
В |
5 |
16 |
С |
15 |
С |
На рисунке 2 представлены сравнительные показатели по шкалам «гигиенические факторы» и «организационные факторы» менеджеров.
Рисунок 2. Показатели мотивации организационного поведения менеджеров
Как видно из рисунка 2 у большинства испытуемых мотивационные факторы являются преобладающими факторами организационного поведения. Данное обстоятельство указывает на то, что монотонность оказывает негативное воздействие на трудовую деятельность менеджеров, для многих специалистов важна разнообразная и интересная работа, признание со стороны вышестоящего руководства, уважение, возможность самосовершенствования и продвижения по карьерной лестнице, а так же выполнение трудовой деятельности соответствующей имеющимся знаниям, умениям и навыкам.
Гигиенические факторы так же играют не последнюю роль для многих специалистов. Данные факторы связаны с наличием личной и профессиональной удовлетворенностью, престижной работой, хорошими трудовыми условиями, адекватным начальством, ощущением безопасности.
Таким образом, в рамках эмпирического исследования было зафиксировано, что для многих менеджеров важны такие организационные условия, при которых будет разнообразное и интересное содержание работы. Результат деятельности будет признан, сотрудники и вышестоящее руководство будут проявлять уважительное отношение, при этом будет возможность самосовершенствования и продвижения по карьерной лестнице, а так же наличие трудовой деятельности соответствующей имеющимся знаниям, умениям и навыкам. Не менее важными, так же являются гигиенические факторы.