Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Теоретико-методологические подходы к изучению профессионального стресса).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению профессионального стресса
1.1 Понятие «профессионального стресса»
1.2 Стресс в управленческой деятельности
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики профессионального стресса в управленческой деятельности
2.1 Организация, анализ результатов исследования
2.2 Методические рекомендации профилактики организационного стресса
10) Нужно проводить предсменный контроль функционального состояния работников экстремальных видов деятельности, предъявляющих высокие требования к профессионально значимым функциям, особенно в стрессовых ситуациях, с последующей оценкой результатов исследования методом сравнения с критериальными модельными физиологическими характеристиками;
11) Необходимо проводить мониторинг функционального состояния организма человека в течение рабочей смены с помощью автоматизированной системы регистрации и анализа информации с целью постоянного выявления "физиологической цены" производственной деятельности и создания "архива" или "банка" индивидуальных физиологических данных для обоснования рекомендаций, направленных на профилактику нарушений состояния здоровья.
12) Возможно использование профессионального отбора как средства оценки профессиональной пригодности для выявления максимального соответствия индивидуальных физиологических характеристик, особенностей и возможностей человека тем общим и специфическим требованиям, которые предъявляют к нему определенные виды профессиональной деятельности с целью повышения надежности и безаварийности работы в экстремальных, стрессовых ситуациях;
13) Целесообразно создание системы мер, направленных на профилактику стрессового состояния и сохранения здоровья работающих:
- обучение и повышение квалификации на базе корпоративных образовательных центров с использованием компьютеризированных программ и обучение на базе Интернета для повышения профессионального уровня специалистов, отработки безопасных приемов труда и соблюдения правил и норм безопасности с целью профилактики профессиональной заболеваемости и снижения уровня травматизма;
- формирование навыков, необходимых для принятия решений в сложных производственных и конфликтных ситуациях, и тренировка в использовании этих навыков путем изучения реальных производственных проблем и стресс-факторов, с которыми сталкиваются работающие, а также имитации сложных производственных ситуаций;
- модификация поведения для увеличения эффективности труда работников с помощью аудита (контроля) использования должностных обязанностей;
- использование тренажеров для отработки моделирования поведения, особенно в экстремальных ситуациях и при дефиците времени, индивидуальный тренинг работников нервно-напряженных видов деятельности;
- формирование потребности в здоровом образе жизни как средстве повышения устойчивости к стрессу за счет полноценного питания, увеличения двигательной активности, борьбы с вредными привычками: курением, злоупотреблением алкогольными напитками.
14) Для комплексной профилактики профессиональной патологии, укрепления здоровья работающих целесообразно создание центров восстановления работоспособности (ЦВР). Работа физкультурно-оздоровительного центра должна проводиться под контролем врача, а специальные инструкторы-методисты должны составлять комплексы физических упражнений, обновлять и совершенствовать программы целенаправленной гимнастики и нервно-мышечной релаксации.
Рекомендации по профилактике стрессов руководителям и подчиненным
Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель – подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководителям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.
Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.
* Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий - важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.
* Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
* Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.
* Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечали.)
* Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
* При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
* Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
* Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
* Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.
Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.
Выводы по главе 2
В рамках эмпирического исследования было зафиксировано, что для многих менеджеров важны такие условия трудовой деятельности, при которых их содержание работы будет интересным, результат деятельности будет признан, коллектив и начальство будут проявлять уважительное отношение, будет возможность самосовершенствования и продвижения по карьерной лестнице, наличие работы соответствующей имеющимся знаниям, умениям и навыкам. Не менее важными, так же являются гигиенические факторы.
В силу того, что у многих специалистов отсутствует реализация обозначенных факторов наблюдается плохая адаптивность и повышенный уровень конфликтности, что в свою очередь приводит к возникновению и развитию стрессовых состояний.
Заключение
Профессиональная деятельность руководителя сопровождается выполнением разнообразных видов деятельности, среди которых выделяются: умственная, творческая, деятельность, требующая высокой квалификации, высокой ответственности, в связи с чем повышает риск возникновения стрессовых состояний.
Экспериментальное исследование проходило в Экспериментальное исследование проходило в ООО «Пробизнес». В исследовании приняли участие менеджеры по проектам в количестве 5 человек.
В рамках измерения оценки мотивации организационного поведения у большинства респондентов доминирующими являются мотивационные факторы организационного поведения. Данное обстоятельство указывает на то, что монотонность оказывает негативное воздействие на трудовую деятельность менеджеров, для многих специалистов важна разнообразная и интересная работа, признание со стороны вышестоящего руководства, уважение, возможность самосовершенствования и продвижения по карьерной лестнице, а так же выполнение трудовой деятельности соответствующей имеющимся знаниям, умениям и навыкам.
Гигиенические факторы так же играют не последнюю роль для многих специалистов. Данные факторы связаны с наличием личной и профессиональной удовлетворенностью, престижной работой, хорошими трудовыми условиями, адекватным начальством, ощущением безопасности.
В силу того, что у многих специалистов отсутствует реализация обозначенных факторов наблюдается плохая адаптивность и повышенный уровень конфликтности, что в свою очередь приводит к возникновению и развитию стрессовых состояний, что подтвердило гипотезу исследования.
Список использованной литературы
- Алавердов А. Р. Управление персоналом: учебное пособие. - М.: Маркет ДС, 2007
- Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. -1994.-№1.
- Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Изд-во ИП РАН, 1995.
- Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций. – М. : Эксмо, 2008. – 160 с.
- Веденяпина О. Профессиональный стресс: Страховые агенты //Русский полис. – 2000. — № 2. — С.76-78
- Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Практикум стресс-менеджмент. – СПб. : Питер, 2009.
- Гиссен Л. Д. Время стрессов. – М.: ФиС, 1990. – 192с.
- Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб. : Питер, 2004.
- Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. 584 с.
- Качина А. А. Профессиональный стресс в деятельности менеджеров// Отечественная психология в контексте мировой науки и практики: Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «ЛОМОНОСОВ - 2004», секция «Психология»/ Под. ред. А.И. Донцова, Т.Ю. Базарова - М.: факультет психологии МГУ им. Ломоносова, 2005 (0,8 п.л.)
- Китаев – Смык Л. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. – М. : Смысл, 2014.
- Коган Б. М. Стресс и адаптация. - М.: Знание, 2009. - 64с.
- Кремень М. А. Психология управления. Курс лекций. Ч. 1. - Минск, 2005. - 184 с.
- Купер К. Л., Дэв Ф. Дж, О`Драйскол М. П. Организационный стресс. Теории, исследования, практическое применение. – Харьков, Гуманитарный центр, 2007. – 336с.
- Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М. : Академия, 2001. – 214 с.
- Леонова А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции. / Психологический журнал. Том 25 №2, 2004. – 75-85с.
- Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М. : Отела - Л, 2004. - 360с.
- Лукьянова О. Н. Современное положение и перспективы исследования состояний стресса. - Киев, 1974. - 30с.
- Льюис Д. Стресс-менеджер. — М.: АСТ, Рефл-бук, 2007. — 266 с.
- Мандель Б. Психология стресса. – М. : Флинта, 2014. – 157 с.
- Мельник Ю. Управление стрессами //Управление персоналом. – 2002. — №3. – С.20-23
- Одинцова М., Захарова Н. Психология стресса. Учебник и практикум. – М. : Юрайт, 2016. – 300с.
- Самоукина Н. Карьера без стресса. – СПб. : Питер, 2004.
- Сапольски Р. Психология стресса. – Спб. : Питер, 2015. – 480с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. - Мозырь: РИФ, 1998. - 92с.
- Сивилл Д. Стресс-Менеджмент. – М. : Академия, 2014. – 117с.
- Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма. - М. : Наука, 1988. – 172с.
- Трошин В. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. – М. : Медицинское информационное агентство, 2007. – 784с.
- Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие. - Мн.: Харвест, 2003. - 640 с.
Приложение 1
Тестовые показатели стрессогеных факторов менеджеров
вопросы |
Испытуемые |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
2 |
5 |
5 |
2 |
3 |
3 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
3 |
сумма |
14 |
14 |
9 |
12 |
10 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
6 |
4 |
4 |
3 |
5 |
2 |
сумма |
14 |
13 |
12 |
15 |
9 |
7 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
8 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
9 |
5 |
3 |
4 |
3 |
5 |
сумма |
14 |
13 |
14 |
11 |
12 |
10 |
4 |
5 |
2 |
5 |
2 |
11 |
3 |
4 |
3 |
5 |
4 |
12 |
2 |
5 |
5 |
5 |
3 |
сумма |
9 |
14 |
10 |
15 |
9 |
Приложение 2
Тестовые показатели мотивации организационного поведения менеджеров