Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
Контроль деятельности коммерческих банков
Немного статистики:
за 2015 год ЦБ отозвал лицензию у 90 банков;
в 2016 году – у 94; в 2017 – у 47[6].
И это далеко не только мелкие региональные банки, но и крупные, которые входили в топ-50. Например, банк Югра. Физические лица получили вложенные в эти банки средства с помощью Агентства по страхованию вкладов (АСВ) в пределах максимальной суммы в 1,4 млн. руб. А кто вложил больше, встали в очередь за оставшимися деньгами.
Сложнее ситуация с юридическими лицами, кто открыл в ликвидированных банках расчетные счета для обслуживания своего бизнеса. Их сразу поставили в очередь и неофициально объявили, что вероятность получить назад хранящиеся на счетах деньги близка к 0. А ведь за каждым бизнесом стоят конкретные люди. Для некоторых сложившаяся ситуация стала настоящей катастрофой.
Установление ключевой ставки
В последние годы за новостями о повышении или понижении ключевой ставки стало следить чуть ли не все сознательное население нашей страны.
Ключевая ставка – это ставка, по которой берут кредиты в Центробанке коммерческие банки. К этой ставке они накручивают еще несколько процентных пунктов и выдают кредиты населению или организациям. Поэтому при низкой ключевой ставке такими привлекательными становятся потребительские и ипотечные кредиты.
Население и коммерческие организации получают доступ к деньгам. Одни начинают больше покупать, а другие – больше производить. Растет спрос, начинают расти цены и инфляция. Центробанк повышает ставку, чтобы сбить этот рост[7].
С помощью ключевой ставки ЦБ регулирует денежно-кредитную политику, основной целью которой является снижение инфляции и повышение покупательской способности населения.
Регулирование валютного курса
Во-первых, многие продолжают делать свои накопления именно в валюте. А меняющийся курс делает такую форму сбережения денег не всегда привлекательной.
Во-вторых, рост долларов или евро приводит и к росту цен на товары и услуги внутри страны.
Взаимоотношения Центрального банка с государственными и финансовыми структурами
Государственные органы власти
Центральный банк не подчиняется ни одному государственному органу власти. Свои ежегодные отчеты он представляет в Государственную Думу, но не выполняет ее указания.
Представитель Центробанка участвует во всех заседаниях Правительства РФ. Может присутствовать и на заседаниях в Госдуме, если там рассматриваются вопросы экономической или финансово-кредитной политики. Правительство и Центробанк совместно обсуждают экономическую политику, консультируют друг друга и координируют работу.
ЦБ РФ не кредитует дефицит бюджетов любых уровней: федерального, регионального или местного. А вот сами средства этих бюджетов хранятся в Центробанке.
Центральный банк не работает с физическими лицами, т. е. в него нельзя прийти за кредитом или положить деньги на депозит. Для этого существуют коммерческие банки. А вот для них Центробанк – вышестоящий орган, который их контролирует.
Например, ЦБ может лишить лицензии любой коммерческий банк. В последние годы такая чистка приобрела массовый характер. Или, наоборот, принять меры для санации, т. е. оздоровления какого-либо банка. Сегодня в процессе оздоровления находятся 22 российских коммерческих банка[8].
ЦБ использует целый ряд инструментов регулирования банковской системы, главной целью которых является защита вкладчиков и кредиторов.
Денежно-кредитная политика
Основной целью денежно-кредитной политики, которую проводит ЦБ, является обеспечение инфляции в пределах 4 %. Эта цифра зафиксирована в проекте политики на 2019 – 2021 годы. И основным инструментом для достижения этой цели является регулирование ключевой ставки[9].
Кроме регулирования ставки есть и еще ряд инструментов. Например:
установление предельных размеров резервов коммерческих банков,
валютные интервенции, выпуск облигаций,
регулирование денежной массы в стране.
Следует иметь в виду, что влияние этой политики на экономику в целом и благосостояние отдельного гражданина носит долгосрочный характер и не может проявиться здесь и сейчас. Поэтому для разработки действительно эффективных инструментов ЦБ составляет прогнозы и оценивает риски.
ЦБ РФ находится в юрисдикции государства, являясь кредитором конечной инстанции. Одной из основных функцией ЦБ РФ является контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков, а также их лицензирование. В отличии от других государственных органов власти Банк России является юридическим лицом, имеющий уставный капитал в размере 3 млрд. руб. Немаловажная функция ЦБ РФ - это валютное регулирование и валютный контроль. В рамках данной функции Банк России сотрудничает со Всемирным банком, а также с банковскими системами других государств. Также ЦБ РФ является эмиссионным центром страны, здесь производится выпуск в обращение денег исключительно в наличной форме, важно отметить, что «главный банк» РФ обладает монополией на совершение эмиссии.
Банк России, несмотря на свою юридическую «независимость» имеет тесную связь с правительством РФ. Правительство хранит свои денежные средства на счетах в Центральном банке, а также разрабатывает денежно-кредитную политику государства. В свою очередь, Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. При рассмотрении законопроектов, касающихся, непосредственно, финансовой политики государства председатель ЦБ РФ имеет право принимать участие в заседаниях Государственной Думы и Правительства РФ[10].
Основными целями деятельности Банка РФ в условиях рыночной экономики являются:
1) защита и обеспечение устойчивости рубля;
2) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
«Новой» четвертой целью для ЦБ РФ станет внедрение трехуровневой банковской системы. Об этом на форуме в конце 2016 года «Банки России - XXI век» сообщила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. «Мы считаем, что создание трехуровневой банковской системы должно способствовать улучшению структуры банковского бизнеса и создать возможности для повышения эффективности и устойчивости разных банков», - заявила глава ЦБ РФ. В ходе внедрения реформы большая часть финансовых учреждений войдет в разряд Данная реформа предполагает разделение между банками на системообразующий, универсальные (в прежних редакциях — федеральные) и малые (прежде они назывались региональными).
Глава 2. Роль Центрального банка в экономике России
Банковская система представляется зрелым, вполне сформировавшимся рыночным институтом, который за 27 лет становления Российской рыночной экономики овладел значительным потенциалом к самостоятельному развитию. Однако, указанный период сопровождался множеством кризисных ситуаций и явлений. Такие обстоятельства потребовали срочной и незамедлительной реакции от главного банка страны. Главной задачей для ЦБ РФ в период кризиса 2014-2015 годов стало укрепление российской валюты, путём создания «валютного коридора». Данный метод позволяет снижать риски, связанные с иностранными партнёрами, а также более точно прогнозировать экономическую обстановку внутри страны
В 2016-2017 годах экономика РФ всё же начала стабилизироваться, значительную поддержку в этом оказал пакет антикризисных мер, реализованных ЦБ РФ и Правительством. «Оживление» экономики также связано с расширением масштабов производства и сотрудничество с новыми экономическими партнёрами[11].
В банковской системе России ЦБ РФ определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Функции Центрального банка как кредитора последний инстанции заключаются в том, что он обязан кредитовать коммерческие банки с целью поддержания их кредитного и расчетного потенциала.
Для анализа деятельности ЦБ РФ в современных условиях необходимо провести анализ отдельных показателей деятельности кредитных организаций за последние три года (таблица 1).
Таблица 1. Анализ отдельных показателей деятельности кредитных организаций за 2014-2016 гг.
Показатели |
2014г.,млн. руб. |
2015г.,млн. руб. |
2016г.,млн. руб. |
отклонение, тыс. руб. |
Активы : |
||||
Кредиты нефинансовым организациям |
28 041 556 |
32 342 684 |
31 437 459 |
3 395 903 |
Кредиты финансовым организациям-резидентам (кроме кредитных организаций) |
1 374 713 |
1 512 958 |
2 466 219 |
1 091 506 |
Кредиты физическим лицам |
11 320 723 |
10 672 952 |
10 794 149 |
-526 574 |
Необеспеченные потребительские ссуды (портфель однородных ссуд) |
6 465 540 |
5 663 210 |
5 452 942 |
-1 012 598 |
Капитал и финансовый результат: |
||||
Капитал (собственные средства) |
7 862 185 |
8 891 204 |
9 235 377 |
1 373 192 |
Прибыль текущего года |
780 722 |
263 694 |
788 429 |
7 707 |
Обязательства: |
||||
Вклады физических лиц |
18 087 076 |
21 491 188 |
23 674 252 |
5 587 176 |
Кредиты, полученные от Банка России |
6 742 866 |
4 931 284 |
2 449 804 |
-4 293 062 |
Итого: |
80 675 381 |
85 769 174 |
86 298 631 |
5 623 250 |
Наибольшую динамику отклонения вызвал такой показатель, как кредиты, полученные от Банка России (4293062 млн. руб.)[12]. Это во многом связано с большим количеством отозванных лицензий среди коммерческих банков. Также можно наблюдать снижение кредитования физических лиц (526 574 тыс. руб.). Основная причина такого снижения- это тщательный отбор потенциальных заемщиков, в настоящий момент далеко не все граждане имеют достойную репутацию в кредитных организациях. В общем динамика отклонения отдельных показателей деятельности кредитных организаций за последние три года составила 5 623 250 млн. руб., что указывает на высокий уровень эффективности функционирования ЦБ.
Главная функция ЦБ РФ, как уже говорилось ранее, это контроль за деятельностью коммерческих банков, а также выдача лицензий им.
В последнее время наблюдается тенденция к снижению количества недобросовестных банков, что мы можем наблюдать на рисунке 1.
Рисунок 1. Количество отозванных лицензий ЦБ РФ в период с 2012 по 2016 гг.
В период с 2012 по 2016 гг. общее количество отозванных лицензий составило 340, что говорит об ужесточении требований ЦБ РФ к коммерческим банкам. Причиной резкого увеличения отозванных лицензий в период с 2013 по 2014 гг. (35 отозванных лицензий в 2013 г., 85 – в 2014 г.) стало обращение особого внимания нового руководства на проведение сомнительных операций, предоставление недостоверной отчетности и увеличение активов низкого качества[13].
В банковской системе РФ существует такое понятие как системообразующий банк, сущность которых определяет ЦБ РФ. Системообразующий банк представляет собой банковское учреждение, обязательства которого составляют как минимум 10 % от общего количества обязательств всей банковской системы. Иными словами, это крупные банки, которые являются ведущими кредиторами отдельно взятых государств и всей банковской системы в целом. Они отвечают практически за всю ликвидность банковского сектора, и финансовые кризисы начинаются как раз с таких банков.
Каждый год ЦБ РФ определяет 10 системообразующий банков. В 2017 году этот перечень не изменился, как не менялся уже три последних года. Десятка системообразующий банков представлена в следующей таблице.
Таблица 2. Системообразующий банки РФ на 01.03.2017 г[14].
№ п/п |
Наименование кредитной организации |
Рег. № |
1 |
АО ЮниКредит Банк |
1 |
2 |
Банк ГПБ (АО) |
354 |
3 |
Банк ВТБ (ПАО) |
1000 |
4 |
АО «АЛЬФА-БАНК» |
1326 |
5 |
ПАО Сбербанк |
1481 |
6 |
ПАО Банк «ФК Открытие» |
2209 |
7 |
ПАО РОСБАНК |
2272 |
8 |
ПАО «Промсвязьбанк» |
3251 |
9 |
АО «Райффайзенбанк» |
3292 |
10 |
АО «Россельхозбанк» |
3349 |
Ежегодно Центральный Банк Российской федерации публикует «ТОП-100» надежных банков. Рейтинг надежности банков России включает отчетность по имуществу, кредитам и непрофильным активам (показатель Активы нетто) по состоянию на ноябрь 2016 года. Он представлен в следующей таблице.