Файл: Кадровая безопасность современного банка: стратегия и тактика управления (Общее понятие безопасности банка и ее компоненты).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.БЕЗОПАСНОСТЬ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Общее понятие безопасности банка и ее компоненты
1.2. Система управления безопасностью банка
2.СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. Служба безопасности в системе управления банком и возможные подходы к ее организации
2.2. Основные аспекты управления деятельностью структуры безопасности кредитной организации
3.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
3.1. Конфиденциальная информация банка как объект защиты
4.ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
4.1. Процесс отбора сотрудников
4.2. Критерии оценки сотрудников
Защита от покушений на сотрудников банка и членов их семей является традиционной функцией структуры безопасности любого российского банка. В современных отечественных условиях вероятность реализации подобных угроз существенно выше, нежели в большинстве зарубежных стран. С начала 90-х годов жертвами покушений стали более полутора тысяч высших должностных лиц самых различных по размерам и территориальному расположению кредитных организаций. Это объясняется не только общей криминагенностью российской экономики и характерной для отечественных преступных группировок ориентацией на силовые методы. По мнению специалистов как правоохранительных органов, так и экспертов в области безопасности предпринимательской деятельности, главными (в порядке убывающей вероятности) причинами физического устранения банкиров являются:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение рассмотренных в предыдущих разделах угроз безопасности кредитно-финансовой организации показывает, что необходимым участником процесса защиты от них является собственный персонал. Это определяет актуальность специальной подготовки служащих кредитных организаций, которая может рассматриваться в системе управления безопасностью в качестве одного из важнейших профилактических методов. Следует учитывать, что в силу действия психологических факторов в глазах сотрудников эта подготовка, в отличие от профессионального обучения и повышения квалификации, всегда будет носить вторичный по значимости характер.
Общими методическими требованиями к организации подготовки:
• распространение подготовки на все категории сотрудников банка, с дифференциацией ее форм и методов по должностным категориям обучаемых;
• непрерывность подготовки, что обеспечивается регулярным про ведением специальных профилактических бесед или разбором уже состоявшихся угроз в адрес банка;
• привлечение к подготовке не только специалистов структуры безопасности, но и руководителей структурных подразделений банка, как правило имеющих в глазах своих подчиненных больший авторитет;
• использование в процессе обучения наряду с теоретическими материалами практических примеров из деятельности своего и иных кредитных организаций;
• использование методов обучения, способных вызвать интерес обучаемых к самому процессу подготовки, например, ролевые игры, видеозаписи , демонстрация некоторых технических средств защиты и т.п.
Организация подготовки вновь нанятых сотрудников банка является необходимым элементом первичного обучения и адаптации зачисленного в штат сотрудников. Она дифференцирована по двум категориям сотрудников - молодых специалистов и служащих кредитных организаций, уже имеющих опыт практической работы в других кредитно-финансовых организациях.
Для первой категории рассматриваемая подготовка особенно актуальна, поскольку они в лучшем случае имеют лишь чисто теоретическое представление о безопасности кредитных организаций. Кроме того, в силу своего возраста они более легкомысленны, амбициозны, следовательно, особо уязвимы к различным методам воздействия со стороны потенциальных субъектов угроз.
В соответствии с методическим требованием непрерывности обучения, подготовка сотрудников банка по рассматриваемому направлению деятельности осуществляется службой безопасности в двух формах.
Регулярная профилактическая работа с персоналом кредитной организации проводится дифференцированно по категориям сотрудников. Для высшего руководителей она имеет форму специального обзора, ежемесячно представляемого за подписью вице-президента по безопасности. Обзор освещает динамику ситуации по рассматриваемому направлению в конкретном банке и включает в себя:
• фактологический материал - состоявшиеся и предотвращенные угрозы безопасности банка, потери от них, непосредственные виновники или причины, принятые меры и т.п.;
• ранжированный перечень реальных угроз безопасности банка в текущий момент и рекомендации по их профилактике;
• обзор ситуации по анализируемому направлению на региональном или общенациональном рынке услуг банка (с особым выделением ситуации у главных конкурентов).
Для руководителей самостоятельных структурных подразделений банка ежеквартально проводятся специальные встречи с вице-президентом по безопасности. Для остального сотрудников служба безопасности проводит специальный инструктаж непосредственно в соответствующих структурных подразделениях (также ежеквартально). При этом рекомендуется основное внимание уделять не уже известным сотрудникам правилам безопасности, а разбору выявленных нарушений. В этих же целях служба безопасности может готовить и размещать на общедоступном сайте локальной сети банка регулярно обновляемый бюллетень с соответствующей информацией. Наконец, при выявлении серьезных нарушений правил обеспечения безопасности (разглашение информации, коррупция, саботаж) в конкретном подразделении, обязателен разбор его на общем собрании сотрудников.
Контроль по рассматриваемому направлению осуществляется службой безопасности банка. В зависимости от ее организационной структуры, им могут заниматься либо уполномоченные сотрудники специализированных подразделений (отдела информационной безопасности, физической защиты и т.п.), либо инспектора специального подразделения контроля внутреннего режима. Главными задачами проведения данной работы выступают:
• оценка общей эффективности управления обеспечением безопасности в конкретных структурных подразделениях банка;
• контроль над лояльностью конкретных сотрудников;
• выявление конкретных нарушений и их виновников.
Исходя из этого, организация данной работы осуществляется службой безопасности одновременно по нескольким направлениям.
Профилактический контроль над соблюдением правил обеспечения безопасности в трудовых коллективах банка проводится с применением различных методов и процедур, в частности:
•плановых и внезапных проверок, в процессе которых служба безопасности проверяет соблюдения в структурных подразделениях правил работы с конфиденциальной информацией, хранения денежных и иных ценностей, а также работоспособность технических средств защиты;
•мониторинга ситуации с применением специальных технических средств наблюдения (например, видеокамер, первоначально установленных в качестве технических средств защиты имущества и сотрудников);
•мониторинга ситуации силами нештатных информаторов структуры безопасности из числа сотрудников соответствующих подразделений банка (подобная практика широко используется службами безопасности предприятий и органов государственного управления, хотя как правило и не рекомендуется в открытых учебных материалах).
По результатам оперативного контроля служба безопасности готовит специальные отчеты для президента банка, информационные записки на имя руководителей его структурных подразделений. При необходимости она организует проведение специальных совещаний у руководителей, собраний в трудовых коллективах подразделений, готовит проекты приказов о поощрениях или взысканиях.
Контроль личной лояльности сотрудников осуществляется службой безопасности в отношении сотрудников:
• занимающих ключевые рабочие места (кроме должности президента), обеспечивающие доступ к особо конфиденциальной информации или возможность принимать решения стратегического характера;
• привлекших внимание структуры безопасности своим поведением или иными фактами, ставящими под сомнение их лояльность.