Файл: Использование в деятельности менеджера современных концепций лидерства (Использование в деятельности менеджера современных концепций лидерства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность рассмотрения сущностных характеристик лидерства вытекает как из современных тенденций развития научного знания, так и из потребностей практики управления современными организациями.

В условиях нестабильности политических, социально-экономических и социокультурных процессов все более значимой становится проблематика поиска направлений эффективного управления организациями. Значительную роль играет лидер организации, способный обеспечить не только стабильное развитие, но достижение высоких результатов.

Особое положение среди различных видов лидерства занимает организационное лидерство, т.к. лидер – это ключевая фигура любой организации.

В данной работе мы рассмотрим актуальные ключевые компетенции, необходимые менеджеру организации, а также определим критерии оценки успешности и эффективности деятельности лидера.

ГЛАВА 1. КЛЮЧЕВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА

1.1.Описание понятия лидерства

Лидерство заложено в самой человеческой природе и возникает в результате общения и взаимодействия индивидов. История развития человеческого общества показывает, что ведущая роль в общественной жизни принадлежала более опытным и образованным людям, обладающих лидерскими качествами. Общество испытывает объективную потребность в лидерстве, и эта потребность не может не реализоваться. Вместе с тем, лидерство – это явление многоаспектное. Одним из аспектов трактовки понятия лидерства является его рассмотрение как процесса влияния, направленного на достижение целей организации путем повышения активности всех ее членов (Р. Стогдилл).

Данный подход отражает управленческую природу лидерства, а управление на основе лидерства позволяет руководству компании справляться с нестабильностью внешней бизнес-среды. Чем серьезней вызов, тем более настоятельна потребность в лидерских компетенциях руководителя организации, перед которым стоят следующие первоочередные задачи:

­ - стать генератором инноваций, провоцируя постоянные изменения на рынке, обеспечивая конкурентное преимущество;

­- подготовить условия, в которых сотрудники стремятся стать частью организации, а не просто работать на нее;


­- достичь необходимого уровня энергии и мобилизовать персонал для адекватного ответа на вызов;

­- в условиях неопределенности создать видение будущего, цель, задать фокус приложения сил; ­ сформировать среду, в которой сотрудники хотят, а не должны трудиться;

­- добиться от коллектива неординарных результатов путем эмоциональной поддержки, предоставления сотрудникам возможности личностного и профессионального развития. Совокупность черт руководителя организации, которые позволяют ему успешно решить данные задачи, можно определить как его сущностные характеристики, как лидера организации. Из этого следует, что руководители организации должны обладать как компетенциями менеджера, так и развитым лидерским потенциалом. Данное требование адресовано не только высшим управленцам: умение проявлять инициативу и вести за собой

- задача для менеджеров всех звеньев 1 , поскольку на каждом структурном уровне организации есть свои ситуации вызова и неопределенности, требующие как от руководителей, так и от рядовых сотрудников лидерской состоятельности. Именно крупные компании принимают решения развивать лидерский потенциал не только у управленцев высшего и среднего звеньев, но и у персонала, который составляет кадровый резерв организации.

В настоящее время все больше компаний, работающих в условиях жесткой конкуренции и рыночной неопределенности, включают лидерство в число корпоративных ценностей, а перечень компетенций, которыми должен обладать руководитель, пополнился лидерскими компетенциями. Исследователи, обобщая практику лидерства, указывают на то, что к руководителям организаций предъявляются высокие требования, реализовать которые может только лидер. К их числу относят такие требования, как:

  • ­ определять направление, стратегическую перспективу развития организации (своего подразделения);
  • ­ быть инициатором инноваций и изменений;
  • ­ выводить компанию (подразделение, отдельных сотрудников) на вершины эффективности и производительности;
  • ­ вдохновлять персонал на достижение значимых целей;
  • ­ оказывать позитивное влияние, управлять отношениями и эмоциональным климатом в коллективе;
  • ­ организовывать эффективную работу команды.

Наличие данных требований со стороны работодателей отражает общую закономерность развития современного бизнеса: чем выше уровень конкуренции и скорость изменений во внешней среде, тем больше компании ориентированы на постановку лидерства в центр системы управления организацией в целом.


1.2.Формирование черт лидера

Из признания факта значительного роста влияния лидерства на эффективность деятельности всей компании следует, что для организации всех форм собственности настоятельной потребностью выступает формирование и развитие лидерских черт руководителей. Одним из проверенных и действенных бизнес-технологий выступает проведение бизнес-тренингов. Привлекательность данной технологии в том, что за достаточно короткое время руководители получат интенсивную теоретическую подготовку и формируют практические навыки лидеров.

В процессе тренинга условное назначение на руководящую должность должно требовать в максимально короткие сроки наладить контакт с коллегами и проявить лидерские качества, которые необходимы для принятия сложных и даже нестандартных решений в крайне жестких ситуациях, когда под угрозой могли быть не столько бизнес-интересы, сколько человеческие жизни.

Такие тренинг предполагают укрепление и внедрение управленческих компетенций в корреляции с индивидуальными планами развития кадрового резерва и условиями конкретной работы. Для достижения упорядоченности, согласованности, эффективности управления персоналом сотрудники овладевают функциями «лидерского» менеджмента согласно индивидуальному плану развития, а для действий в сложных, нестандартных ситуациях - навыками лидерства, участвуя в тренингах.

При планировании и проведении бизнес-тренинга «Лидерство» необходимо учитывать то, что лидерская компетенция формируется и развивается, в первую очередь, через практическую деятельность в условиях, максимально приближенным к потребностям конкретной организации.

Теоретическая подготовка на этапе, который предшествовал практическому этапу, необходима как база и фундамент, на котором руководитель-участник получает пока несформированные практикой знания. Он мысленно формирует и отчасти совершенствует свою лидерскую компетенцию, получая информацию о концептуальных основах лидерства.

Рассматривая роль лидера в решении управленческих проблем необходимо рассмотреть те функции, которые ему придется выполнять. Функция менеджмента - это вид управленческой деятельности, направленной на решение конкретной задачи управления, который осуществляется специальными приемами и методами. Выделяют конкретные и общие функции управления. Конкретные это те функции, которые включают в себя управление какой-то сферы:


• производственные функции управления (обеспечение сырьем, технологические, организации труда и т. п.),

• экономические функции по обслуживанию производства,

• функции управления научно-техническим прогрессом и др.

Общие функции менеджмента включают в себя те виды деятельности, которые осуществляются менеджером в любой сфере. Прогнозирование и планирование - определение целей деятельности, средств и методов их достижения, составление планов-прогнозов, стратегического плана, планов экономического, научно-технического и социального развития. Организация - формирование структуры управления, обеспечение связи (коммуникации) между объектом и субъектом управления.

Координация и регулирование - обеспечение согласованности в работе всех звеньев системы управления (подразделений, руководителей, управленческого персонала), поддержание стабильной работы производства. Мотивация - активизация работающих с целью побуждения их трудиться для выполнения целей, поставленных в планах, создание условий для творческой работы и поддержания постоянной заинтересованности персонала в результатах труда.

Контроль, учет и анализ - количественная и качественная оценка и учет результатов труда путем проверки и анализа всех сторон деятельности и анализа их. Характерной особенностью общих функций управления являются их взаимосвязь и взаимопроникновение.

Руководитель выполняет функцию «стратегического планирования», выбора целей и стратегий развития предприятия и коллектива, планирования методов реализации поставленных целей, выбора и внедрения необходимых новшеств, инноваций.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЛИДЕРА

2.1 Оценка лидера через конкурентоспособность организации

Для обеспечения конкурентоспособности фирма должна придерживаться одной из конкурентных стратегий, которые вырабатываются менеджером-лидером организации.

Соответственно, мы можем оценить лидерские качества менеджера через количественные показатели конкурентоспособности фирмы.

Конкурентоспособность фирмы зависит от коммерческих, нормативно-правовых и технико-экономических факторов.


Коммерческие факторы включают конъюнктуру рынка, рекламу, сервис и имидж фирмы.

Нормативно-правовые факторы отображают требования экологической и технической безопасности при использовании товара на конкретном рынке.

Технико-экономические факторы содержат: продажную цену, качество и затраты по эксплуатации.

Таким образом, управление конкурентоспособностью предполагает ряд мер по совершенствованию товаров, поиску новых каналов сбыта и групп потребителей. Основа конкурентоспособности фирмы – конкурентоспособность ее продукции и услуг. Существует ряд методов оценки конкурентоспособно­сти, которые практически применяются предприятиями или существуют в виде научных разработок:

1. Методика оценки конкурентоспособности в зависимости от объема продаж товаров. Данная методика базируется на косвенном определении конкурентоспособности в соответствии с трендами объема продаж. В этом случае выдвигается тезис о том, что объем продаж товаров конкурентов является показателем конкурентоспособности и являет собой некий монитор ситуации на рынке.

Преимуществом данной методики является ее нетребовательность и легкость применения. При оценке товаров других компаний возникают трудности, объясняемые отсутствием данных для анализа. Применение данной методики возможно только при внутрифирменном исследовании [8; с. 172]. К тому же надо учитывать некоторые факторы рынка.

2. Методика определения комплексных показателей конкурентоспособности Соло­вьевой И.Н. и Долинской М.Г. При расчете конкурентоспособности проводится комплекс последовательных операций, описанных ниже:

а) единичные показатели конкуренто­способности (q) рассматриваются в качестве отношения величины 1-го параметра для анализируемых товаров (Р) к величине 1-го параметра образца-эталона (Р10).

б) на основании подученных данных выбирается та формула, в соответствии с которой рост показателя характеризует улучшение параметра показателей. После этого производятся вычисления групповых параметров искомой величины, которые характеризуют товар.

(3)

где п — число технических параметров в аудите;

ai — вес г-го параметра;

qi — единичный показатель по техническому пара­метру;

Imn — искомый групповой показатель не должен быть выше 100%[8; 72].

в) уровень конкурентоспособности (К) рассчитывается с помощью групповых показателей по определенной группе параметров: