Файл: Рынок ценных бумаг (Основные достоинства и недостатки современного рынка ценных бумаг).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные понятия, виды и классификации рынка ценных бумаг
1.1. Основные понятия и функции рынка ценных бумаг
1.2. Участники рынка ценных бумаг
1.3. Виды и классификация рынков ценных бумаг
Глава 2. Основные достоинства и недостатки современного рынка ценных бумаг
2.2. Опасности и риски рынка ценных бумаг
2.3. Рекомендации по формированию портфеля ценных бумаг
Глава 3. Развитие рынка ценных бумаг в современных условиях
3.1. Структура и развитие современного рынка ценных бумаг
3.2. Фундаментальный и технический методы анализа и прогнозирования рынка
Введение
Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью как экономики страны, так и мировой экономики в целом. Отношения по поводу выпуска и обращения ценных бумаг приобретают все большую значимость для населения, бизнеса и экономики. Чтобы эффективно использовать рынок ценных бумаг необходимо знать кроме сущности рынка ценных бумаг и самих ценных бумаг, основные достоинства и недостатки рынка ценных бумаг, а также тенденции его развития в современных условиях.
Целью курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг и его развития в современных условиях.
Задачами курсовой работы являются: определение основных понятий рынка ценных бумаг, его видов и классификаций, выявление основных достоинств и недостатков рынка, а также определение структуры и тенденции развития современного рынка ценных бумаг.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав(отвечающих поставленным целям и задачам), заключения и библиографического списка. В данной курсовой работе использовались нормативно-правовые документы, учебник «Рынок ценных бумаг» под редакцией В.А. Галанова и А.И. Басова, учебник «Рынок ценных бумаг» под редакцией Е.Ф. Жукова, а также интернет-источники.
Глава 1. Основные понятия, виды и классификации рынка ценных бумаг
1.1. Основные понятия и функции рынка ценных бумаг
Основными понятиями рынка ценных бумаг являются «рынок ценных бумаг», «ценная бумага».
Существуют различные варианты трактовки понятия «рынок ценных бумаг», в зависимости от области рассмотрения этого понятия. Обобщая несколько вариантов понятий, я делаю вывод, что рынок ценных бумаг –это совокупность экономических отношений между его участниками по поводу выпуска и обращения ценных бумаг, являющийся составной частью финансового рынка, на котором происходит перераспределение денежных средств при помощи ценных бумаг.
Поскольку ценные бумаги являются фондовыми активами, рынок ценных бумаг называют фондовым рынком и эти названия эквиваленты(равные по значению).
Понятие «ценная бумага» рассматривается с двух точек зрения.
С экономической точки зрения, ценная бумага – это особая форма капитала, которая получается путем преобразования действительного капитала в производный (не действительный) капитал. А именно, покупатель ценной бумаги вкладывает свои свободные денежные средства в ценную бумагу, которая может передаваться вместо капитала, обращаться на рынке и приносить доход. Доход, приносимый ценной бумагой, может начисляться в форме дивиденда, дисконта или процента.
С юридической точки зрения, ценная бумага – это документ установленной формы и реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передачи которых возможны только при его предъявлении.[1]Исходя из этого определения, можно сказать, что ценная бумага является и титулом имущественных прав (дает основание прав владельца на что-то или на какое-то имущество), и движимым имуществом (является имуществом и может быть продано, заложено и т.д.). С данной точки зрения, ценной бумагой является признанные государством виды ценных бумаг, которые перечислены в Гражданском кодексе или иных законах, относящихся к рынку ценных бумаг и признаваемые государством, как ценная бумага. Реквизиты ценных бумаг определены законом и делятся на технические и экономические. Технические реквизиты включают в себя порядковые номера, печати, росписи, адреса, наименование организаций и т.п. Экономические реквизиты включают в себя форму и срок существования ценной бумаги, принадлежность, обязанное лицо, номинал и предоставляемые права. При отсутствии какого-либо из обязательных реквизитов приводит к тому, что ценная бумага лишается своего статуса, так как нарушается ее экономическое содержание или возможность кругооборота.[3, с. 22]
В настоящее время ценные бумаги чаще встречаются в безналичной форме (не документарной). Такие ценные бумаги являются именными, их владелец фиксируется в реестре в виде электронных записей.
Самые распространенные виды ценных бумаг в практике:
· Акция - единичный вклад в изначальный уставный капитал, формируемый акционерным обществом, с вытекающими правами и правилами.
· Облигация – единичное долговое обязательство, которое гарантирует возврат денежных средств по истечении юридически определенного срока с уплатой дохода или без него.
· Чек – письменное поручение чекодателя банку заплатить чекополучателю сумму, указанную в чеке в установленный срок действия чека.
· Банковский сертификат – свидетельство о сберегательном (или депозитном) вкладе средств в банк, при котором банк обязуется выплатить данный вклад с установленным процентом и в определенный срок.
· Коносамент – контракт международной формы, заключенный на перевозку груза, который удостоверяет погрузку и отправку груза, дающий право на его получение.
· Закладная – именная ценная бумага, удостоверяющая права его владельца в соответствии с договором об ипотеке (залоге недвижимости), на получение денежного обязательства или указанного в ней имущества. [2]
В зависимости от характеристик, ценные бумаги классифицируются по следующим видам:
· По сроку существования (срочные, бессрочные)
· По форме существования (документарные, бездокументарные)
· По национальной принадлежности (национальные, иностранные)
· По форме владения (предъявительские, именные)
· По форме выпуска (эмиссионные-крупные партии, неэмиссионные-поштучно)
· По виду эмитента (государственные, корпоративные)
· По уровню риска (низкорисковые, среднерисковые, высокорисковые)
· По степени обращаемости (рыночные, не рыночные)
· По форме привлечения капитала (долевые, долговые)
· По виду номинала (с постоянным, с переменным)
· По форме обслуживания капитала (инвестиционные, неивестиционные)
· По наличию начисляемого дохода (бездоходные, с начисляемым доходом)
Кроме перечисленных видов и классификаций, ценные бумаги в мировой практике делятся на первичные и вторичные (производные). Вторичная ценная бумага является посредником между правом на какие-либо основные ценные бумаги и непосредственно имущественным правом, т.е. вторичная ценная бумага дает право на получение первичной ценной бумаги, но сама таковой не является (например, депозитарная расписка, фондовый варрант и т.д.). [3, с. 29-33]
Так как рынок ценных бумаг является посредником между рынком капитала и денежным рынком, то, как и любой рынок, он выполняет функции: обще рыночные и специфические функции.
К общерыночным функциям относятся: коммерческая (получение прибыли от операций на рынке), ценообразующая (установление рыночных цен, прогнозирование и т.д.), информационная (информация создается и доводится до сведения участников рынка), регулирующая (создает свои правила торговли и участия в ней и т.д.) функции.
К специфическим функциям относятся перераспределительная функция (осуществляет обмен средств между населением и предприятиями, отраслями, сферами деятельности и т.д.), а также функция страхования ценовых и финансовых рисков и их перераспределения (защита владельцев от рисков, предусматривающая переложение риска на лицо, которое хочет рискнуть).
1.2. Участники рынка ценных бумаг
Участниками рынка являются как физические, так и юридические лица, которые вступают в экономические отношения по поводу перехода прав на ценные бумаги. Схематично участники рынка ценных бумаг показаны в приведенной ниже схеме 1.1.
Схема 1.1. Участники рынка ценных бумаг.
Эмитенты – участники рынка, осуществляющие первичный выпуск ценных бумаг и принимающие обязательства перед их владельцами. В основном эмитентами являются юридические лица, такие как государство, коммерческие предприятия и организации.
Инвесторы – участники рынка, юридические и физические лица, осуществляющие вклад своего капитала или сбережений в ценные бумаги. Инвесторами являются коммерческие организации и предприятия, а также население.
Деление рынка ценных бумаг на эмитентов и инвесторов происходит в зависимости от отношений к имущественным правам и обязательствам по каждой ценной бумаге. Это значит, что инвестор может выступать в роли эмитента, выпуская свои собственные ценные бумаги, а эмитент может выступать в роли инвестора, вкладывая свои средства в ценные бумаги других эмитентов. Такая смена ролей на рынке происходит в зависимости от ситуации на рынке, цен и дохода от различных бумаг.
Фондовые посредники – юридические лица, профессиональные участники рынка, осуществляющие связь между эмитентами и инвесторами и имеющие государственные лицензии на осуществление посреднического вида деятельности (брокерской, дилерской).
Брокеры – фондовые посредники, осуществляющие операции с ценными бумагами за счет средств клиента в соответствии с договором поручения или комиссии. Доход, получаемый брокером, называется комиссионным.
Дилеры – фондовые посредники, осуществляющие операции с ценными бумагами за свой счет. Их доход составляет разницу между ценой продажи и ценой покупки ценной бумаги.
Управляющие компании – фондовые посредники, осуществляющие свою деятельность по поручению и в интересах своих клиентов, которая представляется в виде доверительного управления ценными бумагами (также и денежными средствами). [3, с. 199]
Регулирование и контроль рынка ценных бумаг осуществляют государственные органы (высшие органы власти, министерство финансов, центральный банк, организации и комитеты, осуществляющие контроль и регулирование финансового рынка страны) и организации самих представителей рынка (осуществляют соблюдение стандартов, защиту интересов владельцев ценных бумаг и т.д.).
Организации, обслуживающие рынок, это организации, выполняющие все функции на рынке ценных бумаг, исключая функцию купли-продажи ценных бумаг.
Сюда входят:
· организации, обеспечивающие заключение сделок (организаторы торговли - биржи, торговые системы);
· организации, обеспечивающие исполнение сделок (система расчетов и учета прав на ценные бумаги - клиринговые компании, регистраторы и депозитарии);
· операционные структуры, включающие информационно-аналитические системы поддержки инвестиционных решений (информационные агентства, рейтинговые агентства, юридические фирмы и т.д.)[5]
1.3. Виды и классификация рынков ценных бумаг
Рынок ценных бумаг имеет сложную структуру, содержащую множество характеристик. В зависимости от этого его можно рассматривать с разных сторон
Классификация видов рынков ценных бумаг имеют много сходства с классификациями самих ценных бумаг и различают следующие виды рынков ценных бумаг:
· международные и национальные
· национальные и региональные (территориальные)
· рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т.д.)
· рынки государственных и корпоративных ценных бумаг
Также имеются другие признаки классификации рынков ценных бумаг:
· В зависимости от времени и способа поступления ценных бумаг в оборот
Первичный рынок – рынок, обслуживающий выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг.
Вторичный рынок – рынок, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги, осуществляется купля-продажа или другие формы перехода ценной бумаги от одного владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги.
· В зависимости от степени организованности
Организованный рынок – это обращение ценных бумаг между лицензированными посредниками рынка, на основе законодательно установленных правил.
Неорганизованный рынок – это обращение ценных бумаг без соблюдения единых правил для всех участников рынка. Торговля на таком рынке осуществляется произвольно в частном контакте продавца и покупателя и не существует системы распространения сведений о совершенных сделках.
· В зависимости от места торговли
Биржевой рынок – рынок, организованный фондовой биржей и работающими на ней дилерскими и брокерскими (маклерскими) фирмами.