Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права (Понятие и признаки субъектов предпринимательского права).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Субъекты предпринимательского права
1.1 Понятие и признаки субъектов предпринимательского права
1.2 Виды субъектов предпринимательского права
2 Создание, реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательского права
2.1 Создание субъектов предпринимательской деятельности
2.2 Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
Не секрет, что наименование является далеко немаловажным элементом при создании организации, которая преследует коммерческие цели. Кроме фирменного стиля, имиджа и первого впечатления, фирменное наименование обеспечивает индивидуализацию коммерческой организации, и дает право на получение правовой охраны.
Закон предъявляет ряд требований фирменному наименованию. Перечень общих требований представлен в статье 1473 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Следует также добавить, что они конкретизируются в иных нормах Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также в специальных законах применительно к организациям различных организационно-правовых форм и видов деятельности.
Кроме того, что фирменное наименование определяется в учредительных документах организации, оно также обязательно включается в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) при ее государственной регистрации.
Применительно к фирменному наименованию предъявляется следующее требование: в нем должно присутствовать указание на его организационно-правовую форму[18].
Следует отметить, что род деятельности в своем наименовании вправе указывать те организации, которые обладают специальной (унитарные предприятия) либо исключительной (банки, аудиторские организации, инвестиционные фонды и др.) правоспособностью.
Немаловажным этапом является определение места нахождения организации, указание реквизитов которого должно обязательно присутствовать в учредительных документах организации. С юридической точки зрения, в качестве места нахождения юридического лица признается место его государственной регистрации.
Юридическое лицо осуществляет государственную регистрацию по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
В случае, если такой орган отсутствует подойдет иной орган или лицо, которое имеет право действовать от имени юридического лица без доверенности. В качестве места нахождения должен быть указан конкретный адрес.
Данный реквизит организации служит средством ее индивидуализации. Кроме этого, территориальная принадлежность, закрепленная в учредительных документах, в некоторой мере определяет правоспособность юридического лица, место исполнения обязательств, место заключения договора, права, подлежащие применению к внешнеэкономическим сделкам, подсудность споров[19].
Следующим этапом является формирование уставного капитала, уставного фонда. Ныне действующее законодательство в данной отрасли права предусматривает формирование «стартового» капитала при создании коммерческих организаций, под которым понимают уставный капитал в хозяйственных обществах и складочный капитал в хозяйственных товариществах и хозяйственных партнерствах; паевой фонд в производственных кооперативах и уставный фонд в унитарных предприятиях, которые действуют на праве хозяйственного ведения.
Еще одним этапом служит оформление учредительных и иных документов, в качестве которых выступает устав (для производственного кооператива, унитарного предприятия, хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств) либо учредительный договор (для хозяйственных товариществ).
В соответствии со статьей 52 Гражданского Кодекса Российской Федерации, обязательными реквизитами в учредительных документах являются: наименование юридического лица, его место нахождения, порядок управления деятельностью. Кроме этого, в учредительных документах также должны быть определены и другие сведения, которые предусмотрены законом для организаций соответствующего вида.
Что касается учредительных документов унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях – и других коммерческих организаций, то в них должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.
И наконец завершающим этапом является оформление решения об учреждении организации, принимаемое в порядке, который определяется законодательством для различных видов организаций.
Если рассматривать общества с ограниченной ответственностью, то статья 11 Закона о таких обществах указывает, что решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества. Если общество представлено в лице единственного учредителя, то решение принимается этим им единолично[20].
Отметим, что в данном документе должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с Законом об ООО.
Исходя из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что формирование субъекта предпринимательского права является комплексным процессом, сопровождаемым юридически значимыми действиями и принятием соответствующих актов, которые направлены на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.
2.2 Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
В виду того, что официального определения реорганизации нет, в юридической литературе сформировалось множество мнений относительно данного правового института. Одним из таковых является рассмотрение этого понятия с позиции прекращения юридических лиц, которое сопровождается правопреемством.
Следует отметить, что прекращение реорганизуемого юридического лица для современного законодателя не является определяющим признаком, выделяющим реорганизацию как самостоятельное правовое явление.
По своей сути прекращение выступает лишь в качестве следствия реорганизации, причем не во всех ее формах. Данная позиция рассматривает реорганизацию как призму института прекращения юридического лица. Однако, это представляется некорректным, потому как две из пяти признаваемых форм реорганизации при такой ситуации не могут быть адекватно объяснены и описаны[21].
Можно сделать предположение, что прекращение является главным определяющим признаком для реорганизации (объяснения ее сущности), если исключить из форм реорганизации выделение.
Но и такой подход не решает проблемы, поскольку даже в тех формах реорганизации, реализация которых сопровождается прекращением, оно никогда не является единственным последствием реорганизации[22].
В действительности же, как правило, существенной для предпринимательской деятельности целью реорганизации, выступает формирование нового или существенное «обновление» юридического лица – реструктуризация бизнеса, изменение состава участников, активов.
Сущностью реорганизации можно называть универсальной правопреемственностью, которая выражается в комплексе юридических фактов, которые направлены на переход от одного или нескольких юридических лиц (правопредшественников) в порядке правопреемства прав и обязанностей к другому или другим юридическим лицам (правопреемникам) и влекущих прекращение правопредшественников и (или) создание правопреемников.
Здесь следует отметить, что далеко не в каждом случае реорганизации имеет место универсальное правопреемство. Так, оно не является характерным для реорганизации в форме выделения и разделения, а при преобразовании права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц вообще не изменяются.
Таким образом, под реорганизацией понимают сложный юридический состав, преследующий цель прекращения и (или) создания юридического лица, сопровождающийся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (правопреемнику)[23].
Отечественное законодательство выделяет 5 форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
Гражданским Кодексом Российской Федерации предусмотрены также смешанная и совмещенная формы реорганизации. Следует отметить, что эти формы давно пользуются популярностью в предпринимательской практике. Их применяют в целях обеспечения успешной и рациональной реструктуризации бизнеса.
Совмещенная реорганизация называется таковой, потому как характеризуется одновременным сочетанием различных ее форм.
Реорганизация такого вида подразумевает процесс с участием двух и более юридических лиц. Сюда также входят юридически лица, созданные в разных организационно-правовых формах[24].
Необходимо отметить, что в отношении акционерного общества законодательство также предусматривает возможность осуществления реорганизации посредством разделения или выделения общества, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением.
Исходя из того, кто является инициатором проведения, реорганизацию делят на добровольную и принудительную. Так, первая характеризуется осуществлением реорганизации по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, который уполномочен на то учредительным документом.
Добровольная реорганизация проводится с целью повышения эффективности управления бизнесом, приобретения или объединения активов для достижения наилучших результатов, повышения инвестиционной привлекательности, разделения бизнеса[25].
Что касается принудительной реорганизации, то она проводится по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда и только в форме выделения или разделения.
Следует подчеркнуть, что предъявить требование о проведении принудительной реорганизации вправе органы Федеральной антимонопольной службы по основаниям, которые представлены в Законе о защите конкуренции[26]. В качестве примера такого основания можно привести нарушение порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на слияние, присоединение или систематическим осуществлением монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, приносящую ей доход.
Законодатель осуществляет классификацию различных форм реорганизации посредством учета важнейшего свойства реорганизации – правопреемства.
Правопреемство при слиянии подразумевает переход прав и обязанностей каждого юридического лица к вновь возникшему.
Тоже самое понятие, но применительно к присоединению юридического лица к другому юридическому лицу, означает переход прав и обязанностей присоединенного юридического лица.
В случае разделения юридического лица его права и обязанности передаются к вновь возникшим юридическим лицам, согласно передаточному акту.
В случае, когда происходит выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, то к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица также согласно передаточному акту[27].
Если юридическое лицо одной организационно-правовой формы преобразовывается в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, то права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не меняются. Исключения составляют права и обязанности, которыми обладают учредители (участники), поскольку их изменение вызвано реорганизацией.
Следует отметить, что не всегда юридическое лицо может преобразоваться в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, а исключительно, если таковое предусмотрено законом.
Таким образом, акционерное общество имеет право преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
Что касается общества с ограниченной ответственностью, то оно имеет право преобразоваться в акционерное общество, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
Хозяйственное партнерство может быть преобразовано в акционерное общество.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что, когда происходит слияние и присоединение, то возникает универсальное правопреемство, в связи с чем не требуется передаточный акт.
Разделение и выделение предполагает сингулярное правопреемство. Под этим имеется в виду, что права и обязанности, которые переходят в результате реорганизации, фиксируются в передаточном акте.
Следует отметить, что, когда происходит преобразование лица из одной организационно-правовой формы в другую, права и обязанности реорганизуемого лица в отношении третьих лиц не изменяются, потому как такое «перевоплощение» никоим образом не затрагивает деятельность организации в имущественном обороте. Преобразование затрагивает лишь внутренние отношения в организации[28].
Что касается кредиторов, то у них есть гарантии обеспечения их прав. Так, их должны обязательно уведомлять о процедуре реорганизации, наравне с федеральным налоговым органом. Кроме этого, такая информация размещается в средствах массовой информации.