Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права (Понятие и признаки субъектов предпринимательского права).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Субъекты предпринимательского права
1.1 Понятие и признаки субъектов предпринимательского права
1.2 Виды субъектов предпринимательского права
2 Создание, реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательского права
2.1 Создание субъектов предпринимательской деятельности
2.2 Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
Следует отметить, под представленные требования, которые предусмотрены статьей 60 Гражданского Кодекса Российской Федерации, не попадает реорганизация в форме преобразования, потому как права кредиторов не могут быть затронуты изменением организационно-правовой формы юридического лица при полной неизменности его имущественной базы.
Передаточный акт выступает в качестве важнейшего значения в обеспечении гарантий кредиторов реорганизуемого юридического лица, потому как в нем содержатся положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.
Необходимо подчеркнуть, что предъявление кредиторами требований не может приостановить процедуру реорганизации юридического лица.
Закон охраняет права участников корпоративных организаций. Так, устанавливается требование, что решение о реорганизации принимается квалифицированным большинством голосов или единогласно.
В случае, если происходит реорганизация акционерного общества, то здесь могут голосовать обладатели не только обыкновенных, но привилегированных акций.
Если рассматривать этот же процесс на примере обществ с ограниченной ответственностью, то их акционеры и участники имеют право требовать выкупа принадлежащих им акций или долей, если они голосовали против решения о реорганизации или не принимали участия в голосовании[29].
Следует отметить, что при реорганизации в форме разделения и выделения, участники и акционеры обладают особыми правами.
Наличие особого набора прав обусловлен тем, что реорганизация зачастую применяется для разделения бизнеса и может сопровождаться значительными злоупотреблениями.
Разделение и выделение как форма реорганизации предполагает право каждого акционера реорганизуемого общества на получение акций каждого создаваемого посредством реорганизации общества, пропорционально их числу.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о зависимости процесса реорганизации от ее формы. Реорганизация сопровождается следующими этапами: оценкой возможности, целесообразности и экономической эффективности реорганизации, проведение инвентаризации имущества реорганизуемых лиц, созывом общего собрания участников и принятием решения высшим органом управления каждой из организаций, которые участвуют в реорганизации, или принятием решения собственником имущества организации, информированием о процедуре реорганизации регистрирующих органов, государственная регистрация общества, создаваемого в результате реорганизации.
2.3 Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности
Под ликвидацией понимают способ прекращения субъекта предпринимательского права без правопреемства[30].
Для начала рассмотрим основные основания, необходимые для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя:
- предприниматель принял решение о прекращении предпринимательской деятельности;
- в связи со смертью предпринимателя;
- в связи с принятием судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом), что ведет к прекращению предпринимательской деятельности;
- в связи с принятием судом решения о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке;
- в связи с вступлением в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;
- в связи с аннулированием документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или в связи с окончанием срока действия указанного документа[31].
В случае, если индивидуальный предприниматель намерен прекратить свою предпринимательскую деятельность, ему необходимо представить в налоговый орган следующие документы: подписанное им заявление и документ об уплате государственной пошлины.
Следует также уточнить, что при наличии иных причин прекращения предпринимательской деятельности, данный процесс осуществляется на основании соответствующих документов, которые поступают в налоговый орган.
Закон предусматривает срок, в течение которого выносится решение о прекращении предпринимательской деятельности. Он составляет не более пяти рабочих дней со дня представления документов в налоговый орган.
В свою очередь, дата государственной регистрации устанавливается с даты получения соответствующих документов налоговым органом. В качестве подтверждения выступает свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Следует уточнить, что, если имеет место смерть физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, признание его судом несостоятельным (банкротом), прекращение в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступление в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу указанного приговора суда[32].
Что касается иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей на территории нашего государства, то прекращение их деятельности наступает в случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия этого документа.
Следует отметить, что в отношении юридических лиц (исключения составляют лишь фонды) предусмотрено право добровольного прекращения деятельности, либо ликвидации без указания оснований.
Однако, ликвидация юридических лиц возможна и по решению суда, но только по основаниям, которые указаны в Гражданском Кодексе нашей страны.
Такими основаниями служат следующие обстоятельства:
- допущение при его создании грубых нарушений закона, если они имеют неустранимый характер;
- ведение деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
- осуществление деятельности, которая запрещена законом;
- иные неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов.
Что касается организаций и объединений религиозного или общественного характера, благотворительных и иных фондов, то они могут быть ликвидированы в случае систематического осуществления деятельности, которая противоречит их уставным целям[33].
В качестве специального основания для ликвидации юридического лица выступает признание его несостоятельным (банкротом), причем, если стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано исключительно по данному основанию.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования.
В частности, в соответствующих случаях требования о принудительной ликвидации юридических лиц могут быть предъявлены налоговыми органами, Центральным Банком, федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Сведения о том, что хозяйствующий субъект находится в процессе ликвидации, подлежат внесению в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Сообщение о ликвидации юридического лица должно быть направлено в налоговый орган по месту учета юридического лица как налогоплательщика не позднее трех дней с даты принятия такого решения[34].
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Что касается порядка и сроков ликвидации, то они определяются лицами, которые приняли решение о ликвидации юридического лица самостоятельно.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Интересно отметить, что роль ликвидатора возложена на ликвидационную комиссию, которая занимается управлением внутренними и внешними делами ликвидируемой организации.
При завершении текущих дел ликвидационная комиссия, размещает в органах печати информацию о ликвидации юридического лица. Далее ликвидатор принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
Также в обязанности ликвидационной комиссии входит расчёт по обязательствам юридического лица, составление промежуточного и окончательного ликвидационного балансов.
В некоторых случаях она принимает решение по поводу вопроса о передаче оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества учредителям (участникам).
Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие обязательств юридического лица и их размер[35].
В случае несогласия ликвидационной комиссии с суммой требования кредитора в промежуточном ликвидационном балансе отражается сумма требования, принятая ликвидационной комиссией.
Обязательства ликвидируемого юридического лица, по которым не предъявлены требования в установленный срок, а также заявленные в установленный срок, но не признанные органом, осуществляющим ликвидацию, также отражаются на соответствующих счетах промежуточного ликвидационного баланса.
При решении суда об удовлетворении требования кредитора такое требование учитывается в промежуточном ликвидационном балансе в размере, определенном решением суда.
В случаях, когда стоимость имущества юридического лица по данным промежуточного ликвидационного баланса является недостаточной для покрытия обязательств перед кредиторами, то ликвидация юридического лица должна проводиться в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве)[36].
Промежуточный ликвидационный баланс выносится ликвидационной комиссией на рассмотрение учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о ликвидации юридического лица, и утверждается ими.
Законом могут быть предусмотрены случаи, в которых утверждение промежуточного ликвидационного баланса осуществляется по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией, начиная со дня утверждения ликвидационного баланса, за исключением кредиторов последней очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса[37].
При ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
В окончательном ликвидационном балансе юридического лица отражаются имущественное и финансовое положения юридического лица после завершения расчетов с кредиторами. Данный баланс составляют и утверждают ликвидационная комиссия и учредители (участники) юридического лица или орган, который принял решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом[38].