Файл: Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности.(Понятие и принципы регулирования внешнеэкономической деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действующее таможенное законодательство трактует таможенное регулирование крайне широко, распространяя его и на отношения, которые далеки от собственно таможенных - взимания установленных пошлин за международное перемещение товаров. Согласно ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Для целей именно правового регулирования внешнеэкономической деятельности таможенные отношения могут быть обозначены как отношения, возникающие при импорте в Россию и экспорте из России товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, их перевозке по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временном хранении, таможенном декларировании, выпуске и использовании в соответствии с таможенными процедурами, проведении таможенного контроля, уплате таможенных платежей.

Отношения в сфере введения и применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Нетарифное регулирование в отличие от тарифного является чрезвычайной мерой и в большинстве случаев временной. К этим мерам прибегают в тех случаях, когда более традиционные меры таможенно-тарифного регулирования перестают быть эффективными. Более того, если таможенно-тарифное регулирование направлено в том числе на увеличение доходной части бюджета, нетарифное регулирование всегда является только защитной мерой и в большинстве случаев не основано на экономических критериях. Особенностью нетарифного регулирования можно также считать и распространение его и на сферу услуг, что несвойственно таможенно-тарифному регулированию.

В правовой и экономической науке вопросам нетарифного регулирования уделяется особое внимание[25], что обусловлено как евразийскими интеграционными процессами, так и вступлением России во Всемирную организацию торговли.


В настоящее время сфера нетарифного регулирования регламентируется как законодательством Российской Федерации, так и международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза. В части экономических мер нетарифного регулирования практически вся нормативная база урегулирована международными договорами и актами органов Таможенного союза.

Как нами указано выше, договорно-правовая база Таможенного союза предоставляет России право применять ряд мер нетарифного регулирования и в отношении стран - членов Союза, однако в настоящее время у России отсутствует правовая база для легитимного введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров из Республики Беларусь или Казахстана. Действующий Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" предоставляет право введения таких мер только при импорте товаров на таможенную территорию России, в то время как таможенная территория России практически три года как не существует и ее тем более не существует для вышеуказанных государств. В целом Россия в вопросах нетарифного регулирования внешней торговли сконцентрировалась на технических барьерах - национальных требованиях к техническим характеристикам товаров, специальных требованиях к качеству товаров, их соответствию санитарным, фитосанитарным и ветеринарным требованиям, системам сертификации и др. Это одна из наиболее эффективных мер нетарифного регулирования, поскольку не запрещена правом Всемирной торговой организации и позволяет жестко контролировать допуск иностранных товаров в национальную экономику.

Действующее законодательство позволяет выделить следующие группы мер нетарифного регулирования:

1) меры экономического характера - установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), эмбарго. Меры экономического характера вводятся только в отношении внешней торговли товарами;

2) меры неэкономического характера, которые вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных Федеральным законом N 164-ФЗ, при этом такие меры могут применяться в отношении внешней торговли как товарами, так и услугами. К числу мер неэкономического характера можно отнести и особый порядок допуска иностранных инвесторов в те отрасли экономики России, которые считаются стратегическими. В отличие от мер экономического характера неэкономические меры вводятся органами государственной власти Российской Федерации и на основании российского законодательства.


Несмотря на то что действие Федерального закона N 164-ФЗ не распространяется на отношения, регулируемые Федеральным законом "Об экспортном контроле", предложенная выше классификация мер применима и к отношениям, регулируемым данным Законом.

Отношения в сфере введения и применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности могут быть определены как отношения, возникающие в процессе международной миграции объектов гражданских прав в связи с осуществлением Российской Федерации суверенных прав по регулированию такой миграции вне рамок таможенного тарифа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, одним из видов предпринимательской деятельности является внешнеэкономическая деятельность. Она связана с перемещением через таможенную границу товаров (продукции), капитала, работ, услуг, информации с целью извлечения прибыли. В то же время внешнеэкономическая деятельность — это вид межгосударственного сотрудничества, и в этом качестве она рассматривается как деятельность государств по развитию сотрудничества в области торговли, экономики, науки, культуры, туризма. Отношения, возникающие при осуществлении этой деятельности, регулируются нормами международного публичного права.

Основной правовой формой регулирования межгосударственных отношений являются международные договоры, как двусторонние, так и многосторонние. В многосторонних договорах обычно устанавливаются основные принципы и направления сотрудничества государств.

Субъектами внешнеэкономической деятельности являются государственные органы, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности, а также хозяйствующие субъекты, непосредственно ведущие внешнеэкономическую деятельность.

Среди государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, можно выделить организации, обладающие общей компетенцией в этой области, и организации, обладающие специальной компетенцией в определенных вопросах. Государство, осуществляя публичные функции, выражает интересы всего общества. В этих целях оно устанавливает правила ведения внешнеэкономической деятельности и воздействует на участников этой деятельности тем или иным способом. Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства. Цель валютной политики заключается в поддержании экономической стабильности и создании основы для развития международных экономических отношений путем воздействия на валютный курс, на валютные операции. Ряд мер, принятых государством, призван обеспечить возврат валютной выручки в Россию. Это осуществляется для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Россию валютной выручки, полученной от экспорта. Обеспечение защиты экономических интересов Российской Федерации — важнейшая задача государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется законами и многочисленными подзаконными нормативными актами. Следует иметь в виду, что законодательство данной сферы весьма динамично и поэтому перечисленные нормативные акты действуют с многочисленными изменениями и дополнениями.


Таким образом, внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Подводя итог всему изложенному выше можно сделать вывод, что на современном этапе развития общества, возникает необходимость принятие мер направленных на разрешение проблем в области внешнеэкономической деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 10.12.1998.
  2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (заключена в Киото 18.05.1973) // Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 4 июля 2011 г. // СЗ РФ. 2011. N 32.
  3. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров // Вестник ВАС РФ. 1994. N 1.
  4. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), 1947. URL: http://www.customs-union.com.
  5. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.
  6. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  8. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, N 50, ст. 6615.
  9. Веселкова Е.Е. Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок // Адвокат. 2014. N 5.
  10. Веселкова Е.Е. Правовой статус субъектов внешнеэкономической деятельности // Законодательство и экономика. 2014. N 4.
  11. Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие для магистров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "Юрайт"; ИД "Юрайт", 2013. 445 с.
  12. Вознесенская Н.Н. Инвестиционный климат // Закон. 2011. N 7.
  13. Губарева А.В. Историко-правовой анализ регулирования внешнеэкономической деятельности в России // История государства и права. 2014. N 2. С. 41 - 44.
  14. Губарева А.В. Отношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Административное право и процесс. 2014. N 1. С. 38 - 41.
  15. Гражданский процесс: учебник / под ред. М.К. Треушникова. ОАО "Издательский дом "Городец", 2007. С. 30.
  16. Кобзарь-Фролова М.Н. Теоретико-правовые и прикладные основы налоговой деликтологии: дис. д.ю.н. / М.Н. Кобзарь-Фролова. М., 2011. С. 292.
  17. Коржов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (постатейный) / В.Ю. Коржов // СПС "КонсультантПлюс". 2010. С. 37.
  18. Кравченко Р.Ю. Классификация участников внешнеэкономической деятельности и особенности нормативного регулирования их отношений // Международный бухгалтерский учет. 2010. N 7.
  19. Павлов П.В. Особые административно-правовые режимы осуществления внешнеторговой деятельности: проблемы и перспективы: Монография. М.: Норма, 2012. 368 с.
  20. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию: монография / Г.К. Дмитриева, И.В. Ершова, А.В. Карташов и др.; под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 192 с.
  21. Трошкина Т.Н. Система мер нетарифного регулирования международной торговли: понятие и сущность // Налоги. 2009. N 4.
  22. Трошкина Т.Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран) / Под ред. В.С. Загашвили. М.: ЦППИ, 2010. 156 с.

  1. Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация. М., 1996. С. 24.

  2. Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право. Введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. М., 2001. С. 38.

  3. Бублик В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 100.

  4. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект, 2005. С. 33.

  5. Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994. С. 14 - 15.

  6. Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками. М., 2003. С. 9.

  7. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект, 2005. С. 46.

  8. Толочко О.Н. Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Право и демократия. 1998. Вып. 9. С. 4.

  9. Гуменюк Е.В. Административно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 9.

  10. Гражданский процесс: учебник / под ред. М.К. Треушникова. ОАО "Издательский дом "Городец", 2007. С. 30.

  11. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (заключена в Киото 18.05.1973) / Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 4 июля 2011 г. // СЗ РФ. 2011. N 32.

  12. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

  13. Кобзарь-Фролова М.Н. Теоретико-правовые и прикладные основы налоговой деликтологии: дис. ... д.ю.н. М., 2011. С. 292.

  14. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" / под ред. А.Н. Козырина // СПС "КонсультантПлюс". 2005. С. 11.

  15. Богуславский М.М. Международное частное право. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 14.

  16. См.: Ануфриева Л.П. Международное частное право. М.: БЕК, 2000; Проблемы международного частного права: сборник статей, посвященный памяти Л.А. Лунца / Под ред. Н.И. Марышевой. М.: Юрид. фирма "КОНТРАКТ", 2000.

  17. Дмитриева Г.К., Филимонова М.В. Международное частное право. М., 1997. С. 3 - 4.

  18. Бекяшев К.А., Ходаков А.Г. Международное частное право: сборник документов. М., 1997. С. IX.

  19. Садиков О.Н. Достоинство и недочеты нужной книги // Журнал российского права. 1998. N 4/5. С. 294 - 295; Ерпылева Н.Ю. Понятие, предмет, система и источники международного частного права // Международное публичное и частное право. 2002. N 1. С. 20.

  20. Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. М., 1999. С. 5.

  21. Гаврилов В.В. Международное частное право. М.: НОРМА, 2001. С. 5.

  22. Гаврилов В.В. Международное частное право. М.: НОРМА, 2001. С. 5.

  23. Бекяшев К.А., Ходаков А.Г. Международное частное право: сборник документов. М., 1997. С. 9.

  24. Бублик В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 110 - 111; Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие для магистров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "Юрайт"; ИД "Юрайт", 2013; Толочко О.Н. Введение в теорию правового регулирования внешнеэкономических отношений: Монография. Гродно: ГрГУ, 2003. С. 7, 22.

  25. Бакаева О.Ю., Галицкая Н.В. Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности // Международное публичное и частное право. 2005. N 5; Трошкина Т.Н. Система мер нетарифного регулирования международной торговли: понятие и сущность // Налоги. 2009. N 4; Трошкина Т.Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран) / Под ред. В.С. Загашвили. М.: ЦППИ, 2010.