Файл: Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности.(Понятие и принципы регулирования внешнеэкономической деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Принципы как правовая основа установления и реализации запретов и ограничений во внешнеэкономической деятельности

Понятие "принцип" имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает "основа", "начало". Этимологическое значение этого слова показывает фундаментальность правового положения, закрепление в нормах права некой основополагающей идеи наиболее общего характера. Следует согласиться с мнением коллектива авторов под редакцией М.К. Треушникова, которые пишут о том, что правовая идея, концепция, не закрепленная в нормах права, остается существовать только в области правового учения, доктрины. Без гарантирующих норм принципы превращаются в призывы, лозунги[10].

Для целей исследования был проведен анализ нормативных правовых актов, регулирующих таможенные правоотношения по установлению и реализации неэкономического характера запретов и ограничений в рамках стран - членов ТС, который позволил прийти к выводу о том, что ни договоры межнационального характера, ни национальные федеральные законы Российской Федерации, ни иные подзаконные нормативные правовые акты России в этой сфере не построены таким образом, чтобы в их основе лежали правовые принципы. Такое исключение составляет Киотская конвенция[11], к которой Российская Федерация присоединилась в 2011 г. В ней закреплены принципы, которые лежат в основе упрощения и гармонизации таможенных процедур.

Интерес представляет Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), 1947, в котором хоть напрямую и не перечислены принципы осуществления внешней торговли между договаривающимися государствами, однако присутствуют нормы-принципы, закрепляющие финансовую и экономическую безопасность торгующих государств, защиты интересов предпринимателей, недискриминацию, равенства, свободы торговли и другие.

Конституция РФ в качестве одной из основных гарантий свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств устанавливает отсутствие внутренних таможенных границ. "На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей" (ст. 74 Конституции РФ).


Российская конституционная норма-принцип об отнесении таможенного регулирования к ведению федеральной власти нашла свое отражение и продолжение в ряде других нормативных правовых актов. Так, например, в соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"[12]: "Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации".

Таким образом, Конституция РФ содержит ряд норм, определяющих общие начала - нормы-принципы правового регулирования внешнеторговой деятельности.

Как прямо указано в ст. 2 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации": таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации. В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.

Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации закреплены в ст. 4 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". К ним относятся:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;


2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

4) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

5) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

6) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

9) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

10) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

11) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

12) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

В основе принципа защиты государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности лежат международные договоры и прямая обязанность каждого государства, ратифицировавшего Всеобщую декларацию прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), защищать права и свободы своих граждан. Декларация имеет целью обеспечить всеобщее и эффективное признание и осуществление провозглашенных в ней прав. В Декларации сказано, что пренебрежение и презрение прав граждан привели к варварским актам.


Ратификация и вступление в силу международных договоров, с одной стороны, гарантирует участникам ВЭД недискриминацию, позволяет избежать двойного налогообложения; с другой - обеспечивает государствам - участникам договоров возможность: осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью своих резидентов на территории договаривающихся государств; взаимных прямых консультаций; обмен информацией, обмен опытом и иных контактов для решения многих спорных вопросов. Договоры являются основанием для закрепления на договорной основе субъективных прав на получение оговоренной доли от налогообложения доходов (капитала) и имущества, получаемых резидентами от международной предпринимательской деятельности[13].

Принцип защиты законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг нашел свое логическое отражение в Федеральном законе от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", целью которого является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на территорию Российской Федерации; в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и других.

Принцип равенства и недискриминации участников внешнеторговой деятельности является основополагающим принципом международной торговли, закрепленным в Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров. В Конвенции закреплено положение о том, что развитие международной торговли на основе равенства и взаимной выгоды является важным элементом в деле содействия развитию дружественных отношений между государствами.

Принцип недискриминации закреплен в большинстве международных соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения и должен стать основой таможенной политики государств - членов ТС на ближайшую перспективу. Принцип равенства и недискриминации лежит в основе правоприменительной практики арбитражного суда Российской Федерации.

Запрет дискриминации в таможенных правоотношениях не является абсолютным: в случаях, предусмотренных федеральным законом, использование дискриминационных мер может быть признано правомерным (например, в качестве ответных мер и т.д.).


Взаимность - всеобщий принцип межгосударственных отношений, в соответствии с которым государства должны строить отношения, в том числе, во внешнеэкономической деятельности, на взаимовыгодной, равноправной основе, с учетом прав и законных интересов всех участников отношений.

Государственное регулирование ВЭД должно быть направлено на обеспечение принципа добросовестного выполнения обязательств. Принцип добросовестности представляет собой основополагающую норму международных отношений, юридически обязывающую субъектов добросовестно осуществлять свои права и обязанности по отношению к договаривающимся сторонам. Это один из старейших принципов международного права, он восходит к древнеримской максиме: Pacta sunt servanda! - Договоры должны исполняться! - пишет А.Н. Козырин[14]. Этот принцип нашел свое закрепление во многих важнейших международно-правовых актах. Например, в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. он был сформулирован следующим образом: "Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться" (ст. 26).

Гласность объективно связана с открытостью и прозрачностью ВЭД. Принцип обоснованности и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности означает то, что вся деятельность государства в сфере ВЭД должна осуществляться на основе тщательного научного анализа методов и мер государственного правового воздействия, позволяющих точно и объективно оценить необходимость их принятия, выявить их эффективность, возможные экономические, социальные и политические последствия их принятия.

Принцип единства системы государственного регулирования предполагает установление единой системы государственного управления и контроля ВЭД. Такое единство обусловлено рядом факторов: единство цели; единство финансово-экономической политики Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; единое финансовое, валютное, таможенное регулирование.

Принцип, обеспечивающий защиту прав и законных интересов участников ВЭД от посягательств и злоупотреблений со стороны государственных органов и их должностных лиц, вытекает из Конституции РФ. Конституция Российской Федерации предусматривает государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы в Российской Федерации гарантируются. "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом" (ст. 45). "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд". "Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты" (ст. 46).