Файл: «Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития. ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Ст. 12 Конституции РФ. Местное самоуправление не является органам государственной власти.

  • Входит в систему государственно властных отношений и не является общественным объединением. В результате совместного сотрудничества с органами государственной власти происходит решение единых задач.
  • Формирование состава органов местного самоуправления со стороны государства не допустимо.
  • Отсутствие двусторонней подчиненности между муниципальными образованиями.
  • Муниципальные служащие не являются госслужащими и не состоят на государственной службе.

3. Ст. 132 Конституции РФ. Обеспечение местного самоуправления материальными и правовыми ресурсами.

  • Утверждение и исполнение бюджета происходит самостоятельно, как и управление, муниципальной собственностью.
  • Гарантия обеспеченности минимального бюджета, определенного уполномоченным органом.
  • Дополнительные государственные полномочия возлагаются с параллельным обеспечением необходимых финансовых и материальных средств.
  • Возмещение понесенных расходов, в результате исполнения решений со стороны государственной власти.

4. Ст. 131 Конституции РФ. Деятельность местного самоуправления осуществляется с помощью различных организационных форм.

5. Ст. 133 Конституции РФ. Местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту.

  • Любые нарушение прав граждан проживающих на территории муниципального образования, а также нарушение прав местного самоуправления, могут быть обжалованы в суде.

6. Ответственность органов местного самоуправления.

  • Уровень ответственности перед населением, государством, а также юридическими лицами определяется в соответствии с законом. Ответственности подлежат не только решения органов местного самоуправления, но и их действия.
  • Нарушения федеральных законов, Конституции РФ и иных законов субъектов РФ, влекут за собой ответственность перед государством.
  • Ответственность перед гражданами и юридическими лицами наступает в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и уставами МО.

7. Обеспечение прав и свобод населения.

  • Местное самоуправление действует в интересах своего населения.
  • Действует на основании Конституции РФ, гарантируя права и свободы человека и гражданина. Обеспечивает права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. Возможность личного и косвенного обращения в органы МСУ, лично знакомиться с материалами затрагивающие права и свободы граждан, обжаловать спорные решения и т.д.

8. Законность.

  • Надзор за соблюдением законности возложен на органы прокуратуры.
  • Контроль со стороны населения осуществляется посредством обращения граждан в органы местного самоуправления, а также постоянные отчеты представительных лиц, депутатов и глав местного самоуправления.

9. Гласность.

  • Публикация принятых законов и нормативно-правовых актов обязательна в средствах массовой информации для ознакомления.
  • Прозрачность деятельности органов МСУ для создания условий эффективного контроля со стороны населения, а также принятие участия в выработке решений влияющих на их права и свободы.
  • Наличие возможности каждому жителю на территории МСУ лично знакомиться с документами материалами, затрагивающими права и свободы человека и гражданина, предоставлять другую необходимую информацию о деятельности МСУ.
  • Установленный срок для ответа на обращения граждан 1 месяц.

10. Коллегиальность и единоначалие.

  • Наличие прав единого руководства у руководителей звеньев. Все участники отдельного процесса муниципального управления подчинены одному конкретному лицу.
  • Коллегиальность необходима для эффективного обсуждения возникающих вопросов.
  • Принцип коллегиальности требует кворума, необходимого для принятия решения и работы представительного органа.

11. Использование местных обычаев и традиций.

  • В ходе определения модели МСУ учитываются местные обычаи и традиции народностей проживающих на данной территории.
  • Любое преобразование границ территорий муниципального образования, происходит с учетом исторических и иных традиция, а также по воле населения и органов государственной власти РФ.
  • Наличие собственной символики.

1.3. Функции местного самоуправления

Функциями местного самоуправления — это основные направления муниципальной деятельности. Данные функции опираются в первую очередь на принципы МСУ и на цели к достижению, которых оно стремиться.

Исследуя полномочия местного самоуправления, можно выделить следующие функции[7].

1. Обеспечение участия населения в решении местных дел.

Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных форм самоуправления.

Для эффективного исполнения данной функции, необходимо обеспечить гарантии прав граждан для участия в организации самоуправления. Требуется создавать и поддерживать условия, побуждающие к активному участию населения в подобной организации.


2. Управление материально-финансовыми средствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное исполнение данной функции влияет на качественный уровень жизни населения не его территории.

3. Обеспечение развития соответствующей территории.

Органы местного самоуправления принимают программы развития соответствующей территории, управляют муниципальным хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах.

Одной из важных функций местного самоуправления является функция обслуживания населения. Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населения услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.

5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы частного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). В рамках этой функции происходит взаимодействие между органами в сфере правопорядка и местным самоуправлением. Развиваются и поддерживаются различные формы участия населения в обеспечении и укреплении общественного порядка, а также исполнение законов и иных правовых актов.

6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами.

Органам государственной власти РФ и ее субъектов запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 133 Конституции РФ, могут обращаться за защитой своих прав в судебные органы.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы. Государственная политика в области развития местного самоуправления основывается на Конституции Российской Федерации, Европейской хартии местного самоуправления, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и закреплена в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актах в области местного самоуправления.


Глава 2. Развитие местного самоуправления в Российской Федерации

2.1. История развития местного самоуправления в Российской Федерации

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации создала необходимую конституционно-правовую основу для самостоятельного решения местными сообществами вопросов местного значения, а также для реализации коллективных интересов граждан, связанных с местом их проживания.

Основные цели реформы местной власти в России были сформулированы в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2002 и 2003 годах. Важнейшими из них являются создание эффективной действующей системы оказания услуг публичной властью гражданам и приближение органов местного самоуправления к населению.

Концепция реформы включает[8]:

  • формирование двухуровневой модели местного самоуправления с поселенческим уровнем, наиболее приближенным к населению;
  • разграничение вопросов ведения и бюджетных поступлений между разными уровнями власти;
  • установление правил передачи органам местного самоуправления государственных полномочий;
  • создание механизмов более полного включения населения в принятие решений на местном уровне;
  • урегулирование разных форм межмуниципального сотрудничества. В том числе создание в субъектах Российской Федерации Советов муниципальных образований, образующих Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Объединенный конгресс муниципальных образований — ОКМО).

Ключевым моментом в процессе реализации реформы местного самоуправления стало принятие 6 октября 2003 года Федерального закона«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В стране развернулась масштабная работа по реализации реформы местного самоуправления через следующие механизмы: безусловное обеспечение конституционного права граждан на местное самоуправление; обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления; создание баланса власти внутри регионов, прекращение практики «нефинансируемых мандатов».

После обращения 5 ноября 2008 года Президента Российской Федерации Д.А. Медведева с Посланием к Федеральному Собранию, муниципальная реформа, проводимая в России, получила новое звучание. Президент еще раз подчеркнул фундаментальное значение муниципальных институтов, отметив, что, несмотря на сопутствующие реформе сложности, работу по созданию эффективной местной власти необходимо продолжать. Установка главы государства на повышение ответственности органов местного самоуправления, прозвучавшая в Послании, свидетельствует о том, что государственная политика в отношении местного самоуправления должна выходить на качественно новый уровень.


В настоящее время на федеральном уровне существует нормативная правовая база, необходимая для организации и деятельности местного самоуправления. Для развития конституционных норм разработан и принят основополагающий нормативный правовой акт - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данный акт регулирует осуществление местного самоуправления в Российской Федерации. Также существует ряд федеральных законов, регламентирующих вопросы проведения муниципальных выборов и местных референдумов, финансово-бюджетной деятельности местного самоуправления, организации муниципальной службы, деятельности муниципальных образований как субъектов гражданско-правовых отношений.

В Российской Федерации существуют территории, население которых не реализовало свое конституционное право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления[9]. В ряде случаев органы местного самоуправления не имеют возможности осуществлять свои конституционные полномочия, в частности - по формированию, утверждению и исполнению местных бюджетов, установлению местных налогов и сборов, управлению муниципальной собственностью. Это не только ущемляет права граждан на участие в местном самоуправлении, но и значительно затрудняет проведение выборов в органы государственной власти, так как в ходе избирательного процесса обязательным является участие в нем органов местного самоуправления.

Кроме того, в городских, сельских поселениях и на иных территориях, где отсутствуют органы местного самоуправления, не могут собираться местные налоги и сборы, поскольку правом устанавливать их обладают только представительные органы местного самоуправления.

Ряд нерешенных проблем, вызванных экономическими трудностями в стране, неполнотой законодательного регулирования (в первую очередь отсутствием четкого разграничения компетенции между федеральными, региональными и муниципальными органами власти), приводит к разногласиям и конфликтам между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Проблема нередко усугубляется субъективным фактором – неумением и нежеланием соответствующих должностных лиц вырабатывать согласованные решения, направленные на взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти в интересах населения.

В целях координации усилий по защите прав органов местного самоуправления и взаимодействия с органами государственной власти муниципальные образования объединяются в союзы и ассоциации.