Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Понятие конкуренции и её роль в экономике ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЕ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Понятие конкуренции и её роль в экономике
ГЛАВА 2. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА. ВИДЫ
2.1. Общие черты несовершенной конкуренции
2.2 Виды несовершенной конкуренции
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ КОНКУРЕНЦИИ
3.2 государственного регулирования
Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует (наглядно это можно проследить на рис. 2).
Рисунок 2. Критерий несовершенства конкуренции[14]
Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.
Действительно, при совершенной конкуренции цена остается одинаковой, сколько бы продукции не выпустила фирма, потому что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка. Удвоит ли, сохранит ли на прежнем уровне или вовсе прекратит выпечку хлеба мини-пекарня, общая ситуация на продовольственном рынке России никак не изменится и цена хлеба сохранит свою величину[15].
Напротив, наличие связи между объемами производства и уровнем цен прямо указывает на значимость фирмы в масштабах рынка. Если, скажем, АвтоВАЗ вдвое сократит предложение «жигулей», то возникнет дефицит легковых автомобилей, и цены подскочат. И так обстоит дело при всех разновидностях несовершенной конкуренции. Другой вопрос, что значимость фирме могут придавать не только размеры, но и другие факторы, в частности уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренци[16].
2.2 Виды несовершенной конкуренции
2.2.1 Олигополия
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру[17].
Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.
Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.
Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими[18].
Обычно принято говорить, что в олигополистических отраслях господствует «большая двойка», «большая тройка», «большая четверка» и т. д. Более половины продаж приходится на долю от 2 до 10 фирм. Например, в США на долю четырех компаний приходится 92% выпуска всех автомобилей. Олигополия характерна для многих отраслей промышленности в России. Так, легковые автомобили производятся пятью предприятиями (ВАЗ, АЗЛК, ГАЗ, УАЗ, Ижмаш). Динамную сталь выпускают три предприятия, 82% шин для сельскохозяйственных машин — четыре, 92% кальцинированной соды - три, все производство магнитной ленты сосредоточено на двух предприятиях, автогрейдеров - на трех[19].
Резким контрастом к ним выступают легкая и пищевая промышленности. В этих отраслях на долю крупнейших 8 фирм приходится не более 10% . Состояние рынка в этой сфере можно уверенно характеризовать как монополистическую конкуренцию, тем более что дифференциация продукта в обеих отраслях исключительно велика (например, многообразие сортов конфет, которые производит даже не вся пищевая отрасль, а только одна из ее подотраслей - кондитерская промышленность)[20].
Но не можно судить структуре рынка основе показателей, ко всей экономике. Так, те или фирмы, которым ничтожная доля рынка, являются на местном (например, магазины, , зрелищные предприятия). потребитель живет большом городе, вряд ли ради покупки или молока другой конец . Расположенные в его проживания булочные могут олигополистами.
Конечно, количественной границы олигополией и конкуренцией во условно. Ведь названных типа имеют и отличия друг друга.
Продукция олигополистическом рынке быть как , стандартизированной (медь, , сталь), так дифференцированной (автомобили, электроприборы). Степень сказывается на конкуренции. Например, Германии обычно заводы конкурируют с другом отдельных классах (число конкурентов до девяти). автозаводы практически конкурируют друг другом, так в большинстве узкопредметно специализированы превращаются в [21].
Важным условием, на характер рынков, является барьеров, ограждающих (величина первоначальных , контроль действующих над новой и новейшими с помощью и технических и т. .).
Дело в , что крупных в отрасли не может много. Уже стоимость их служит надежным на пути новых компаний отрасль. При развитии событий укрупняется постепенно к тому , когда в складывается олигополия, круг крупнейших уже фактически . Чтобы вторгнутся него, надо иметь такую , которую олигополисты инвестировали в за десятилетия. история знает очень небольшое случаев, когда -гигант создавалась « пустом месте» единоразовых огромных (примером можно Фольксваген в , однако инвестором этом случае государство, т.. в формировании фирмы большую играли неэкономические )[22].
Но даже бы нашлись на сооружение числа гигантов, не смогли в дальнейшем работать. Ведь рынка ограничена. спроса вполне , чтобы поглотить тысяч мелких или авторемонтных . Однако никому нужен металл тех количествах, могли бы тысячи домен-.
Существуют значительные в доступности информации в рыночной структуре. участник рынка оберегает коммерческую от своих [23].
Большая доля выпуске продукции свою очередь фирмам-олигополистам степень контроля рынком. Уже из фирм отдельности достаточно , чтобы оказывать на положение отрасли. Так, олигополист решит выпуск продукции, приведет к цен на . Летом 1998 г. воспользовался этим : он перешел работу в смену, что к рассасыванию запасов автомобилей позволило заводу цены. А несколько олигополистов проводить общую , то их рыночная власть вовсе приблизится той, которой монополия[24].
Характерной олигополистической структуры то, что при формировании ценовой политики принимать во реакцию конкурентов, . е. все , выступающие на рынке, взаимозависимы. монополистической структуре положения не (конкуренты отсутствуют), совершенной и конкуренции — также (, наоборот, слишком , и учесть действия невозможно). тем реакция -конкурентов может различной, и ее сложно. , что фирма, на рынке холодильников, решила цены на продукцию на 15%. могут прореагировать это по-. Во-первых, могут снизить менее чем 15%. В этом данная фирма рынок сбыта. -вторых, конкуренты снизить цены на 15%. Объем вырастет у фирм, но снижения цен может уменьшиться. -третьих, конкурент объявить «войну », т. е. цены еще большей степени. встанет вопрос, ли его . Обычно в « цен» между крупные компании вступают, так ее исход предсказать[25].
Олигополистическая - необходимость учета фирм-конкурентов действия крупной на олигополистическом .
Любая модель должна исходить учета действий . Это дополнительное ограничение, которое следует принимать внимание при схемы поведения фирмы. Поэтому модели определения объема производства цены продукции олигополии не . Можно сказать, определение ценовой олигополиста - это только наука, и искусство. не последнюю играют субъективные менеджера, такие, интуиция, способность нестандартные решения, на риск, , решительность и . д.
Олигополистическая может быть различной, каждая разновидность накладывает на выработку политики фирмы. роль количество величина фирм отрасли, характер , степень обновления и т.. Рассмотрим некоторые вариантов рыночного фирм-олигополистов[26].
олигополия, при фирмы не ни в контакты друг другом и пытаются сознательно точку устраивающего равновесия.
Картель ( сговор) фирм, ликвидирующий их и сбытовой , но предусматривающий между ними ряду вопросов. всего, картельные включают в единые, монопольно цены, по участники картеля продавать свои на рынке[27].
соглашение предусматривает разделение рынка . Это означает, каждый участник обязуется продавать товары, например, на определнных .
Кроме того, иметь возможность высокие цены, ограничивается предложение на рынке, это требует размеров производства. картельные соглашения предусматривают определение в производстве товаров для члена картеля.
может быть тайным, так легальным. Во европейских странах разрешены, в и США запрещены законом. много международных , наиболее известным которых является (Организация стран- нефти)[28].
Предположим, фирмы - участницы - решили установить цену на продукцию. Для необходимо построить предельных издержек картеля в . Тогда можно оптимальный объем в картеле, максимизировать совокупную . Другими словами, выступает как . Но наиболее проблемой является объема продаж участниками картельного . Стремясь максимизировать , картель должен квоты таким , чтобы суммарные оказались минимальными. на практике такое установление довольно трудно. решается путем сложных переговоров, ходе которых фирма стремится «» для себя условия, перехитрить . Часто фирмам более высокими удается получить квоты, что позволяет решить максимизации прибыли. рынки обычно по географическому либо в со сложившимся продаж[29].
Создание наталкивается на препятствия. Это только антимонопольное . Соглашения часто трудно достичь большого числа , существенного различия номенклатуре продукции, издержек. Обычно участника картеля искушение нарушить и получить прибыль. В юридического запрета картели в России не . Однако практика ценовых сговоров весьма широко. вспомнить, как на потребительском возникает дефицит сливочного или масла, то . И как эти товары появляются с повышенными ценами у всех .
Нередко также , близкие к , пытаются осуществлять более постоянной разнообразные ассоциации: чая, производителей и т.. В октябре 1998 ., например, Государственный комитет РФ расследование повышения на бензин Московской топливной , объединяющей около 60 -владельцев бензоколонок контролирующей 85—90% продаваемого Москве бензина[30].
еще большие вызывает в смысле будущее. концентрация производства, завоевывать клиентов методами, сложившиеся еще дореформенную тесные контакты предприятий основных и ряд факторов благоприятствуют возникновению картелей. развитие событий пойдет по сценарию, экономике быть нанесен ущерб. Его , поэтому является задачей государственной политики[31].
Картелеподобная рынка (или « по правилам»), которой фирмы делают свое понятным и для конкурентов, облегчают достижение отрасли равновесия близкого к состояния[32].
Фирмы вступают друг другом в , но подчиняют поведение определенным правилам. Такая , с одной , позволяет избежать ответственности, вытекающей антикартельного законодательства. с другой - риск непредсказуемой конкурентов, т.. оградить себя главной опасности, нескоординированной олигополии. « по правилам» достижение олигополистического [33].
Наиболее часто приемом «игры правилам» является в ценах. состоит в , что все изменения цен проводит одна (обычно самая ), а затем повторяются в размерах остальными . Ценовой лидер единолично определяет (а значит, объем производства) всей отрасли. делает это таким расчетом, новые цены и остальных. если они невыгодны конкурентам, те просто последуют за и отрасль в опасное всех участников нескоординированной олигополии. случайно поэтому часто «прощупывает» конкурентов, заранее огласке размер изменения и к реакции фирм.
Лидерство ценах очень на Западе, в наши его можно и в , например, в . Российская автомобильная — классический пример . Самостоятельных производителей в стране немного (около ), а крупных , оказывающих заметное на рынок, того меньше. , в производстве автомобилей их три —АвтоВАЗ, и АЗЛК[34].