Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Понятие конкуренции и её роль в экономике ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2.2. Монополия

Монополия - наиболее проявление несовершенной . Собственно говоря, условиях монополизации само существование может быть лишь с оговорками. Ведь предполагает разделение власти, наличие потребителя выбора. поэтому начинается между производителями спрос потребителя, стремление наилучшим удовлетворить его . В условиях монополии потребителям единый производитель-. Хочет или хочет того , он вынужден продукцией монополиста, на его условия и .д.

Всевластию помогает уникальность () продукции последнего. ли житель или Владивостока отказаться от монопольного поставщика , чем-то заменив в хозяйстве? Способны угольные предприятия перевозить свою без помощи дороги? Отрицательный на подобные очевиден, также и то, подобное положение монополисту диктовать условия с силы[35].

Укрепляет монополиста над и полнота у него . Обслуживая всех отрасли, он знает объем , может оперативно с абсолютной отслеживать изменения продаж и, конечно, в осведомлен о , которые сам и устанавливает[36].

, что сочетание этих обстоятельств для монополиста выгодную обстановку благоприятные предпосылки получения сверхприбылей. , однако, и , что эти мгновенно улетучились , появись в хотя бы один производитель-. Монополисту немедленно бы перейти диктата по к потребителю скрупулезному учету и интересов .

Нынешнее поколение , на своем испытавшее крах монополизма, без найдет массу примеров подобных . Черствый хлеб, , еще недавно господствовавший в , мгновенно стал , после того монопольная система сменилась конкуренцией независимых пекарен[37].

поэтому монополистическая рынка там, она существует, целой системой непреодолимых барьеров пути вторжения отрасль независимых . Основными барьерами, в монополистической , являются[38]:

1. преимущества производства (вплоть естественной монополии);

2. барьеры (монопольное источниками сырья, , правами на -технические достижения, государством исключительные );

3. нечестная конкуренция.

подробнее эти барьеров.

Как на олигополистическом , в монополизированной эффективны лишь предприятия. Шансы возникновение монополии лишь там, размеры создают преимущества в . Это положение многократно проверено опытом.

Дело том, что прибыли монополистов были предметом мелких компаний. истории многих зафиксированы попытки фирм под или иным создать картель (, объединение, комиссию стандартам и .п., т. . официально картели в большинстве ) и объединенными диктовать свои поставщикам и [39].


В современной , например, такие предпринимали импортеры и производители . Исход этих , однако, всегда неутешителен для организаторов. Поскольку у этой не были , чем у производителей, ничто мешало новым, фирмам вступать отрасль и конкурировать с , а недовольным самого объединения ( обязательно появлялись) и безнаказанно его.

Другое - отрасли, где предприятия имеют низкие издержки, конкуренты. Это высокий барьер всеми желающими в отрасль, при благоприятных фирм-лидеров и позволяет полностью монополизировать . Примером такой может служить предприятие «Центр . Хруничева» - производитель космических ракет «»[40].

Кроме экономических монополию обычно барьеры правовые (), причем нередко они играют роль.

Самым источником легальных являются права . Если в некой фирмы , например, уникальные сырья, земли особыми свойствами т.п., автоматически создает для монополии. лишь, чтобы с использованием природных ресурсов и сам уникальным и .

Легальной защитой и права собственности. Так, образом оформленное зарегистрированное изобретение ( это документ патентом) дает владельцу монопольное на производство продукции в определенного времени. патента может осуществлять свое право, а за вознаграждение полном или объеме предоставлять другим лицам ( лицензию). Скажем, продать лицензию производство и запатентованной продукции определенной стране условиях уплаты процента цены каждой проданной товара[41].

Напротив, патента лишает всяких привилегий. проявляется правовая данного барьера: патент - есть , нет патента - и прав. нашей страны обстоятельство имеет значение, поскольку все изобретения эпохи не международными патентами вплоть до времени используются бесплатно.

С нечестной конкуренции борется самым образом. Дело том, что производитель в с более конкурентами обладает преимуществ, фактически к применению силы. Такими можно заставить приостановить кредитование , железные дороги - их грузов ( это проделал -то Джон . Рокфеллер) и .п. Появляется вытеснить конкурента установить монополию там, где путем она бы не [42].

Важной разновидностью конкуренции является - умышленная продажа ниже себестоимости целью вытеснения . Крупная фирма - монополист - имеет финансовые резервы. она способна торговать себе убыток по ценам, вынуждая тем же конкурента. Когда не выдержит разорится, монополист поднимет цены компенсирует свои [43].


В России монополизации экономики очень остро. особенность монополизации рынка состоит том, что сложилась как «» государственного монополизма экономики.

Социалистическая представляла собой народнохозяйственный комплекс, котором каждое не было автономно, а составной частью суперструктуры. При удовлетворение потребности страны в или ином продукта часто всего одному - заводам. Так, конце 80-х более 1100 предприятий полными монополистами производстве своей . Еще чаще ситуация, когда производителей по гигантской стране превышало 2-3 заводов. из 327 товарных , выпускавшихся промышленностью , 290 (89%) было подвержено монополизации[44].

Таким , если в с рыночной монополизация обычно путем организационного первоначально независимых , то социалистический базировался на создании только производителя (или узкой группы ).

Начало рыночных в нашей привело к усилению монополистических . Отчасти это связано с СССР и экономических связей бывшими союзными . К прежним добавились новые, именно предприятия, являвшиеся единственными в рамках Союза, но таковыми на территории.

Однако большее значение изменение условий . Благодаря им усилились последствия и ее на экономику. в том, превращение российских в частные создало мощный для получения прибылей. А установления цен выбора объемов дали в фирм средства этой цели. три важнейших монополизации (занижение , завышение цен, монопольных сверхприбылей), той поры социалистическим государством, наружу. При старый порок монопольных производителей - - сохранился везде, осталась монополия. проявлений монополизма, свою очередь, повлияло на ход реформ стране.

Пользуясь монопольной властью, резко ограничили . Сознательное уменьшение продукции в с повышением российскими предприятиями- явились важнейшей причиной особой кризиса в [45].

2.2.3 Естественные монополии

некоторых отраслях всяких ограничений правило: чем масштаб производства, ниже издержки. создает предпосылки укрепления в отрасли одного производителя. Подобное рынка является - ситуацией, чреватой крупных проблем хозяйства. В случае, однако, возникает вследствие причин: технологические производства таковы, единственный производитель рынок более , чем это сделать несколько фирм. Такую экономисты называют , или технологической. классическим примером различные виды .


Действительно, экономически строительство двух аэропортов или рядом друг другом двух железных дорог[46].

и дробить монополии. Например, если разделить сеть, монопольно одной компанией, несколько региональных и передать в собственность компаниям, то источник монополизма же не устранен. Из А в Б все можно будет только по дороге. В единый рынок по перевозке разделен на локальных. Вместо монополии возникнет (каждая на участке). Уровень не повысится. того, из- трудностей согласования региональных компаний возрасти общие железнодорожной отрасли[47].

и макроэкономический проблемы. Инфраструктурные , являющиеся естественными , обеспечивают взаимосвязь субъектов и национальной хозяйственной . Не даром , что в России экономическое страны не последнюю очередь едиными железными , общим электро- газоснабжением.

Таким , разрушение естественных недопустимо, но не значит, государство не вмешиваться в деятельность, напротив, должно регулировать естественных монополий, избежать злоупотреблений их стороны.

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ КОНКУРЕНЦИИ

3.1 Причины регулирования

Не на наличие эффективности концентрации в руках предприятия, монополист олигополист зачастую своим положением. проявляется в издержек или прибыли. А высокие цены на нет эффект экономии масштаба[48].

Существуют основных варианта поведения продавца на неконкурентном , позволяющие извлечь , существенно большую, в случае действий на рынке.

1. Стремление извлечению экономической и назначение выше предельных , в случае единой цены товар для групп потребителей, к сокращению производства относительно уровня и DWL («потерь груза»). В конкурентного рынка и объемы устанавливаются на уровне, когда спроса равна предложения, и получаем равновесную Рс при производства Qc. же рынок монополией, последняя определять объем , исходя из кривых предельного и предельных (MR=MC). мы получим производства, равный * (Q*<Qc), цену продукции * (P*>Pc)[49].

2. минимизировать безвозвратные и захватить часть потребительского , монополисты и прибегает к дискриминации - назначению цен на и тот товар разным в зависимости спроса. Для продавец должен необходимой массой продукции D(), способной удовлетворить группы покупателей низкой платежеспособностью. также данный должен быть для длительного и накопления, в противном появляется покупатель, товар по цене с последующей перепродажи высокой.


Самое условие заключается возможности разделения потребителей по платежеспособности посредством разной платы один и же товар. ценовой дискриминации одной из перераспределения средств, ценовая дискриминация антимонопольным законодательством развитых стран[50].

цены на монополий велики, бывает так, предприятия продают товары и в кредит. это всегда в стремление задерживать платежи потребленную продукцию. образом, последствия поведения заключаются только в объемов производства, и в предпосылок развития неплатежей. Распространение – результат ценовой экономических структур, влиянием на и не в своей регулирующим воздействием [51].

Также необходимость цен в монополиях и, меньшей степени, олигополиях обусловлена тем, что воздействия на через систему цен является дополнением к макроэкономической политике.

3.2 государственного регулирования

рассмотрели, почему необходимо регулировать олигополий и . Но чего может добиться, «» фирмами, действующими рынке несовершенной ? Регулируя деятельность и монополий, может создать ситуацию, привлекательную кредиторов и , предложить покупателям или менее цены на монополистов; возможна новой сетки на основе справедливого и отнесения издержек тарифы для типов потребителей. государство может предприятия-монополии сокращению издержек излишней занятости, качества обслуживания, эффективности инвестиций т.д.; использовать возможности механизмов регулирования проведении стабилизирующей политики, может развитием экономики регионах. Например, сформулировать региональные , которые могут с помощью на электрическую тепловую энергию, они заключаются следующем[52]:

  • выравнивание дифференциация тарифов субъектам Российской с целью равномерного их ;
  • управление режимами - и теплопотребления;
  • экономического положения и их при заблаговременно запланированном снижении на энергию;
  • увеличения или спроса на отдельными потребителями группами потребителей соответственно регулирование экономической активности.

мы видим, проблем, решаемых помощью государственного рынков несовершенной , очень широк, значит, этот деятельности государства для нормального нашего общества.