Файл: ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОГРАММНОГО ПРОЕКТА (Понятие и стадии жизненного цикла).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2.5. Многопроходная модель ЖЦ ПП

На разных этапах ЖЦ разработки (планирование, анализ требований, разработка проекта) выполняется конструирование ПП в целом. Определяется число необходимых инкрементов (шагов) и относящихся к ним функций. Каждый инкремент затем проходит через оставшиеся фазы ЖЦ (кодирование, тестирование). Сначала выполняются конструирование, тестирование и реализация базовых функций, составляющих основу ПП. Последующие итерации направлены на улучшение функциональных возможностей ПП [8].

Преимущества многопроходной модели ЖЦ:

  • в начале разработки требуются средства только для разработки и реализации основных функций ПП;
  • после каждого инкремента получается функциональный продукт;
  • снижается риск неудачи и изменения требований;
  • инкременты легко поддаются тестированию.

Недостатками данной модели являются:

  • не предусмотрены итерации внутри каждого инкремента;
  • определение полной функциональности должно быть осуществлено в самом начале ЖЦ разработки;
  • оттягивание решений трудных задач;
  • общие затраты на создание ПП не будут снижены;
  • должно быть наличие хорошего планирования и проектирования.

Многопроходную модель следует выбрать для разработки ИС с заранее определёнными требованиями и большим периодом времени на выполнение.

2.6. Спиральная модель

Особенностью спиральной модели является то, что ПП создаётся по частям с использованием метода прототипирования. (рис. 7). Прототип – это действующий программный компонент, реализующий отдельные функции и внешние интерфейсы разрабатываемого ПП. Создание прототипа осуществляется за несколько итераций. Каждая итерация соответствует созданию версии ПП. На ней уточняются цели и характеристики проекта. Оценивается качество полученных результатов и планируются работы следующей итерации. На каждой итерации производится тщательная оценка риска превышения сроков и стоимости проекта с целью определения необходимости выполнения ещё одной итерации, степени полноты точности понимания требований к системе, целесообразности прекращения проекта. Но главной проблемой в такой модели является определение момента перехода на следующую итерацию. Поэтому вводятся временные ограничения [4].


Рисунок 2.6. Спиральная модель ЖЦ ПП

Преимуществ у данной модели немного больше чем недостатков. Недостатками являются усложнённая структура и возможность бесконечности спирали. Преимущества спиральной модели:

  • заказчик может видеть версии разрабатываемых ПП на ранних стадиях;
  • заказчик принимает активное участие в разработке ПП;
  • плюсы каскадной и многопроходной модели.

Спиральную модель ЖЦ выбирают при разработке больших проектов где требования слишком сложные, и есть высока степень риска. Так же если необходимо создать только прототип эта модель является наилучшим выбором.

3. Моделирование процесса управления жизненным циклом информационной системы

Процесс управления жизненным циклом информационной системы – это сложный многоступенчатый процесс, в котором принимает участие большое количество специалистов. Если процесс управления таким проектом не организован, то могут возникать проблемы с передачей данных, ошибки и задержки. Однако все эти проблемы могут привести к недовольству заказчика и даже отказу от проекта и выплате неустойки. Поэтому процесс управления проектом очень важен и руководитель проекта должен понимать, какие этапы и в какой последовательности включает этот процесс.

Для того, чтобы описать процесс управления проектом, нужно тщательно проанализировать его этапы. Для анализа разработаем функциональную модель с применением методики IDEF0.

На рисунке 3.1. представлена контекстная диаграмма функциональной модели п6оцесса «Управление проектом внедрения информационной системы».

Рисунок 3.1. Контекстная диаграмма модели

Как видно на рисунке 3.1, основной функцией, которую мы анализируем, является управление проектом внедрения информационной системы. Для выполнения этой функции необходимо получение таких первоначальных данных или документов:

  • данные по проекту (цель, сроки, бюджет, другие пожелания);
  • данные компании (реквизиты, информация о сфере обслуживания, контактные данные);
  • дополнительные пожелания (пожелания клиента, которые возникают в ходе выполнения и опытной эксплуатации проекта);

Эти данные (и документы) являются входами функционального блока. В результате выполнения функции будут получены следующие продукты, данные и документы:

  • контракт с клиентом (передается самому клиенту и в бухгалтерию для учета оплаты);
  • техническое задание (ТЗ);
  • документация проекта (характеристика моделей, описание физической модели и модели интерфейса, руководство пользователя и программиста);
  • консультации (разъяснения, представляемые в ходе выполнения проекта и опытной эксплуатации);
  • оборудование и ПО (поставляемое оборудование и ПО, которое может понадобиться для работы информационной системы);
  • готовая система (готовая и введенная в эксплуатацию информационная система);
  • акт выполненных работ (по результатам приемки системы заполняется акт выполненных работ).

Эти продукты, данные и документы являются выходами функционального блока. В качестве управления используются такие механизмы:

  • процедуры управления проектом (процедуры организации, планирования и выполнения проектами);
  • стандарты управления проектами (известные компании стандарты и методики управления проектами).

Механизмом реализации данной функции является руководитель проекта и команда проекта. Однако контекстная диаграмма отражает лишь общую функцию, поэтому для понимания того, как выполняется управление проектами, нужно провести декомпозицию контекстной диаграммы. Результат такой декомпозиции представлен на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2. Диаграмма декомпозиции основного процесса

Стоит отметить, что в результате декомпозиции основного процесса было выделено пять подпроцессов:

1. Организация проекта.

2. Планирование проекта.

3. Исполнение проекта.

4. Мониторинг и управление.

5. Завершение проекта.

Проанализируем эти процессы более подробно, для этого выполним декомпозицию каждого из них. Для выполнения функции «Инициация проекта» необходимо получение таких первоначальных данных или документов:

  • данные по проекту (цель, сроки, бюджет, дополнительные пожелания);
  • данные компании (реквизиты, информация о сфере обслуживания, контактные данные).

В результате выполнения функции будут получены следующие продукты, данные и документы:

  • результаты обследования (данные о бизнес-процессах в компании, которые требуют автоматизации, о будущих пользователях системы, их задачах, о документах, обрабатываемых пользователями);
  • контракт с клиентом (передается самому клиенту и в бухгалтерию для учета оплаты, в контракте оговариваются сроки сдачи проекта, контрольные точки, сумма оплаты);
  • принятый стандарт управления проектом (на основе особенностей компании и проекта формулируется стандарт управления конкретным проектом);
  • роли участников (информация о том, какие функции выполняют участники проекта).

В качестве управления используются такие механизмы:

  • процедуры управления проектом (процедуры организации, планирования и выполнения проектами);
  • стандарты управления проектами (известные компании стандарты и методики управления проектами).

Механизмом реализации данной функции является руководитель проекта и команда проекта.

Проанализируем состав функций процесса «Инициация проекта» (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3. Диаграмма декомпозиции процесса «Инициация проекта»

На основе анализа процесса было выявлено, что он включает такие основные этапы:

  • предпроектное обследование компании и моделирование бизнес-процессов “as-is”. Обследование компании ставит своей целью анализ предметной области и бизнес-процессов, которые требуют автоматизации, выявление будущих пользователей, их задач.
  • выбор модели КИС. На основе известных стандартов и методик, а также с учетом особенностей компании и проекта, формируется стандарт управления конкретным проектом.
  • заключение контракта. В контракте оговариваются цель проекта, сроки выполнения и стоимость разработки.
  • согласование процедур. После заключения контракта с заказчиком согласуются процедуры проекта и корректируется стандарт управления проектом.
  • сбор и обучение команды. После определения цели, заключения контракта и определения стандарта управления, отбирается команда, проводится ее обучение.

Проанализируем, каким образом выполняется функция «Выбор модели КИС» (рисунок 3.4).

Рисунок 3.4. Диаграмма декомпозиции процесса «Выбор модели КИС»

Для выполнения функции «Планирование проекта» необходимо получение таких первоначальных данных или документов:

  • роли участников (информация о том, какие функции выполняют участники проекта);
  • контракт (а именно данные о цели проекта, сроках и сумме оплаты);
  • данные компании (реквизиты, информация о сфере обслуживания, контактные данные);
  • результаты обследования (данные о бизнес-процессах в компании, которые требуют автоматизации, о будущих пользователях системы, их задачах, о документах, обрабатываемых пользователями);
  • дополнительные пожелания (пожелания клиента, которые возникают в ходе выполнения и опытной эксплуатации проекта).

В результате выполнения функции будут получены следующие продукты, данные и документы:

  • техническое задание (ТЗ);
  • документация проекта (характеристика моделей, описание физической модели и модели интерфейса);
  • технический проект (физические модели, описание интерфейса).

В качестве управления используются такие механизмы:

  • процедуры управления проектом (процедуры организации, планирования и выполнения проектами).

Механизмом реализации данной функции является руководитель проекта и команда проекта.

Рисунок 3.5. Диаграмма декомпозиции процесса «Планирование проекта»

На основе анализа процесса было выявлено, что он включает такие основные этапы:

  • разработка и согласование ТЗ. Техническое задание – документ, который устанавливает требования к информационной системе, его технические характеристики, имеющиеся условия и ограничения.
  • разработка и утверждение эскизного проекта. Эскизный проект описывает принципиальные решения, дает общее представления о принципах работы проектируемой информационной системы.
  • разработка и утверждение технического проекта. Технический проект содержит описание конкретных технических решений.
  • разработка и согласование документации.

Для выполнения функции «Исполнение проекта» необходимо получение таких первоначальных данных или документов:

  • техническое задание (ТЗ);
  • контракт;
  • технический проект (по которому выполняется создание и внедрение информационной системы);
  • коррекция (замечания по результатам тестирования и опытной эксплуатации).

В результате выполнения функции будут получены следующие продукты, данные и документы:

  • документация проекта (описание готового продукта, руководство пользователя и программиста);
  • консультации (разъяснения, представляемые в ходе выполнения проекта и опытной эксплуатации);
  • оборудование и ПО (поставляемое оборудование и ПО, которое может понадобиться для работы информационной системы);
  • готовая система (готовая и введенная в эксплуатацию информационная система).

В качестве управления используются такие механизмы:

  • процедуры управления проектом (процедуры организации, планирования и выполнения проектами);
  • принятый стандарт управления проектом.

Механизмом реализации данной функции является команда проекта.

Рисунок 3.6. Диаграмма декомпозиции процесса «Исполнение проекта»

На основе анализа процесса было выявлено, что он включает такие основные этапы:

  • инжиниринг и реинжиниринг основных бизнес-процессов компании. Этот процесс состоит из формирования желаемого образа организации, создания модели реальных бизнес-процессов предприятия и разработка модели новых процессов предприятия.
  • консалтинг. Предполагает консультирование будущих пользователей по различным вопросам.
  • поставка оборудования и ПО. Если для функционирования системы необходимо дополнительное оборудование и ПО, которого нет в компании, выполняется его закупка и поставка.
  • ввод системы в эксплуатацию.