Файл: Бухгалтерский баланс организации и порядок его составления (Сущность и роль бухгалтерского баланса).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского баланса и техника его составления
1.1. Сущность и роль бухгалтерского баланса
1.2. Состав финансовой отчетности; структура статей баланса и порядок его составления
Глава 2. Формирование бухгалтерского баланса в ПАО «Ростелеком» (макрорегион «Урал»)
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Подготовительные этапы формирования бухгалтерского баланса
2.3. Техника и порядок составления бухгалтерского баланса
Глава 3. Рекомендации по формированию бухгалтерского баланса филиала «Урал» ПАО «Ростелеком»
Введение
Актуальность. Умение и культура составления финансовой отчетности – немаловажный фактор успешного ведения бизнеса как с позиции самой организации, подготовившей отчет, так и с позиции ее внешних контрагентов. Во-первых, хорошо структурированный отчет позволяет руководству предприятия и его владельцам по-новому взглянуть на состояние дел на предприятии, достигнутые результаты финансово-хозяйственной деятельности, определиться с перспективами ее развития. Во-вторых, для контрагентов предприятия бухгалтерская отчетность все в большей степени становится основным информационным документом, подтверждающим возможность и экономическую целесообразность взаимодействия с данным предприятием. В-третьих, отчетность – это своеобразный способ рекламы деятельности (нередко первым шагом фирмы-контрагента при установлении производственных контактов является запрос о возможности ознакомления с годовым бухгалтерским отчетом потенциального партнера), поэтому от того, насколько грамотно и привлекательно составлен отчет, может в значительной степени зависеть результат предстоящих переговоров о сотрудничестве.
Целью курсовой работы является исследование содержания и техники составления бухгалтерского баланса и отчетности предприятия.
В соответствии с поставленной целью основные задачи работы следующие:
- изучение теоретических аспектов содержания и техники составления бухгалтерского баланса;
- рассмотрение порядка формирования бухгалтерского баланса в ПАО «Ростелеком» (макрорегион «Урал»).
Объектом исследования является структурное подразделение «Урал» ПАО «Ростелеком».
Теоретической и методической основой при написании курсовой работы послужили законодательные и нормативно-инструктивные акты, учебная, учебно-методическая и периодическая литература.
В процессе изучения и обработки материалов при написании аналитического раздела работы применяются следующие методы: разработка системы показателей, построение аналитических таблиц, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, сравнения.
Источниками информации по предприятию при написании работы послужили: учетная политика предприятия; формы бухгалтерской отчетности предприятия.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского баланса и техника его составления
1.1. Сущность и роль бухгалтерского баланса
В рыночной экономике бухгалтерский баланс служит основным источником информации для широкого круга пользователей:
- знакомит собственников, менеджеров, связанных с управлением, с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта; баланс показывает, чем владеет собственник, каков запас материальных средств, кто принимал участие в создании этого запаса;
- акционеры, инвесторы, кредиторы, покупатели, продавцы определяют, сумеет ли предприятие в ближайшее время оправдать взятые на себя обязательства или ему угрожают финансовые затруднения;
- по балансу судят о способности руководителя сохранить и приумножить вверенные ему материальные и денежные ресурсы;
- на основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование, осуществляется контроль за движением денежных потоков в соответствии с полученной прибылью (налоговые службы, органы государственного управления).
Бухгалтерский баланс - один из основных документов финансовой отчетности предприятия. В нем отражается стоимостный состав имущества и источников его финансирования на первое число отчетного периода и первое число следующего за ним периода. В этой связи роль бухгалтерского баланса определяется следующими положениями.
1. Данные баланса позволяют оценивать структуру активов (имущества) предприятия, то есть соотношение внеоборотных и оборотных активов в составе имущества. Соотношение внеоборотных и оборотных активов определяется отраслевой принадлежностью предприятия и условиями его деятельности. С этой точки зрения мобильность активов, например, торгового предприятия, всегда будет выше, чем металлургического или машиностроительного завода. Поэтому оценивать мобильность активов можно лишь в границах конкретного вида деятельности. Однако, увеличение оборотных активов не является самоцелью. Практически его можно осуществить либо за счет уменьшения (продажи) внеоборотных активов, либо за счет дополнительных источников финансирования. Следовательно, наращивать оборотные активы надо только в случае необходимости, а не ради повышения мобильности имущества.
2. Данные баланса позволяют оценить состав оборотных активов. В первую очередь это важно в отношении запасов и дебиторской задолженности.
3. Данные баланса позволяют оценить структуру пассивов, то есть источников финансирования имущества, различающихся по единственному признаку: собственные или заемные. Главное, чем определяется принятие решений о структуре источников финансирования - соответствие структуры источников структуре имущества.
4. Данные баланса позволяют оценить соответствие структуры имущества и структуры источников финансирования предприятия. Балансовая стоимость внеоборотных активов предопределяет величину собственных источников финансирования и долгосрочных обязательств в пассиве баланса. Если суммарная величина названных элементов пассива меньше стоимости внеоборотных активов, это сигнализирует о финансовой неустойчивости и необходимости либо сокращения стоимости внеоборотных активов, либо увеличения соответствующих им источников финансирования.
5. Данные баланса позволяют оценить платежеспособность предприятия на каждую отчетную дату. Простое сопоставление стоимости оборотных активов с величиной краткосрочных долгов дает представление о «запасе прочности» предприятия по платежеспособности. Ликвидные оборотные активы, превращенные в деньги, являются средством для погашения краткосрочных долгов. Если оборотные активы и краткосрочные долги одинаковы по сумме, предприятие нельзя считать платежеспособным, так как, погасив долги, оно вынуждено будет приостановить свою деятельность из-за отсутствия минимально необходимых для ее продолжения запасов.
6. Данные баланса позволяют оценить действующие на предприятии условия расчетов с дебиторами и кредиторами и их финансовые последствия. Если балансовые остатки дебиторской задолженности превышают балансовые остатки кредиторской задолженности, это может быть отражением следующих обстоятельств:
а) дебиторы платят реже, чем предприятие должно платить кредиторам, то есть оборачиваемость дебиторской задолженности в днях превышает оборачиваемость кредиторской задолженности в днях;
б) средняя однодневная дебиторская задолженность превышает среднюю однодневную кредиторскую задолженность;
в) на балансе предприятия находится большая просроченная дебиторская задолженность, а просроченная кредиторская задолженность или меньше, или вообще отсутствует.
1.2. Состав финансовой отчетности; структура статей баланса и порядок его составления
Основой построения баланса является классификация хозяйственных средств предприятия, которые представлены по двум направлениям: по составу и размещению средств – актив баланса; по источникам их формирования и целевому назначению – пассив баланса. Отметим, что Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» введены существенные изменения в комплект финансовых отчетов, которые должны представляться внешним пользователям за исключением кредитных и государственных учреждений. Эти изменения коснулись всех форм отчетности, многие из которых могут оказывать значительное влияние на состав и структуру статей и разделов отдельных отчетов, воздействуя тем самым на формирование финансовых показателей и результаты финансового анализа организаций. Существенным является тот факт, что изменения, вносимые в российскую отчетность, по многим аспектам приближают ее к МСФО.
Рассмотрим содержание раздела 1 «Внеоборотные активы» с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» .
Нематериальные активы (НМА) представляются в балансе по остаточной стоимости (за минусом начисленной амортизации). В общем виде формула представления показателя по строке «Нематериальные активы» имеет вид:
«Сальдо на начало года дебетовое по счету 04» + «Оборот по дебету счета 04» - «Начисленная амортизация» - «Оборот по кредиту счета 04 или СНД _ 04 + ОД _ 04 – ИЗНОС – ОК _ 04 (выбытие).
Строк «Результаты исследований и разработок». В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), в качестве отдельно идентифицируемого актива должна отражаться информация о расходах по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в качестве вложений во внеоборотные активы. Это означает, что в российском бухгалтерском учете появляется новый вид долгосрочного актива, который ранее не существовал и который должен быть описан и классифицирован в бухгалтерском учете аналогично основным средствам, нематериальным активам, финансовым вложениям. Кроме того, название строки баланса «Результаты исследований и разработок» не соответствует ПБУ 17/02.
В п. 3 ПБУ 17/02 записано, что «настоящее Положение не применяется к незаконченным научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, а также к научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, результаты которых учитываются в бухгалтерском учете в качестве нематериальных активов». Другими словами, существуют два типа результатов НИОКР: результаты НИОКР, которые должны отражаться в балансе только в виде вложения во внеоборотные активы, и НИОКР, результаты которых должны учитываться и отражаться в отчетности в качестве нематериальных активов.
Из п. п. 3, 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) вытекает, что в качестве нематериального актива следует признавать и произведения науки, то есть результаты НИОКР. Здесь имеются противоречия в терминологии и смысловые разночтения. Несоответствие в терминологии заключается в том, что в приведенных документах отождествляются понятия «расходы на НИОКР» и «результаты НИОКР». Происходит смешение понятий и элементов финансовой отчетности, которые должны подпадать под определение актива как потенциально доходного ресурса, и понятий, которые должны подпадать под определение расходов. «Результаты НИОКР» не могут отражаться в балансе в качестве актива, поскольку «результаты» определяются на основании сопоставления доходов и расходов и должны отражаться в отчете о финансовых результатах.
Строка «Основные средства». Основные средства представляются в балансе по остаточной стоимости (за минусом начисленной амортизации). В общем виде формула представления показателя по строке 120 имеет следующий вид:
«Сальдо на начало года дебетовое по счету 01» + «Оборот по дебету счета 01» - «Оборот по кредиту счета 02» - Оборот по кредиту счета 01», или СНД _ 01 + ОД _ 01 – ОК _ 02 – ОК _ 01.
Строку баланса «Доходные вложения в материальные ценности» должны заполнять те организации, которые занимаются: сдачей имущества в аренду; сдачей имущества в лизинг; сдачей имущества в прокат. Вышеперечисленное имущество учитывается в бухгалтерском учете на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» при обеспечении соответствующей аналитики. Имущество, находящееся в организации, и имущество, переданное во временное пользование, учитывается раздельно. Поскольку данное имущество находится в собственности организации, амортизация учитывается у собственника на счете 02 «Амортизация основных средств». Первоначальная стоимость имущества формируется через счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Долгосрочные активы отражаются по строке баланса «Финансовые вложения».
В следующей строке баланса отражаются отложенные налоговые активы. Под отложенным налоговым активом в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Таким образом, можно сказать, что отложенные налоговые активы – это положительная разница между реальным, текущим налогом на прибыль и условным расходом по налогу, исчисленным из балансовой прибыли. Отложенные налоговые активы показывают, на сколько можно будет уменьшить сумму этого «уловного налога в следующих отчетных периодах.