Файл: Реструктуризация финансово-кредитных институтов (Реструктуризация, как стратегия развития финансово-кредитных институтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Реструктуризация, как стратегия развития финансово-кредитных институтов 

1.1 Мировой опыт реструктуризации финансово-кредитных институтов

1.2 Особенности реструктуризации небанковских финансовых институтов

1.2.1 Экономические предпосылки и пути реструктуризации системы пенсионных фондов

1.2.2 Реструктуризация страховых компаний

Глава 2. Реструктуризация банковской системы России

2.1 Необходимость реструктуризации банковской системы

2.2 Проблемы банковской системы

2.3 Методология реструктуризации

2.4 Агентство по реструктуризации кредитных организаций

Глава 3. Анализ и оценка функционирования системы реструктуризации финансовых институтов на примере ЦБ РФ

3.1 Центральный Банк Российской Федерации исторический обзор

3.2 Реструктуризация ЦБ РФ

Заключение

Список литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

банковских активов оказалась обесцененной и иммобилизованной.

  1. Высокая зависимость ряда банков от состояния государственных и местных бюджетов.
  2. Чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений банковской деятельности, которые приносили немедленный, в основном «спекулятивный» доход; недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики; пренебрежение к вопросам освоения перспективных банковских технологий.
  3. Значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных групп.
  4. Низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков, а, в отдельных случаях, - личная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров.
  5. Политизированность мышления и действий высших руководителей некоторых крупных банков, масштабное использование ими находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за рамки собственно банковского дела.
  6. Недостаточная жесткость надзорных требований.
  7. Недостатки действующего законодательства, нерегулированность многих юридических аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора; отсутствие системы страхования вкладов населения, организации процедур санирования, реструктуризации и банкротства банков.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица

Шкала группировок банковских организаций

Классификация групп по порядку

Принадлежность банковских организаций

1-я группа:

стабильно работающие банки, не испытывающие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью, способные работать без дополнительной государственной поддержки и самостоятельно решать свои текущие проблемы;

2-я группа:

региональные банки, которые должны стать "опорными" в будущей региональной банковской системе России;

3-я группа:

отдельные крупные банки, не имеющие возможности самостоятельно продолжать банковские операции, которые, однако, нецелесообразно закрывать по причине слишком высоких социальных и экономических издержек;

4-я группа:

банки, испытывающие существенный дефицит ликвидности или собственных средств (капитала).

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Таблица

Программа реструктуризации


п/п

ПРИНЦИПЫ

1

укрупнение финансовых учреждений, сокращение количества банков с целью

формирования более жизнеспособных единиц и концентрации ограниченных ресурсов в немногих кредитных учреждениях;

2

создание универсальных финансовых институтов, участвующих во всех направлениях финансовой деятельности, в частности более активная интеграция

банков и страховых компаний, а также коммерческих и инвестиционных банков;

3

налаживание корпоративного управления, введение механизмов жесткого контроля за деятельностью банков;

4

увеличение доли иностранного капитала в финансовом секторе с целью привлечения нового капитала, свежих идей, навыков и технологий, а также восстановления доверия инвесторов и вкладчиков

.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Структура Центрального Банка РФ

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Рис. Функции Центрального банка

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Таблица

ПУТИ РЕСТРУКТУРИЗЦИИ ЦБ РФ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Порядок шагов

Подробное описание действий

Первый шаг.

Территориаль­ное учреждение Центрального банка РФ исследует поднадзорную территорию, образно говоря, поле недавнего "боя", прово­дит инспекцию войск, опреде­ляя живых, раненых и погибших. Эта процедура хотя и болез­ненная, но не требующая спе­циальной подготовки: террито­риальные учреждения Банка России давно пользуются реко­мендациями ЦБ РФ о критери­ях определения финансового состояния банков, его указани­ями о пересчете капитала кре­дитных организаций и другими инструментами для определения реального положения дел каж­дого банка и распределения их по соответствующим группам. В результате явно выделятся банки, сохранившие капитал и платежеспособность, и банки, потерявшие и то, и другое. Во второй группе, к сожалению, будут и системообразующие банки регионального значения, которым потребуется пройти процесс реструктуризации.

Второй шаг.

Территориальное учреждение Банка России на основании оценки роли и зна­чения кредитной организации в экономике региона, круга об­служиваемой ею клиентуры, воз­можных последствий ликвидации банка, учитывая мнения финан­совых, налоговых, исполнитель­ных органов, определяет конк­ретные банки для предстоящей реструктуризации. Одновременно, на основании тех же критериев и других, вы­работанных в надзорной дея­тельности, определяется финан­сово-устойчивая кредитная орга­низация — опорный банк — спо­собная осуществлять расчетно-кредитное и кассовое обслужи­вание клиентуры неплатежеспособного банка, в том числе по вкладным операциям.

Третий шаг.

По инициативе территориального учреждения Банка России руководством области, края, республики при­нимается решение о приорите­тах в организации расчетно-кредитного обслуживания пред­приятий и учреждений региона и сохранении сети конкретных банков. Это могут быть поста­новления администраций или решения комиссий по финансам и кредитам, банковских сове­тов при администрациях. Глав­ное, чтобы они смогли помочь скоординировать действия бан­ков, их клиентов, налоговых ор­ганов, местных администраций, а также подготовить обществен­ное мнение

Четвертый шаг.

Наблюдатель­ный совет реформируемого бан­ка принимает решение о после­довательной ликвидации филиа­лов банка и разрешении откры­вать в занимаемых ими зданиях филиалы и (или) дополнительные офисы опорного банка. Совет опорного банка при­нимает решение об открытии филиалов и (или) дополнитель­ных офисов на площадях, зани­маемых реформируемым банком.

Пятый шаг.

Исполнительные органы обоих банков заключа­ют договор о намерениях или соглашение о предполагаемых действиях, основные составляю­щие которых описаны ниже.

Шестой шаг.

Исполнительный орган реформируемого банка образует ликвидационные комис­сии по каждому своему филиа­лу, которые уведомляют всех кредиторов и вкладчиков, а так­же работников о закрытии фи­лиалов, проводят инвентариза­ции и составляют передаточные акты. Готовят активы и пассивы к передаче на баланс головно­го банка в соответствии с граж­данским законодательством и инструкцией ЦБ РФ

Седьмой шаг

Реформируемый банк увольняет, опорный банк принимает часть персонала филиала для начала функцио­нирования подразделения опор­ного банка, из них назначают­ся исполнительные руководите­ли филиала (дополнительного офиса), главный бухгалтер, за­ведующий кассой. В нашем примере ориентир был взят на создание дополни­тельных офисов в целях эконо­мии средств на регистрацион­ный сбор за открытие филиала, устранения проблем, связанных с присвоением банковского идентификационного кода фили­алу и предварительного согла­сования руководителей с Наци­ональным банком РБ.

Восьмой шаг.

Клиенты откры­вают второй (дополнительный) расчетный счет во вновь от­крытом филиале (дополнитель­ном офисе) опорного банка, вкладчики оформляют заявле­ния на расторжение договора банковского вклада с рефор­мируемым банком и на согла­сие зачисления остатка денеж­ных средств на новый счет в опорном банке.

Девятый шаг.

Реформируемый и опорный банки уточняют сум­му вкладов, а также некоторых других обязательств первого, на эту сумму выбирают активы (в большинстве своем ссудную задолженность 1—2 групп, зда­ния, имущество, необходимые для функционирования подразделе­ний второго банка).

Десятый шаг

Активы и пас­сивы филиалов реформируемо­го банка передаются на баланс головного банка. Исполнитель­ные органы банков подписыва­ют договор уступки долга на сумму вкладов граждан и дого­вор переуступки прав требова ния к должникам реформируе­мого банка на соответствующую сумму. Реформируемый банк уведомляет своих должников о передаче требований опорно­му банку. При недостаче стан­дартной ссудной задолженнос­ти оставшаяся часть вкладов покрывается другими ликвидны­ми активами. Реформируемый банк переда­ет опорному банку определен­ную договором сумму активов и пассивов.

Одиннадцатый шаг

Опорный банк выделяет своим вновь организованным филиалам ак­тивы и пассивы, производит раз­деление баланса.

Двенадцатый шаг.

Реформи­руемый банк сворачивает свою деятельность, начинает предликвидационные процедуры под контролем территориального управления Центробанка.

Тринадцатый шаг.

Главное территориальное управление Банка России направляет хода­тайство на отзыв лицензии у реформируемого банка, в це­лях защиты интересов кредито­ров и вкладчиков налагает зап­рет на проведение банковских операций и некоторых гражданско-правовых сделок, назнача­ет наблюдателей из состава со­трудников территориального уч­реждения.


продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ 9

  1. Кидуэлл Д.С. Финансовые институты, рынки и деньги М.: 2000г.

  2. Ломакин В.К. Мировая экономика Учебник для вузов – М. ЮНИТИ 2000 г – 158с.

  3. Алескеров С.И., Землин А.И., Ольховская Н.П.; Под ред. Землина А.И. Банковское право. Практикум: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2003.

  4. Куликов Л. Банки и их роль в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2001.

  5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы М.: ИД ФБК-Пресс М.: 2000

  6. Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000

  7. Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000

  8. «Бюджетная система РФ». - Учебник, издание 2-е. Под ред. Романовского. - М.: ЮРАЙТ, 2000г., 615с.

  9. Федеральный Закон №110-ФЗ от 06.08.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Российская газета, №254 от 15.10.2001 г.

  10. Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000

  11. Балабанов И. Т., Савинская Н. А. Банки и банковское дело. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2004.

  12. Федеральный Закон №110-ФЗ от 06.08.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Российская газета, №254 от 15.10.2001 г.

  13. Бородин А.Ф. Актуальные проблемы и перспективы развития региональных банков. // Деньги и кредит. №1 2001.

  14. Эриашвили Н.Д. Банковская система РФ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

  15. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы М.: ИД ФБК-Пресс М.: 2000

  16. Кроливецкая Л. П., Белоглазова Г. Н. Банковское дело: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.

  17. Эриашвили Н.Д. Банковская система РФ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

  18. Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000

  19. Федеральный Закон №110-ФЗ от 06.08.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Российская газета, №254 от 15.10.2001 г.

  20. Кидуэлл Д.С. Финансовые институты, рынки и деньги М.: 2000г.

  21. О. М.Островская. Банковское дело. - М.: Пресс-сервис 2003.

  22. О. М.Островская. Банковское дело. - М.: Пресс-сервис 2003.

  23. А. Нещадин, И. Липсиц (Экспертный институт) - «Выход из кризиса: иллюзии или реальность. К проблеме реструктуризации российской промышленности», Бюллетень финансовой информации, № 12 (55) 12.1999- № 1 (56) 01.2000

  24. «Бюджетная система РФ». - Учебник, издание 2-е. Под ред. Романовского. - М.: ЮРАЙТ, 2000г., 615с.

  25. Алескеров С.И., Землин А.И., Ольховская Н.П.; Под ред. Землина А.И. Банковское право. Практикум: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2003.

  26. Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000

  27. Кидуэлл Д.С. Финансовые институты, рынки и деньги М.: 2000г.

  28. Е. Ситникова - «Реструктуризация стихии. Как Онэксимбанк стал Росбанком », журнал «Компания», № 9 (105), 13.03.2000

  29. Официальный сайт Центрального Банка РФ: www.cbr.ru.

  30. А. Гузнов (Юридический департамент Банка России) – «Законодательные основы реструктуризации банковской системы России. Правовые проблемы кредитных организаций», Бюллетень финансовой информации, № 2 (57) 02.2000.

  31. В. Иванов (ГУ ЦБ РФ) – «Организация антикризисного управления в коммерческом банке», Бюллетень финансовой информации, № 12 (55) 12.1999- № 1 (56) 01.2003.

  32. Архипов А.И. Экономика: учебное пособие. - М.: Проспект, 2000.

  33. Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

  34. Уткин Э. А. Нововведения в банковском бизнесе России. - М.: Финансы и статистика, 2004.

  35. Деньги, кредит, банки. Под ред. О.В. Соколовой - М.: Финансы и статистика, 2004.

  36. Севрук В.Т. Банковский маркетинг. —М.: Дело ЛТД, 2003.

  37. Балабанов И. Т., Савинская Н. А. Банки и банковское дело. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2004.