Файл: Реструктуризация финансово-кредитных институтов (Реструктуризация, как стратегия развития финансово-кредитных институтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Реструктуризация, как стратегия развития финансово-кредитных институтов 

1.1 Мировой опыт реструктуризации финансово-кредитных институтов

1.2 Особенности реструктуризации небанковских финансовых институтов

1.2.1 Экономические предпосылки и пути реструктуризации системы пенсионных фондов

1.2.2 Реструктуризация страховых компаний

Глава 2. Реструктуризация банковской системы России

2.1 Необходимость реструктуризации банковской системы

2.2 Проблемы банковской системы

2.3 Методология реструктуризации

2.4 Агентство по реструктуризации кредитных организаций

Глава 3. Анализ и оценка функционирования системы реструктуризации финансовых институтов на примере ЦБ РФ

3.1 Центральный Банк Российской Федерации исторический обзор

3.2 Реструктуризация ЦБ РФ

Заключение

Список литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

1.2 Особенности реструктуризации небанковских финансовых институтов

1.2.1 Экономические предпосылки и пути реструктуризации системы пенсионных фондов

Пенсионная реформа предполагает рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых

пенсий за счет перераспределения имеющихся ресурсов и улучшения их использования, для чего необходимы современные, развивающиеся и функциональные пенсионные компании, которые входят в структурное понятие финансовых институтов. Основным направлением реструктуризации пенсионной системы на современном этапе является разделение и выделение из единой пенсионной системы в отдельные конкурентоспособные организации. Основным направлением является создание частных коммерческих организаций по пенсионному страхованию. Оптимизация нагрузки пенсионной системы на экономику должна содействовать стабилизации и развитию экономики и, как следствие этого, привести к улучшению материального обеспечения пенсионеров.

Современное рыночное хозяйство базируется на концентрации капитала, непрерывный рост которого является необходимым условием деятельности предприятия, созданного в любой организационно – правовой форме. Процесс накопления средств тесно связан с рынком ценных бумаг. Естественно, что ценные бумаги должны найти и уже находят применение в такой важной структуре рыночного функционирования финансовых институтов, какой сегодня в России становится негосударственные и государственные пенсионные компании.[8] Пенсионное страхование и пенсионное обеспечение, в задачи которых наряду с коммерческим успехом отдельной организации входит обеспечение устойчивости экономического развития всего хозяйства на прямую зависят от деятельности обеспечивающих финансовых компаний.[9] Схематически деятельность пенсионных фондов представлена в приложении 1.


Эмиссия государственных пенсионных и страховых облигаций позволит, с одной стороны, стабилизировать инвестиционные ресурсы, а с другой – сохранить и приумножить средства населения для достойного обеспечения граждан, обеспечить надежность и рациональность функционирования пенсионных фондов государственного регулирования и негосударственных.

Общим и неизменным условием реструктуризации любой пенсионной системы является создание государством правовой, организационной и экономической ба­зы, обеспечивающей сохранение приобретенных работниками прав на пенсию. Уровень эффективности пенсионного учреждения обусловлен характером:

- "внешних условий", связанных с ситуацией в экономике., деятельностью финан­совых и страховых институтов;

- "внутренних условий", определяемых спецификой конкретной пенсионной сис­темы (структура, виды и подвиды структуры, природа ее финансовых механизмов);

  • сопряженности (адекватности) "внешних" и "внутренних" условий функциони­рования пенсионной системы, их непротиворечивостью.

Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется Правлением, опе­ративное управление - исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в субъектах федерации являются отделения РФ, а в городах и районах - уполномоченные отделения.[10]

В состав Правления по должности входят председатель, первый заместитель, а также управляющие отделениями фонда. В состав Правления могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организа­ций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделе­ниями ПФР по республикам в составе РФ, руководители министерств и ведомств РФ, Банка России.

На Правление фонда возлагается ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР, определение перспективных и текущих задач фонда, составление бюджета ПФР, отчета о его исполнении и сметы расходов на очередной год, а также утверждение структуры ПФР. Кроме того, правление ПФР назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ЛФР и руководителей его отделений, издает в пределах своей компетенции нормативные акты, а также ре­шает другие вопросы, относящиеся к его компетенции. Это в первую очередь влияет на индивидуальную региональную особенность деятельности подразделений, что в свою очередь всю структуру деятельности ПФ приводит к эффективной деятельности и соответствующей отчетности и контролю. При реструктуризации пенсионной системы государства в целом в последнее время произошли изменения в получении и распределении денежных средств.


Сбор и перераспределение средств ПФ проходит по следующему маршруту:[11]

страховые взносы собираются на счетах отделений, откуда и осуществляется фи­нансирование расходов в регионе. На федеральном уровне Правление ПФ и его исполнительная дирекция прогнозируют и устанавливают объемы перераспреде­ления средств между регионами для сбалансированности доходов и расходов с учетом обеспечения минимальной суммы оборотных средств и оптимизации сумм в пути (а это зависит от скорости прохождения платежей и географического по­ложения региона-донора и региона-реципиента).

В большинстве субъектов РФ назначение и выплата пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые средства ПФР доводят до пенсионеров через отделения федеральной почтовой связи или путем перевода на счета пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ. В семи субъ­ектах РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фонда.

Таким образом. Пенсионный фонд Российской Федерации представляет со­бой принципиально новый внебюджетный механизм целевого формирования средств и финансирования выплаты государственных пенсий и пособий. Реструктуризация пенсионных фондов путем разделения и создания государственных и частных структур необходима для конкурентной основы функционирования данных институтов и имеет свои преимущества.

Однако, как показала практика, работа Пенсионного фонда требует даль­нейшего совершенствования. С его созданием возникли определенные противо­речия между организационной структурой пенсионных служб органов социаль­ной защиты населения и существующими формами финансового обеспечения вы­платы пенсий и т.д.

1.2.2 Реструктуризация страховых компаний

Место страхового рынка обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны, существует объективная потребность в страховой защите, что и приводит к образованию страхового рынка в социально-экономической системе общества. С другой стороны, денежная форма организации страхового фонда обеспечения страховой защиты связывает этот рынок с общим финансовым рынком и как следствие взаимосвязь с другими финансовыми институтами.[12] Отличительными чертами реструктуризации страховых институтов является то, что данная система реструктуризируется путем слияний, присоединений и поглощений крупными компаниями мелких. Это в первую очередь характерная особенность страхового бизнеса. Стремление мелких компаний влиться в более крупные обусловлено прежде всего стабильностью, имиджем крупных компаний, доверием клиентов и конечно же привлечением дополнительных денежных средств.


Страхование возникло и развивалось как осознанная объективная потребность человека и общества в защите от случайных опасностей. Потреб­ность в страховой защите носит всеобщий характер, она охватывает все фазы общественного воспроизводства, все звенья социально-экономической системы общества, всех хозяйствующих субъектов и все населе­ние. Страховые компании не только способствует развитию общественного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве. Место страхового рынка в финансовой системе обус­ловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвести­ционных ресурсов страховых организаций и обслуживания страховой, инвестиционной и других видов деятельности (рис. приложение 2).

Всеобщность страхования определяет непосредственную связь страхового рынка с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственным бюджетом и другими финансовыми институ­тами, в рамках которых реализуются страховые отношения. В таких отно­шениях соответствующие финансовые институты выступают как страхова­тели и потребители страховых продуктов. Специфические отношения складываются между страховым рынком и государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, что связано с организацией обязательного страхования и в этом аспекте предполагается основная реструктуризация деятельности.[13]

Устойчивые финансовые отношения имеет страховой рынок с рынком ценных бумаг, банковской системой, валютным рынком, государственны­ми и региональными финансами, где страховые организации размещают страховые резервы и другие инвестиционные ресурсы.

Функционирование страхового рынка происходит в рамках финансо­вой системы как на партнерской основе, так и в условиях конкуренции. Это касается конкурентной борьбы между различными финансовыми институтами за свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов. Если страховой рынок, например, предлагает страховые продукты по страхованию жизни, то банки — депозиты, фондовый рынок — ценные бумаги и т.д.

Основная функция страховых компаний — компенсационная функция, благодаря которой существует институт страхования. Содержание функ­ции выражается в обеспечении страховой защиты юридическим и физи­ческим людям в форме возмещения ущерба при наступлении неблагопри­ятных явлений, которое и было объектом страхования. Накопительная или сберегательная функция обеспечивается страхова­нием жизни и позволяет накопить в счет заключенного договора страхова­ния заранее обусловленную страховую сумму. Распределительная функция страхового рынка реализует механизм страховой защиты. Сущность функции выражается в формировании и це­левом использовании страхового фонда. Формирование страхового фонда реализуется в системе страховых ре­зервов, которые обеспечивают гарантию страховых выплат и стабиль­ность страхования. Предупредительная функция страхового рынка непосредственно не связана с осуществлением страховой деятельности. Данная функция рабо­тает на предупреждение страхового случая и уменьшение ущерба. Реализа­ция предупредительной функции обеспечивается финансированием меро­приятий по недопущению или уменьшению негативных последствий не­счастных случаев и стихийных бедствий. Соответствующее финансирова­ние осуществляется из фонда предупредительных мероприятий. Осуществление предупредительных функций способствует повышению финансовой устойчивости страховщиков и выступает важным фактором обеспечения бесперебойности процесса общественного воспроизводства. Инвестиционная функция страхового рынка реализуется через раз­мещение временно свободных средств в ценные бумаги, депозиты банков, недвижимость и т.д. С развитием страхового рынка и реструктуризация соответствующих подразделений системы, роль инвестиционной функции возрастает. Обращает на себя внимание ряда зарубежных эконо­мистов, определяющих страховые компании как институциональных ин­весторов, основной функцией которых в общественном производстве оп­ределяется мобилизация капитала посредством страхования. Конкретное действие данных функций не дает страховой системе в целом стоять на месте и в связи с этим под влиянием времени и перемен требует постоянного развития, что и определяет пути реструктуризации страховых компаний и рынка в целом.


Страховые организации институциональная основа страхового рынка.[14] Страховая организация или страховая компания — это конкретная форма организации страхового фонда страховщика. Страховая компания осуществляет заключение договоров страхования и их обслуживание. Страховая организация — экономически обособленное звено страхового рынка, что выражается в полной обособленности ее ресурсов и самостоя­тельности в осуществлении страховой и других видов деятельности, возможности реструктуризировать свою деятельность. Эко­номические отношения между страховыми организациями осуществляют­ся на основе сострахования и перестрахования.

Страховые организации структурируются по принадлежности, характеру выполняемых страховых операций, зоне обслуживания. По принадлежности страховые организации различают на акци­онерные, частные, публино-правовые и общества взаимного страхования.

Концептуальные вопросы реструктуризации страховой отрасли.
При создании национальной системы страхования необходимо рассмотреть ряд вопросов общего порядка. Финансовые институты, привлекающие средства, играют важную роль в современной экономике, поскольку они являются участниками системы платежей, выступают посредниками между теми, кто располагает свободными денежными средствами, и теми, кто нуждается в заемных ресурсах, служат проводниками монетарной политики государства.

При этом страховой бизнес — это бизнес, связанный с принятием рисков и управлением ими. Чувствительность страховщиков к проблемам ликвидности и их высокая зависимость от уровня платежеспособности субъектов экономики обусловливают необходимость формирования в каждой стране системы обеспечения финансовой безопасности и реформирование страховых организаций. Такая система обычно включает функции пруденциального регулирования и надзора за деятельностью страховых компаний, кредитора в последней инстанции, а также страхования депозитов. Именно в этом направлении происходит основная реструктуризация страховых компаний, т.е. желание и возможность оказывать новый вид услуг, такой как страхование банковской деятельности по депозитным счетам.

Решение проблемы морального вреда обеспечивается через установление стандартов корпоративного управления и управления рисками в страховых компаниях, обеспечение дисциплинирующего воздействия на акционеров и руководителей банков со стороны других участников рынка при адекватном режиме бухгалтерского учета и раскрытия информации, позволяющем оценивать риски, связанные с деятельностью банка, а также через систему пруденциального страхового регулирования и надзора, подкрепленную соответствующими законодательными нормами.[15] Системы страхования также могут в определенной степени ограничивать влияние проблемы морального вреда — через установление предельного размера возмещения по потерям, исключение отдельных категорий страхования из числа страхуемых, выплату возмещения в определенной пропорции от величины страхуемого объекта, дифференциацию взносов.