Файл: Основные виды памяти и их характеристики (Понятие памяти).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
Эмоциональная память – это память на переживание. Этот вид памяти проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания (позитивные или неегативные), запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование движений человека(движения доведенные до автоматизма) напрямую связано с этим видом памяти.[20]
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.[21] Для людей с ограниченными возможностями в обыденной жизни потребность в этих видах памяти возрастает.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.[22]
Генетическую память можно определить как такую, в которой информация храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Этот единственный вид памяти на который мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.[23]
Сенсорная память. Все что мы видим или слышим, сохраняется в нашей сенсорной памяти в течении очень короткого времени – менее одной секунды.[24] В результате множества проведенных экспериментов было продемонстрировано существование сенсорной памяти, которые проводились несколькими психологами, в том числе Сперлингом.[25] Именно этот ученый показывал своим испытуемым некие наборы букв, расположенных горизонтальными рядами. В течении очень короткого времени демонстрировалось изображение с помощью аппарата, который называется тахистоскопом и сконструирован специально для показа изображения в течении нескольких долей секунды. После данного показа испытуемого просили ответить, какие буквы он видел, дополнив это испытание еще одним дополнительным условием. После показа изображения звучал музыкальный тон, и если это был высокий тон, то испытуемые должны были сообщить, какие буквы они видели в верхнем ряду. Если это был тон средней высоты, то им надо было назвать буквы среднего ряда, а в случаи низкого тона – буквы из нижнего ряда. Испытуемые могли довольно точно назвать буквы, если они слышали тон в течении секунды после показа изображения букв; если им приходилось ждать сигнала дольше, то они не могли вспомнить, что они видели. В результате чего испытуемые могли «видеть» изображение не более секунды, после чего оно и исчезало бесследно из их памяти. В других исследованиях было установлено, что существует также эхоическая сенсорная память, сохраняющая на короткое время акустическую информацию.[26] Было установлено что этот факт не имеет отношения к так называемому последовательному образу (который видит человек, если он, например, долго смотрит на включенную электрическую лампу, а потом отводит взгляд в сторону). Это означает, что образ увиденного нами на короткое время сохраняется в нашей сенсорной памяти (она называется иконической). Она часто срабатывает в тех случаях когда человек не расслышал обращенные к нему слова и просит их повторить, а потом не услышав повторение сообщения, осознает смысл сказанного. Дело в том, что слушавший обратился к своей эхоической памяти и снова проанализировал сообщение, на этот раз поняв его правильно.
Механизм сенсорной памяти весьма интересен, но по-видимому, она играет вспомогательную роль в общей «машине памяти». Однако «связующим звеном» между различными этапами процесса запоминания является кратковременная память, куда информация попадает сразу после того, как ее распознали органы чувств.[27]
Кратковременная память. Этот вид памяти представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В ней сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее яркие элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.[28]
Характерным признаком кратковременной памяти является такой показатель, как объем. Актуальное сознание человека тесно связано с кратковременной памятью. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Разные исследователи предлагают неодинаковые определения кратковременной памяти. В сущности, это информация о том, что только что произошло. Как правило, в кратковременной памяти хранятся сведенья о событиях, которые произошли не ранен чем за последние 20 секунд. Кратковременная память удивительно недолговечна для иллюстрации, приведем стандартный пример – предложим читателю взглянуть на следующий числовой ряд, а затем отвести взгляд и попытаться вспомнить числа в той же последовательности (5, 1, 9, 4, 5, 0,7).[29]
Большинство читателей запомнят все или почти все цифры. Однако если испытуемого попросить отложить книгу и заняться чем-нибудь другим, то уже через пару минут он вряд ли вспомнит этот числовой ряд (если только в течении этого времени испытуемый специально не заучивал этот цифровой ряд). Когда человек не старается запомнить информацию, она быстро исчезает из кратковременной памяти. Именно это является наиболее характерной особенностью кратковременной памяти. Кратковременная память ненадежна, поскольку забывается большая часть того , что узнается.[30] Это объясняется довольно просто: если бы ничего не забывалось, то память была бы настолько перегружена ненужной информацией, что человеческий ум не смог бы работать.
Кратковременная память напоминает некое сито – она удерживает то, что необходимо сохранить на будущее, и отсеивает ненужное.[31]
Кратковременная память имеет довольно небольшую емкость. Одной из особенностей кратковременной памяти является эффект края. Если человеку нужно запомнить материал, расположенный в виде ряда, то ему легче удержать в памяти элементы, находящиеся в начале (эффект первичности) и в конце ряда (эффект недавности), в то время как средние элементы ряда обычно запоминаются хуже. Это указывает на основное свойство кратковременной памяти – она действует как «ретрансляционная станция», отбирая информацию, которую необходимо передать на длительное хранение.[32]
Долговременная память. Способность хранить информацию в течение практически неограниченного срока обусловливают долговременной. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.[33] Долговременная память предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено.
Последней составляющей рассматриваемой модели является долговременная память, то есть хранилище, в котором информация удерживается в течение более или менее неограниченного времени. Другие две подсистемы памяти, входящие в модель Аткинсона и Шиффрина, по сути, «обслуживают» долговременную память, поскольку вся попадающая в нее информация сначала проходит через процесс сортировки в кратковременной памяти. Никому еще не удалось точно определить емкость долговременной памяти. Кроме того, она довольно невосприимчива к различным физиологическим изменениям в организме человека. Таким образом, емкость долговременной памяти несравненно больше емкости кратковременной памяти.[34]
По характеру участия воли процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.
В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).
Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.[35]
Непроизвольное запоминание является не обязательно более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что непроизвольно запоминается материал лучше , чем тот который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности.
А также непроизвольно запоминается лучше материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних и внешних связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.[36]
Индивидуальные различия память.
Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково. Память нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Разница может быть количественной, например:
1) различная скорость запоминания;
2) прочность сохранения;
3) легкость воспроизведения, точность и объём запоминания.[37]
Например: некоторые люди чудесно запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, но долго хранят в памяти накопленную информацию.
Разница может быть также качественной или отличаться по своей модальности, т. е. в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. В зависимости от этого в человеке может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память.[38]
У большинства людей ведущей является зрительная память. Одному, что бы запомнить, нужно прочесть материал, а другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы известно, что «чистые» виды памяти встречаться редко, в жизни чаще всего различные типы памяти смешиваться: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. [39]
Очень редко, но встречается феноменальное индивидуальное свойство памяти, как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют «фотографическая память». Человек, который после однократного восприятии материала и очень небольшой умственной обработки, все же продолжает «видеть» материал и прекрасно восстанавливает его даже по прошествии долгого времени может служить примером такого феномена. В действительности, такой вид памяти в той или иной мере не так уж и редок, имеется у многих детей, но в последствии исчезает у взрослых из-за недостаточного упражнения данного вида памяти. Этот тип памяти может быть развит некоторыми людьми (например, у художников, музыкантов, где требуется точное воспроизведение увиденного). У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще используются.[40]
В первой главе, я рассмотрела понятие памяти, общую характеристику памяти и ее ценность для умственной деятельности человека. Проанализировав учебные пособия и работы российских и зарубежных авторов по данному вопросу, я пришла к выводу, что память является одним из основных процессов жизнедеятельности человека.
Итак, для чего же нам необходимо знать каким видом памяти мы обладаем? Изучение разновидностей памяти, дает нам возможность регулировать процесс обучаемости людей. Зная какой вид памяти присущ тому или иному человеку, мы можем выбрать, например, наиболее подходящую методику обучения для конкретного ученика.
1.3.Теории памяти
Рассмотрим некоторые из существующих теорий памяти.
Ассоциативная теория. Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которых одно из этих представлений вызывает другое.
Ассоциации образуются на случайной основе, поэтому ассоциативная теория не объясняет избирательности памяти. Тем не менее, ассоциативная теория дала много полезного для понимания законов памяти. В рамках этой теории работал Г. Эббингауз («о памяти», 1885), которому принадлежит открытие ряда механизмов и закономерностей памяти.[41]
Память – это способность души организовивать, хранить и воспроизводить ассоциации (Г. Эббингауз)
Эббингауз назвал воспроизведением - процесс возрождения некоторого психического содержания, воспринятого ранее в виде представлений. Механизм воспроизведения он назвал ассоциацией - мысленной связью, возникающей между процессом, наблюдаемым в действительности, и возможностью его наступления в случае его отсутствия, связи между психологическими явлениями, когда актуализация одного из них влечёт за собой появление другого.[42] Другими словами, ассоциация - это внутренняя причина воспроизведения. При этом Эббингауз подчеркинул, что воспроизводимые ощущения и представления не тождественны с существовавшими ранее, а только сходны с ними, и, тем не менее, способны пробуждать наблюдаемые ранее душевные образования.[43]
Поток представлений человека, по его мнению, регулируется 4-мя различными ассоциациями:
1. по контрасту;
2. по сходству;
3. по смежности во времени и пространстве
4. по каузальности (причинно-следственные отношения)