Файл: Организация кассовой работы в банке (Сущность, формы и принципы расчетно-кассовых операций).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы рассчетно-кассового обслуживания
1.1. Сущность, формы и принципы расчетно-кассовых операций
1.2. Роль банков при организации расчетно-кассового обслуживания
Глава 2. Рассчетно-кассовое обслуживание в банке на примере ПАО "Сбербанк России"
2.1. Краткая характеристика банка ПАО "Сбербанк России"
2.3. Организация банком рассчетно-кассового обслуживания
Глава 3. Предложения по совершенствованию рассчетно-кассового обслуживания в ПАО "Сбербанк России"
ВВЕДЕНИЕ
Банковское дело - это одна из древнейших наук, аккумулирующих многолетний опыт работы кредитных учреждений и раскрывающих, формировавшееся на протяжении многих лет, важнейшие принципы организации банковского хозяйства.
Во все времена, как всем известно, люди придумывали и продолжают придумывать методы взаимодействия между собой для осуществления торговли, расчетов, а так же учета, хранения и транспортировки чего либо, имеющего ценность. Желание улучшить перечисленные методы взаимодействия порождает создание специально предназначенных для этого систем, правил, законов, организаций контроля.
На сегодняшний день ни одна организация, связанная с получением прибыли и прямой работой со своими клиентами, осуществляющая расчеты в различных формах, не может обойтись без идеально организованной системы рассчетно-кассового обслуживания, а особенно такая огромная и сложная по своему внутреннему и внешнему устройству кредитная организация, как банк.
Разработке системы рассчетно-кассового обслуживания в кредитных организациях уделялось и будет уделяться огромное внимание, так как эффективная работа данной системы является главной и неотъемлемой составляющей, на которой держаться все внутренние и внешние банковские операции. От того, на сколько развита и современна система рассчетно-кассового обслуживания в банке, зависит получаемая банком прибыль.
Важнейшая функция денежно кредитной системы заключается в обеспечении расчетов между экономическими субъектами. Банковские организации опосредуют связи между предприятиями самых различных отраслей народного хозяйства, таких как: промышленность, торговля, сельское хозяйство, а так же население. Все вышеперечисленное доказывает высокую актуальность выбранной темы исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ организации системы рассчетно-кассового обслуживания в банке, а именно - различных форм расчетов и технологий совершения расчетных операций на примере банка ПАО "Сбербанк России", а так же рассмотрение предложений по ее улучшению.
Для реализации поставленной цели, в работе будут решены следующие задачи:
- раскрыть сущность, формы и принципы расчетно-кассовых операций;
- обозначить роль банков при организации расчетно-кассового обслуживания;
- дать характеристику определенной кредитной организации, а именно - ПАО "Сбербанк России";
- рассмотреть систему рассчетно-кассового обслуживания, используемую в банке ПАО"Сбербанк России"
- вынести предложения по ее усовершенствованию.
Объектом исследования является деятельность кредитной организации ПАО "Сбербанк России".
Предмет исследования состоит в изучении системы рассчетно-кассового обслуживания в данном банке.
Методологическую основу данной работы составляют:
- статьи из Гражданского Кодекса Российской Федерации;
- Федеральные законы Российской Федерации;
- положения, инструкции, указания Центрального Банка Российской Федерации;
- научные статьи, посвященные банковской деятельности;
- информация с официального сайта Центрального Банка России о исследуемой кредитной организации;
- официальная отчетность и информация, представленная на сайте ПАО "Сбербанк России".
Глава 1. Теоретические основы рассчетно-кассового обслуживания
1.1. Сущность, формы и принципы расчетно-кассовых операций
Рассчетно-кассовые операции банка являются очень обширным понятием и включают в себя множество различных составляющих, необходимых для стабильной и, главное, эффективной работы банка.
Система рассчетно-кассовых операций в банке включает в себя:
- Безналичные расчеты во всех проявлениях.
- Кассовые операции во всех своих проявлениях.
Экономическое содержание рассчетно-кассовых операций очень велико. Своевременные расчеты различных экономических агентов, или же, выполнение денежных обязательств одних экономических агентов перед другими, - все это необходимые условия хозяйственного оборота, стабильности экономики и ее динамичного роста. Как заметила Ершова Т.А., "Расчеты в которых используется технология безналичного перечисления на много предпочтительнее платежей наличными денежными средствами, потому что позволяют экономить денежную наличность, существенно сокращать издержки обращения, контролировать операции предприятий, а так же соблюдение ими платежной и налоговой дисциплины."[1]Кассовые операции играют огромную роль в деятельности кредитных организаций, позволяют им обслуживать клиентов и удовлетворять их потребности в денежной наличности, а именно в рублях и иностранной валюте. От того, на сколько качественное расчетно-кассовое обслуживание обеспечивает банк, зависит и приток клиентов.
Рассчетно-кассовые операции, осуществляемые в коммерческих кредитных организациях подразумевают следующие экономические выгоды:
- сокращение издержек обращения;
- более детальный контроль за операциями;
- формирование и обеспечение ресурсной базы банка для осуществления активных операций, направленных на получение дохода;
- получение комиссионных доходов, связанных с безналичными и наличными операциями;
- приток клиентов, зависящий от качества проведения операций.
В одной из научных статей, коллектив авторов писал, что "Приток новых клиентов повышает ликвидность и платежеспособность банка."
Одной из важнейших составляющих системы рассчетно-кассового обслуживания являются безналичные расчеты.
Белоглазова Г.Н. считает что, "Безналичные расчеты - это расчеты, которые проводятся путем перевода кредитными организациями по счетам клиентов на основании платежных документов, совершаемые по единым стандартам и правилам, а так же расчеты на основе зачета взаимных встречных требований и обязательств".[2]
Из сказанного ранее следует, что ведение безналичных расчетов является современной, реализованной повсеместно во всех развитых странах, составляющей системы денежного обращения. Банковская система выступает в качестве посредника и организатора в осуществлении безналичных расчетов различных субъектов, а так же является исходным пунктом кругооборота наличных денег и основного объема безналичных платежей.
Безналичные операции по важности находятся на одном уровне с кредитованием и привлечением банковских вкладов. Расчетные операции в современном мире относятся к самым массовым операциям в кредитных организациях. Безналичные расчеты организовываются по определенной системе, которая охватывает определенные принципы формы и способы совершения платежей и связанный с ними документооборот.
Современная организация безналичных расчетов строится на определенных принципах, которые должны отвечать современным рыночным условиям хозяйствования:
- Согласно указанию Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У[3], каждое предприятие и организация в независимости от организационно правовой формы обязаны хранить денежные средства (собственные и заемные) на счетах в банке. Данный принцип определяет необходимость проведения всех расчетов через банки.
- Согласно статье №854 ГК РФ[4], денежные средства списываются со счета клиента банком, только если сам клиент отдает распоряжение на это. Если такового распоряжения клиента не было то, списать денежные средства со счета возможно только в судебном порядке, а так же в случаях, которые установлены законодательством РФ или предусмотрены договором клиента с банком.
- Все расчеты осуществляются строго руководствуясь сроками которые предусмотрены в договорах, то есть акцент ставиться на обязательном обеспечении срочности платежа. Только если предприятия располагают всеми необходимыми данными о срочности своих платежей, они могут строить, исходя из этого, как можно более рационально свой денежный оборот, могут определить свою потребность в кредитных средствах, управлять ликвидностью собственного баланса.
- Если же, по какой то причине, платеж все таки был просрочен, то участник расчетов, виновный в допущенной ошибке, платит штраф за пользование чужими расчетными средствами в следствии их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в уплате. Либо если денежные средства получены или сбережены необоснованно, иная сторона обязана уплатить проценты исходя из суммы данных средств, согласно статье № 395 ГК РФ[5]. Как гласит Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности"[6], банк обязан осуществить перечисление средств клиента и зачислить их на его личный счет не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом. Если денежные средства были несвоевременно или по ошибке перечислены на счет или списаны со счета клиента, банк обязан выплатить проценты на сумму этих средств по ставке рефинансирования ЦБ РФ.
- Платеж должен иметь обеспеченность настоящими поступлениями, поступлениями в будущем на счета плательщика денежных средств или наличием у него права на кредитные средства. Этот принцип гарантирует платеж и укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве.
Согласно Федеральному закону "О банках и банковской деятельности", клиенты могут открыть нужное им количество счетов в неограниченном количестве кредитных организаций, а так же они могут быть в рублях и иностранной валюте. Согласно инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И[7] "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов", для того, что бы открыть счет необходимо предоставить документы, определенные законодательством РФ, которые будут подтверждать право клиента на открытие счета и позволять провести его полную идентификацию. Банк имеет полное право на отказ в открытии счета при предоставлении клиентом ложных сведений, либо не предоставлении тех документов, которые позволят идентифицировать его и выгодоприобретателя.[8]
Когда клиентом будут предоставлены все необходимые документы, будет заключен договор о рассчетно-кассовом обслуживании между банком и клиентом, по которому банк возьмет на себя обязательства по проведению расчетов, обеспечению сохранности и возврата денежных средств, а так же о сохранении банковской тайны. Клиент несет ответственность за достоверность документов и проведению операций по счетам.
Существует определенная очередность совершения платежей по счетам предприятий и организаций, устанавливаемая правилами безналичных расчетов. Если необходимые денежные средства имеются на счете и достаточны для того, что бы удовлетворить все требования которые предъявляются к счету, то средства списываются в порядке поступления распоряжений клиента или иных документов на списание, то есть в порядке календарной очередности. Если денежных средств не достаточно для того, что бы удовлетворить все предъявленные требования, то денежные средства списываются по мере поступления на него денежных средств в очередности, установленной законом.[9]
В первую очередь списываются для перечисления или выдачи средства со счета, предназначенные для расчетов по возмещению вреда, который причинен жизни и здоровью, а так же средства которые взыскиваются для оплаты алиментов.
Во вторую очередь осуществляются перечисления для выдачи денежных средств, предназначенных для того, что бы рассчитаться по выплате выходных пособий, и оплате труда лиц которые работают по трудовому договору, а так же что бы выплатить авторские гонорары.
В третью очередь списания производятся по платежным документам, которые предусматривают бюджетные платежи и платежи в государственные внебюджетные фонды.
В четвертую очередь денежные средства списываются в учет платежей в негосударственные внебюджетные фонды.
В пятую очередь удовлетворяются исполнительные документы, которые предусматривают списание по иным денежным требованиям.
В шестую очередь списание выполняется по всем остальным платежным документам.
Списание средств в учет требований которые относятся к одной и той же группе очередности, осуществляется в порядке календарного поступления документов или же наступления срока платежа.
Для того что бы вести учет платежных документов клиента, банк может вести две картотеки:
- Картотека № 1 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты». Ведение данной картотеки не имеет связи с финансовым положением клиента, а связанно только с ожиданием согласия на совершение оплаты.
- Картотека № 2 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" Данная картотека связанна с затруднительным финансовым положением клиента. В данную картотеку помещаются документы с истекшим сроком оплаты и те, которые не были оплачены в связи с нехваткой денежных средств.
Взаимные претензии, связанные с расчетами между плательщиком и получателем платежа, кроме тех, которые возникают по вине банка, рассматриваются только этими сторонами без непосредственного участия банка посредника.
Далее рассмотрим формы расчетов. Формы расчетов - это законодательно урегулированные правила, по которым денежные платежи проводятся через банк. Как поясняет в своей статье Товмасян Р.Э., "Клиенты сами выбирают для себя формы расчетов исходя при этом из собственных интересов[10]."
Формы расчетов предусматриваются в договорах. Каждая из форм расчетов наделена общими, присущими только ей признаками: Вид расчетного документа, Способ платежа, Порядок документооборота.
Расчетный документ является основанием, необходимым для проведения операций по счетам. Расчетный документ представляет из себя определенный документ на бумажном или электронном носителе, соответствующий стандартизированному требованию, содержащий все необходимые реквизиты. Расчетный документ несет за собой распоряжение плательщика провести платеж заданной суммы определенному получателю, либо взыскателя на перечисление денежных средств со счета плательщика на определенный счет. Основным назначением расчетного документа является указание банку на все условия, необходимые для совершения платежа, а именно: дополнительные условия, суммы, даты.