Файл: Статус нотариуса (Проблемы и пути совершенствования элементов правового статуса нотариуса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О принадлежности нотариусов к лицам свободных профессий говорили солидные ученые-нотариусы. Так, например, И.Г. Черемных и Г.Г. Черемных определяют нотариуса как, "с одной стороны, лицо, уполномоченное государством на выполнение государственной функции по защите прав и свобод граждан, действующее от имени государства, с другой - представитель свободной профессии, выступающий в качестве независимого консультанта сторон"[7]. Что представляется не слишком убедительным по причинам, изложенным выше.

Вместе с тем тот же И.Г. Черемных верно отметил, что нельзя нотариуса латинской школы приравнивать к другим лицам свободных профессий, таким, например, как художники, врачи, архитекторы и др. В отличие от представителей этих профессий, по мнению автора, нотариус не освобождается от обязательств, налагаемых на него государством[8].

Можно допустить, что сторонники отождествления нотариусов и лиц свободных профессий могут указать на ч. 2 ст. 1 Основ, в которой содержится положение о том, что нотариальные действия в РФ совершаются также нотариусами, занимающимися частной практикой. Тем не менее словосочетание "частная практика" крайне неудачно и, как мы имели возможность убедиться, порождает большое количество противоречий на практике. Спорные ситуации вполне могли бы и не возникнуть, если бы нотариусы были приведены в одну организационную форму, которая была бы основана на принципах латинского нотариата, и на примере Закона Германии о нотариате от 24.02.1961 назывались бы "нотариусы". Это тем более актуально, т.к., по данным Федеральной нотариальной палаты, государственных нотариусов осталось очень немного (в Краснодарском крае государственные нотариусы вообще отсутствуют)[9].

Нотариус, в противоположность адвокатам, находится над личными интересами сторон нотариального действия. Он совершает нотариальные действия от имени Российской Федерации, а адвокат - от своего имени; нотариус за совершение нотариальных действий взимает установленный законом тариф, а адвокат - вознаграждение по контракту с клиентом.

Содержание всех действий нотариуса предопределено указаниями позитивного права, но отнюдь не интересами и заявлениями лица. Наоборот, нотариус должен прежде всего учесть интересы всех лиц, которые участвуют в нотариальном действии, руководствуясь действующим законодательством. В отличие от нотариуса адвокат не вправе иметь свою позицию защиты, не согласовав ее с клиентом, какой бы правильной при этом она ни была.


Суждения авторов о взаимоотношениях нотариата и судебных органов различаются. Некоторые авторы, рассматривая сходные черты, такие, как публичность, законность, независимость, считают, что на самом деле сходство оказывается поверхностным. Так, И.В. Москаленко считает, что для характеристики нотариата как одной из разновидностей правосудия недостает суждения справедливости. При осуществлении профессиональной деятельности нотариус руководствуется мерой законности на основе поданных документов и действиями заинтересованных лиц. Следующий довод в пользу того, что нотариальная деятельность не может быть превентивным правосудием, - правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами[10].

По вопросу общности и различий функций нотариата и органов регистрации можно согласиться с мнением авторов, сообщающих, что с фактом государственной регистрации связано наступление правовых последствий сделок с недвижимостью, а не их правомерность. Должностные лица органов государственной регистрации могут лишь констатировать незаконность сделки и вернуть ее участников к отправным позициям. При этом нотариус устанавливает волеизъявление сторон, обеспечивает баланс интересов всех заинтересованных лиц еще на стадии согласования условий сделки. Современная система регистрации по своей сути не может выполнять функции нотариата. Нотариус не является и не может быть по своей природе государственным служащим, несмотря на то что нотариальная деятельность и государственная служба относятся к публично-правовой деятельности государства.

Вероятны следующие предложения по реформированию гражданско-правового статуса нотариуса. Нотариусы, как и аудиторы, адвокаты, детективы, являются самостоятельными субъектами налоговых, административных, уголовных, гражданско-процессуальных правоотношений. Существующее гражданское законодательство указывает на две главные группы участников гражданско-правовых отношений: граждане и юридические лица. Одновременно с тем анализ некоторых статей позволяет прийти к заключению о наличии и таких особых субъектов анализируемых отношений, как лица, выполняющие профессиональную деятельность, - нотариусы, адвокаты[11]. Рассматривая физических лиц как участников гражданско-правовых отношений, действующее законодательство расшифровывает такое понятие, как "предпринимательская деятельность", и дает возможность совершения юридически значимых действий не от имени И.И. Иванова, а от предпринимателя И.И. Иванова. Такая необходимость наличествует и у нотариусов, которые участвуют в совершении всякого рода сделок не в процессе совершения нотариальных действий как лицо, удостоверяющее сделку или тот или иной факт, а как самостоятельное лицо гражданско-правовых отношений, действующее от своего имени.


Все же проблема определения правового статуса нотариуса существует и состоит именно в том, что данная категория лиц имеет уникальный дуалистический статус, поскольку нотариус, с одной стороны, осуществляет свою деятельность от имени государства, и его деятельность наделена, в некотором аспекте, признаком публичности, но с другой — не является работником какого- либо государственного органа, не получает зарплату из госбюджета и организует свою деятельность самостоятельно.

2. Проблемы и пути совершенствования элементов правового статуса нотариуса

Нотариус является самостоятельным, комплексным субъектом юриспруденции, его статус признается нормами гражданского, административного, финансового, налогового и иного законодательства России.

Рассмотрим подробнее каждую составляющую правового статуса нотариуса, выявим в связи с этим основные проблемы, связанные с определением прав и обязанностей нотариуса, его ответственности.

Основной перечень прав нотариуса зафиксирован в ст. 15 Основ законодательства РФ о нотариате[12].

Наряду с правами, обязанности нотариуса также зафиксированы в Основах и подзаконных актах. Определение прав, обязанностей и ответственности нотариуса является дискуссионным вопросом. Остановим свое внимание на наиболее проблемных вопросах, например на вопросе, связанном с определением обязанности нотариуса не разглашать нотариальную тайну и, соответственно, ответственности за разглашение такой информации. Согласно ч. 3 ст. 16 Основ нотариус обязан сохранить в тайне сведения, которые стали ему известны при осуществлении удостоверительной профессиональной деятельности. В зависимости от ущерба, причиненного обратившимся за нотариальным удостоверением лицам, ответственность может быть либо административной, гражданской либо уголовной. Однако соблюдение нотариусом обязанности предоставлять сведения о нотариальных действиях по запросу определенного круга государственных органов, таких как налоговые органы, органы прокуратуры и следствия, адвокатские образования, и соблюдение обязанности не разглашать нотариальную тайну на практике ведет к конфликту частноправовых и публичных интересов. Вышеперечисленные органы, зачастую превышая свои полномочия, требуют предоставления информации, относящейся к нотариальной тайне.


Решением проблемы может служить унификация и приведение к единообразию:

- норм Налогового кодекса[13], предусматривающего «право налоговых органов требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов»;

- норм ФЗ «О прокуратуре РФ»[14], согласно которым «прокурор имеет право требовать представления необходимых документов, должностные лица органов прокуратуры направляют в адрес нотариусов требования о необходимости ежемесячного предоставления информации о лицах, получивших нотариально удостоверенные доверенности на право распоряжения жильем», тогда как статьей 5 Основ законодательства РФ о нотариате предусмотрено, что справки о совершенных нотариальных действиях представляются в органы прокуратуры в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами;

- норм ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»[15], согласно которому адвокат «имеет право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций», тогда как в статье 5 Основ не предусмотрено право указанных субъектов на получение сведений о совершенных нотариальных действиях.

Проблемным также остается вопрос об обязанности предоставлять в соответствующие органы сведения о легализации доходов, которые получены преступным путем, также сведения о финансировании терроризма. Эта обязанность закреплена в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[16]. Однако следует отметить, что возложение вышеназванной обязанности носит противоречивый характер, так как суждение нотариуса о правонарушениях или преступлениях носит скорее субъективный характер, нежели объективный. Наряду с обязанностью, законодательно закреплена и ответственность нотариуса в виде возмещения убытков, в случае если информация, предоставленная им, не подтвердится, и в случае если за передачей сведений последуют иски о возмещении морального вреда со стороны заинтересованных лиц[17].

Таким образом, резюмируя вышесказанное относительно вопросов предоставления сведений по запросам органов власти и других заинтересованных лиц и вопросов, касающихся защиты нотариальной тайны, следует отметить, что некоторые органы власти в своей деятельности не должны превышать законодательно закрепленные полномочия. Для этого, как и было отмечено, необходимо устранить коллизии в законах, регулирующих действия различных органов, и законах, регулирующих нотариальную деятельность. Необходимо также детально проработать механизм защиты информации, доверенной нотариусу.


Что касается ответственности нотариусов, то в Основах есть определенные разграничения этой ответственности в зависимости от правового статуса государственного нотариуса или нотариуса, занимающегося частной практикой. В соответствии с нормами Основ законодательства РФ о нотариате частнопрактикующий нотариус несет полную имущественную ответственность за неправомерные действия по удостоверению либо за неправомерный отказ от совершения определенного действия. При возмещении имущественного вреда за счет принадлежащего нотариусу имущества учитываются следующие элементы состава правонарушения: наличие ущерба, причинная связь между действиями или бездействиями нотариуса и ущербом и, наконец, вина нотариуса, которая выражается в форме умысла или неосторожности[18]. Относительно вины нотариуса существует ряд противоречивых мнений различных авторов.

Реформирование нотариальной системы, которое проводится в настоящее время, затрагивает в том числе и вопросы правового статуса нотариуса. Ужесточение ответственности нотариуса за вред, причиненный юридическим и физическим лицам, выделяется в самостоятельное направление развития и совершенствования законодательства по регулированию нотариальных правоотношений. Согласно Основам законодательства РФ о нотариате предусмотрена полная имущественная ответственность за счет страховой суммы, личных сбережений и личного имущества. Факт причинения нотариальными действиями или необоснованным отказом от совершения действий должен устанавливаться в судебном порядке, в этом случае возмещение будет производиться из страховой суммы. В случае если причинение ущерба является умышленным, то страховое возмещение предполагается не из страховой суммы, а из собственных средств нотариуса или гарантийной кассы[19].

В соответствии с новым проектом закона планируется увеличить размер страховой суммы в несколько раз, кроме основного страхования планируется дополнительное коллективное страхование Нотариальными палатами субъектов и Федеральной нотариальной палатой. Видится необходимым усовершенствование порядка индивидуального и коллективного страхования нотариуса. В соответствии с Основами страхование ответственности нотариусов предусматривалось сроком на 1 год. В связи с длительным характером выявления нотариальных ошибок данный срок был нелогичным и не соответствовал реалиям. В проекте закона «О нотариате и нотариальной деятельности в РФ[20] проблема решена – страхование предусмотрено на весь период нотариальной деятельности.