Файл: Статус нотариуса (Проблемы и пути совершенствования элементов правового статуса нотариуса).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность темы исследования. В процессе становления, развития и реформирования института нотариата в России актуальной остается проблема определения правового статуса нотариуса.
Однако анализ правового статуса государственного нотариуса, получивший отражение в законодательстве, не дает возможности однозначно утверждать о наличии либо отсутствии признаков должностного лица у данной категории лиц, что является предметом дискуссий. Такие ученые, как Л. Ильковец, О. Крючкова, Р. Максимович, и другие высказываются в пользу признания нотариуса должностным лицом, в то время, как В. Марченко, А. Зайцев, О. Бантишев, С. Фурса, П. Адрушко, А. Стрижевская отрицают наличие у нотариуса должностных полномочий.
Совершенствование нотариального управления и повышение эффективности статуса нотариуса на практике являются одними из основных направлений развития российского нотариата.
Целью работы является правовое исследование статуса нотариуса в российском праве, а также формулирование рекомендаций по совершенствованию правового статуса нотариуса в России.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи исследования:
- дать определение статуса нотариуса в российском законодательстве;
- исследовать проблемы и пути совершенствования элементов правового статуса нотариуса;
- проанализировать изменения статуса нотариуса с 1 января 2015 года.
Предметом исследования является законодательство, определяющее правовой статус нотариуса, практика его применения, взгляды по проблемам, связанным с темой исследования.
Объектом изучения являются общественные отношения с участием нотариуса.
Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и др.), так и специально-юридические методы познания правовой действительности (сравнительно-правовой, формально-юридический и др.).
Эмпирическую основу исследования составили нормативно-правовые акты, нормы которых регулируют отношения статуса нотариуса.
Структура курсовой работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Определение статуса нотариуса в российском законодательстве
На Руси предвестниками нотариусов выступали площадные подьячьи, деятельность которых регламентировалась определенными указами, однако нигде не упоминалось об их пребывании на службе государству. Однако уже советский нотариат представлял собой сугубо государственный орган, что вполне соответствовало государственной политике СССР и отражено было в "Положении о государственном нотариате" от 4 октября 1922 года.
Институт нотариата имеет древние корни и традиции. При этом определяющие принципы нотариальной деятельности как направленной на защиту прав и законных интересов граждан, обеспечение стабильности гражданского оборота проявились еще в Древнем Риме. Возникновение нотариата неразрывно связано с появлением частной собственности, необходимостью письменного закрепления факта совершения сделки, прав и обязанностей ее сторон, предпринимательской активностью.
Впервые понятие «нотариус» в Российской империи появилось в Вексельном уставе 1729 года, содержащем упоминание о публичных нотариусах, которые записывали протесты в неплатеже векселей и отсрочки в платеже. Позднее появились нотариусы исключительно для торговых сделок и биржевые нотариусы.
Таким образом, в Российской империи до 1866 года существовали публичные нотариусы и разного рода маклеры, которые свидетельствовали определенные виды торговых сделок, опротестовывали векселя.
При этом нельзя не отметить тот факт, что проблема оплаты труда и самих нотариусов была весьма актуальной для системы нотариата в XIX – начале XX века. В первую очередь это было обусловлено нотариальной таксой, которая была названа временной еще в 1866 году, однако просуществовала больше полувека и создала крайне сложные условия оплаты труда большинства нотариусов, особенно для провинциальных территорий. Такое неравное положение нотариусов определялось как количеством лиц, обращавшихся за осуществлением нотариальных действий, так и их состоятельностью. Вместе с тем в литературе существует и противоположное мнение о влиянии «временной таксы» на оплату труда нотариусов. Так, Положением о нотариальной части за каждое нотариальное действие нотариусам было дано право взимать плату в свою пользу по добровольному согласию с клиентом или по таксе, если такое соглашение не было достигнуто. Плата по согласию приводила к завышению цен нотариальных услуг и поэтому, небезосновательно, вызвала подрыв доверия к нотариусу со стороны населения и обвинение последнего в злоупотреблениях и вымогательствах.
В связи с изложенным существует мнение о том, что свободное определение размера платы нотариусам было недостатком Положения о нотариальной части, т.к. ставило заинтересованную личность в зависимое от нотариуса положение, и подрывало авторитет нотариуса как лица, на которого государством и обществом были возложены особые функции в сфере гражданского оборота.
Несмотря на то, что в период становления и развития нотариата существовали определенные проблемы, правительствующий Сенат во всех своих решениях, касающихся нотариального дела, высоко ставил деятельность нотариусов. Общественные деятели начала XX века отмечали в своих публикациях, что нотариат пользуется большим доверием и расположением общества. Обращает на себя внимание и тот факт, что само профессиональное сообщество нотариусов в указанный период времени активно развивалось, используя профессиональные периодические издания: еженедельный научно-практический журнал «Нотариальный вестникъ», еженедельный вестник русского нотариата «Нотариусъ», журнал «Вестник права и нотариата» и др., для распространения накопленного положительного опыта и обсуждения имеющихся проблем.
Конкретная организационная форма, осуществляемая нотариальной деятельностью, в юридической литературе часто характеризуется как тип нотариата. Это понятие очень активно употребляется в российской науке (обычно в контексте "нотариат латинского типа") и нуждается в углубленном научном анализе. Принадлежность нотариата различных государств к определенному его типу обусловливает многие характеристики и принципы, на которых выстроен нотариат, а также специфику взаимодействия нотариата с правоохранительными и судебными органами. Например, большое значение имеют следующие факторы:
- правовой статус нотариуса (является ли нотариус государственным служащим либо обладает особым статусом);
- определение числа должностей нотариусов и порядок формирования нотариальных округов;
- условия и порядок доступа к нотариальной профессии: он может быть усложненным, предъявляющим ряд особых требований к кандидатам (стаж работы, прохождение специальных экзаменов и т.д.), либо обычным, не предусматривающим особых требований;
- порядок финансирования нотариальной деятельности: нотариус может получать заработную плату, взыскивать в свою пользу установленный государством нотариальный тариф или же определять размер взыскиваемых средств по соглашению с лицом, обратившимся за совершением нотариального действия;
- формы контроля за нотариальной деятельностью, который может осуществляться судебными органами, органами исполнительной власти, организациями самоуправления нотариусов либо иными организациями;
- ответственность нотариуса - различные условия и порядок привлечения нотариуса к дисциплинарной, гражданской или уголовной ответственности[1].
Помимо того, условия принадлежности нотариата к тому или иному типу связаны с главными характеристиками, которыми обладает нотариальный акт, - его юридической, доказательственной, "исполнительной" силой. Таким образом, под типом нотариата нужно понимать также определенную форму организации нотариальной деятельности, которая отличается постоянным набором основополагающих признаков (правовым статусом нотариуса, условиями и порядком доступа к нотариальной профессии, порядком финансирования нотариальной деятельности, способами контроля за данной деятельностью, ответственностью нотариуса и т.д.).
Так как на законодательном уровне представление нотариальных функций не закреплено, в юридической литературе есть несколько подходов к его определению. Так, например, В.В. Ярков рассматривает нотариальные функции как содержательные характеристики, отражающие основные направления и сущность деятельности органов нотариата в правовой системе России[2]. Е.Б. Тарбагаева полагает, что нотариальные функции - это основные направления деятельности нотариусов, в которых отражаются особенности нотариата как уникального правового института, имеющего специфические задачи и двойственную (частно-публичную) юридическую природу[3]. Г.Г. Черемных утверждает, что функции нотариата представляют собой основные направления его деятельности, отражая особенности нотариата как уникального правового института, имеющего своей задачей защиту субъективных прав граждан и юридических лиц в частноправовой сфере и осуществляющего деятельность на принципе публичности[4].
Исходя из вышеуказанных определений и для наиболее полного понимания характера нотариальных функций, выделяются следующие их признаки:
1) содержание и набор нотариальных функций определяются сущностью нотариальной деятельности и уровнем развития общества;
2) нотариальные функции представляют собой наиболее общие направления воздействия на общественные отношения, способствуют реализации приоритетных задач, стоящих перед нотариатом в определенных исторических условиях;
3) нотариальные функции обладают относительным постоянством и устойчивостью, но при этом подвержены изменению вслед за меняющейся социальной обстановкой;
4) нотариальные функции носят комплексный характер и реализуются посредством взаимодействия всех субъектов нотариального производства;
5) нотариальные функции представляют собой единую взаимосогласованную систему.
Ну а что касается классификации нотариальных функций, то хотелось бы обозначить, что в настоящее время в отечественной юридической литературе также нет целостного подхода к рассматриваемому вопросу. Дискуссии ведутся прежде всего о количестве и содержании нотариальных функций.
Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий. Следовательно, уже на законодательном уровне заложены настоящие основы национальной концепции нотариата преимущественно как правозащитного института. Помимо этого, в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации нотариат характеризуется и как институт гражданского общества. Так, согласно ст. 1 Закона г. Москвы от 19 апреля 2006 г. "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве" столичный нотариат как институт гражданского общества действует в целях защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации[5].
Одним из самых распространенных заблуждений относительно нотариальной деятельности является представление частного нотариуса как лица свободной профессии. О том, что нотариус не работает по соглашению, свидетельствуют следующие положения Гражданского кодекса РФ, Основ и Налогового кодекса РФ: 1) нотариальные действия совершаются от имени РФ в соответствии с законодательством РФ и в отношении неограниченного круга лиц (ст. 1 Основ); 2) конкретные обязанности нотариусов по совершению нотариальных действий либо по отказу в их совершении, охране нотариальной тайны, ведению делопроизводства также установлены законом (ст. 1124, 1125, 1171 ГК РФ, ст. 5, 9, 16, 40 - 48, 50 - 109 Основ); 3) определены размеры тарифов за совершение нотариальных действий (ст. 333.24, 333.25 НК РФ, ст. 22 и 22.1 Основ)[6].