Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии – в конкурентной борьбе предприятия должны прибегать к проверенным в международной практике конкурентным стратегиям. В бизнес-плане должен быть обоснован выбор стратегий.

Производственный план – изложение раздела должно быть простым, без употребления технического жаргона, но все главные компоненты производственной системы должны быть рассмотрены. Помимо технического описания план производства должен включать расчеты издержек производства.

План маркетинга должен завершать характеристику комплекса маркетинга в бизнес-плане. Дается характеристика основных элементов – товаров, цен, распределения, обеспечивающего доведение товара до потребителей и посредников.

Бизнес-план является основой для начала переговоров между инициаторами его реализации и возможными инвесторами и кредиторами.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

2.1 Общие задачи анализа и проблемы бизнес-планирования

Бизнес-план является инструментом привлечения ресурсов, обеспечения инвестиционной привлекательности и средством воздействия на потенциального инвестора.

Задачи анализа при разработке и мониторинге бизнес-плана:

- обосновать и заложить в план контрольные показатели с разбивкой по месяцам, кварталам и годам;

- установить допустимые отклонения, а затем измерять в ходе реализации плана отклонения, получаемые на практике, выявляя недопустимые;

- определять причины серьезных отклонений, превышающих допустимые;

- предлагать меры для исправления положения и ликвидации несоответствий между поставленными целями и достигнутыми результатами.

Перечень разделов бизнес-плана и задачи экономического анализа при его подготовке и мониторинге обобщены в таб. 2.1 (Приложение А).

Подготовка эффективного бизнес-плана начинается с определения вероятных сценариев будущего в макросреде предприятия, в том числе в научно-технической, демографической, социально-экономической средах, в рамках отрасли, региона, а возможно, страны и мира - в зависимости от масштабов и избранного предмета деятельности предприятия (2, с.261).


Сценарии на среднесрочный период требуют использования методов определения положения предприятия в конкурентной среде, основанных на концепциях жизненного цикла, оценке доли рынка, темпов роста продаж, позиций товаров и услуг с точки зрения покупателей; предприятие сопоставляется с основными конкурентами. Кроме того, анализируется положение дел на предприятии, выявляются недостатки финансово-хозяйственной деятельности.

Сценарии на долгосрочный период требуют прогнозирования развития событий в макросреде предприятия. Полноценные собственные прогнозы в этой области под силу только крупным корпорациям, имеющим собственные научные подразделения или организации.

К основным методам, используемым в планировании, могут быть отнесены:

- нормативный – на основе прогрессивных норм использования ресурсов;

- балансовый – включает целенаправленное согласование использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;

- экстраполяции – выявленные в прошлом тенденции развития организации распространяются на будущие периоды;

- интерполяции – организация устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;

- факторный – учет влияния важнейших на изменение плановых показателей;

- матричный – построение моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями их деятельности;

- экономико-математического моделирования – с применением современных средств и методов компьютерного моделирования производственно-хозяйственных процессов (8, с.65).

Также могут использоваться следующие методы планирования:

- планирование «от достигнутого» – используется при сохранении предмета деятельности;

- планирование путем моделирования экономической динамики, применение экспертных методов – используется при переходе на принципиально новые направления деятельности (2, с.264).

Плановые расчеты в бизнес-плане

Непосредственно плановые расчеты начинаются с определения уровня базовых, исходных показателей, которые характеризуют состояние дел на момент подготовки плана. Это особенно важно при использовании метода планирования «от достигнутого», если предприятие сохраняет традиционное направление деятельности.

При определении базовых показателей особое внимание уделяется следующим факторам:

- выявление скрытых мощностей, спорных объектов; точное определение удельных издержек на единицу различных видов продукции;


- выявление всех имеющихся «заделов» – деловых, технических, договорных;

- определение устойчивости исходных данных: определение влияния случайных факторов, временных институциональных преимуществ.

Кроме того, следует отметить, что в условиях рыночной экономки маркетинговый анализ является одним из основополагающих компонентов оптимального и теоретически обоснованного планирования. Выделяют следующие объекты маркетинговых исследований: рынки сбыта, конкуренция, ценообразование, товары. В связи с этим производят следующие аналитические работы:

- исследование состояния рынка;

- изучение потенциальных и уже существующих покупателей;

- анализ рыночной конъюнктуры и конкуренции;

- изучение и анализ рыночных цен;

- анализ технико-экономического потенциала предприятия.

Методы маркетинговых исследований, определяемые объектами маркетингового анализа, включают в себя:

- анализ производственных возможностей предприятия;

- анализ сильных и слабых сторон конкурента;

- анализ цен на рынке.

Таким образом, каждому разделу бизнес-плана соответствуют различные задачи экономического анализа. К основным методам планирования относятся: нормативный, балансовый, экстраполяции, интерполяции, факторный, матричный, экономико-математического моделирования. Также используются метод планирования «от достигнутого» и планирование путем моделирования экономической динамики, применение экспертных методов. Кроме того, маркетинговый анализ является одним из основных компонентов оптимального и теоретически обоснованного планирования.

2.2 Понятие стратегического планирования и анализа

Концепция стратегического планирования – это концепция эффективного управления предприятием, обеспечивающая ему долгосрочное существование в условиях рынка. Она должна служить основой формирования бизнес-планов.

Современная задача стратегического планирования – обеспечить гибкость деятельности предприятия, необходимую для достижения целей в изменяющейся среде.

В рамках стратегического планирования решаются четыре основные задачи:

- распределение ресурсов предприятия, которые ограничены, – таких, как дефицитные кадры (управленческий персонал и специалисты), технологии, производственные фонды, финансовые ресурсы;


- адаптация к внешней среде путем действий стратегического характера, которые используют благоприятные внешние возможности, противостоят опасностям путем выявления адекватных вариантов деятельности, обеспечивающих приспособление к окружающим условиям;

- внутренняя координация стратегической деятельности в целях эффективной интеграции внутри предприятия с учетом сильных и слабых сторон предприятия, обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии;

- формирование стратегической организационной культуры путем развития мышления управленческого персонала и формирования структуры организации, стиля деятельности, нацеленных на постоянные поиски, изменения, усвоение опыта прошлых стратегических решений (2, 265).

Стратегическое планирование реализуется последовательно в первые шесть этапов стратегического управления, замкнутый цикл которого состоит из восьми этапов:

- формулировка миссии предприятия;

- постановка целей;

- оценка и анализ внешней среды;

- управленческое обследование предприятия;

- анализ стратегических альтернатив;

- выбор стратегии;

- реализация стратегии;

- оценка стратегии.

Стратегический анализ подразумевает:

1) Анализ внешней среды – обеспечивает оценку внешних по отношению к предприятию факторов, чтобы определить возможности и угрозы по трем направлениям: изменения, которые могут воздействовать на стратегию; факторы, которые представляют угрозу для текущей стратегии; факторы, которые определяют новые возможности достижения целей предприятия.

В процессе анализа необходимо определить:

- положение предприятия в настоящее время;

- желательное положение предприятия в будущем;

- предложения относительно мер, необходимых для достижения желательного положения предприятия.

2) Управленческое обследование предприятия – это оценка функциональных сфер деятельности предприятия и анализ, направленный на выявление его стратегически сильных и слабых сторон. В простейшем случае обследование включает пять факторов: маркетинг, финансы и бухгалтерский учет, производство, человеческие ресурсы, культура и образ (имидж предприятия).

3) Анализ стратегических альтернатив. С экономической точки зрения руководство предприятия использует четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий. Успешно действующие в условиях рынка предприятия используют сочетание стратегий по отдельным группам товаров и услуг и реализуют стратегию роста.


Стратегический анализ завершается выбором стратегии.

Выбор стратегии

Для выбора стратегии по каждой альтернативе на основе составленных бюджетов необходимо выполнить анализ, позволяющий оценить основные показатели роста, рентабельности, платежеспособности и ликвидности предприятия. Окончательный выбор варианта хозяйственной деятельности осуществляется руководством предприятия, которому необходимо представить некоторое ограниченное число вариантов, наиболее важными из которых являются:

- вариант, обеспечивающий по сравнению с другими вариантами максимальный темп роста при определенном уровне рентабельности продаж и активов, удовлетворительном уровне ликвидности, платежеспособности, эффективности использования активов и рыночной активности;

- вариант, обеспечивающий по сравнению с другими вариантами максимальный объем прибыли при определенных темпах роста и удовлетворительном уровне ликвидности, платежеспособности, эффективности использования активов и рыночной активности.

Таким образом, первый вариант возможен при наличии реальных возможностей эффективного роста с высокими темпами; второй вариант реализуется при необходимости концентрации финансовых ресурсов для проведения мероприятий, которые обеспечат высокие темпы роста в будущем.

Стратегическое планирование – это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и шансами в рыночной среде. Задача стратегического планирования – обеспечить гибкость деятельности предприятия, необходимую для достижения целей в изменяющейся среде. Стратегический анализ включает: анализ внешней среды, управленческое обследование предприятия, анализ стратегических альтернатив. Он завершается выбором стратегии.

2.3 Финансовый план и задачи анализа при бизнес-планировании

Финансовый план – важнейшая часть бизнес-плана, так как он характеризует коммерческие результаты предлагаемого проекта. В состав финансового плана должны входить три главных бюджета предприятия: бюджет прибылей и убытков, бюджет денежных средств и плановый баланс. Финансовый план должен включать все основные предположения о возможных вариантах хозяйственной деятельности и краткий обзор условий, в которых планируется действовать (6, с.77).