Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Понятие Международного валютного фонда
1.2. Формирование и использование ресурсов Международного валютного фонда
2. УЧАСТИЕ РОССИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
2.1. Необходимость участия России в международных финансовых организациях
2.2. Основные виды кредитов, представленных России международными финансовыми организациями
ВВЕДЕНИЕ
Международные валютно-финансовые организации возникли сразу после Второй мировой войны. Международная валютно-финансовая система впервые получила слаженную организационную структуру и соответствующие институты. С точки зрения международно-правового статуса указанные организации рассматриваются как международные правительственные, созданные в рамках Организации Объединенных Наций. Со временем эти организации получили статус надгосударственных, тем самым подавляя инициативу отдельных государств.
Основные задачи международных финансовых организаций (МФО) – координация национальных финансовых рынков, содействие функционированию системы международных валютно-кредитных отношений, регулирование процессов, происходящих на мировом рынке капитальных ресурсов. Вмесите с тем МФО должны рассматриваться как рядовые участники международных валютно-финансовых и кредитных отношений, действующих в обычном режиме финансового рынка.
Целью работы является предоставить структуру, направления деятельности и роль международных финансовых организаций в экономики России.
В соответствии с поставленной целью, формируются следующие задачи:
ознакомится с понятием международных финансовых организаций в системе международных экономических отношений;
определить сущность и основные цели международных финансовых организаций и проследить порядок их образования;
показать взаимоотношения России с основными международными финансовыми организациями;
Глава 1. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Понятие Международного валютного фонда
Международный валютный фонд – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами – членами и оказания финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем представления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд специализированное учреждение ООН – практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла соглашения об МВФ, которые легли в его Устав. Соглашение об МВФ вступило в силу 27 декабря 1945 г.; практическую деятельность фонд начал с 1 марта 1947г., когда была оплачена значительная часть уставного капитала (80%).
В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался:
- в 1969 г. с введением системы СДР;
- в 1976 г. с созданием Ямайской валютной системы;
- в ноябре 1992 г. с включением санкции – приостановки права участвовать в голосовании – по отношению к странам, не погасившим свои долги фонду.
Цели деятельности МВФ:
1. Содействие валютной стабильности.
2. Предотвращение диспропорций в мировой экономике.
3. Поддержание стабильности международной валютной системы.
4. Избежание случаев девальвации валют.
5. Исключение валютных ограничений.
МВФ был создан как акционерная организация. Все важнейшие вопросы решаются на собрании акционеров (участников). Управление в МВФ осуществляется согласно статьям соглашения и Устава. В структуру управления МВФ входят Совет управляющих, Временный комитет, Комитет развития, Исполнительный совет, управляющий, персонал сотрудников.
Соглашение по организации МВФ означало попытку создать комплекс правил и мер обеспечения открытой торговли. В истории международных экономических отношений это был переворот, принципиальная новация: впервые была сформирована организационная структура в таком важном виде деятельности, как валютно-кредитная. Принятые правила были зафиксированы в соглашении, подписанном ведущими мировыми державами.
Совершенно ясно, что в условиях рыночной экономики иной путь стимулирования международной торговли на межнациональном уровне, кроме создания благоприятного и предсказуемого валютного режима и торгового либерализма, просто немыслим. Именно этим обуславливалась ведущая роль МВФ как регулирующей организации, которая координировала валютную политику отдельных стран.
Принципы международных экономических отношений были открыто провозглашены и впервые стали регулируемыми, основанными на международном договоре. Были созданы постоянно действующие органы межнационального характера для контроля за ним. Таким образом, всеми странами признавалась опасность проявления стихийных рыночных сил на мировом рынке и вред, который могут наносить друг другу государства своими несогласованными действиями.
Среди совершенно новых возможностей, которые получили национальные правительства, - это единый источник фактически многосторонней финансовой помощи и поддержки.
Практически МВФ были приданы функции институциональной основы мировой валютной системы, постоянно действующего органа, обеспечивающего консультации и сотрудничество по валютно-финансовым проблемам.
Функции МВФ:
1. Развитие международного сотрудничества.
2. Расширение и рост торговли.
3. Содействие в стабильности валют.
4. Создание многосторонней системы расчетов.
5. Поддержка членов – участниц МВФ.
6.Уменьшение продолжительных нарушений равновесия платежных балансов.
Универсальность МВФ по сравнению с другими организациями определяется те, что он сочетает регулирующие (контролирующие, консультативные) и финансовые функции [9, с.451].
Регулирующая функция МВФ состоит в том, что он осуществляет надзор за политикой стран-членов на ее соответствие обязательствам, которые принимает на себя страна, вступая в Фонд. В соответствии с Уставом в центе внимания МВФ находятся вопросы наблюдения за политикой стран-членов в отношении валютных курсов. С углублением тенденций к становлению глобальной экономики указанная роль возросла. Это связано также и с тем, что после вступления в МВФ бывших социалистических стран эта организация стала подлинно всемирной.
Контроль за политикой стран-членов осуществляется в рамках регулярных, как правило ежегодных двусторонних консультаций персонала МВФ с официальными представителями государств-членов. На этих встречах обсуждению подлежат вопросы экономической политики, в том числе фискальной, валютной и кредитно-денежной, а также рассматривается состояние платежного баланса внешнего долга страны.
Основная финансовая функция МВФ состоит в представлении кредитов на общеэкономическую реструктуризацию. Использование страной-членом фонда ресурсов МВФ возможно лишь на определенных, весьма жестких условиях. Во-первых, страна должна обратиться в Фонд с вескими доказательствами потребности в его ресурсах для финансирования дефицита платежного баланса. Во-вторых, МВФ должен убедиться, что страна, обратившаяся за помощью, сможет выполнить свои обязательства по погашению задолженности перед ним.
Таким образом, главным условием получения ресурсов от МВФ является проведение государством соответствующей экономической политики, которая ставит целью урегулирование проблем платежного баланса и обеспечивает погашение государством задолженности перед фондом в установленный период. В то же время такой порядок придает государству-члену уверенность в том, что в случае выполнения им программы, согласованной с фондом, ему будет гарантировано поступление от фонда.
1.2. Формирование и использование ресурсов Международного валютного фонда
Материальной основой деятельности МВФ является уставной капитал. Уставной капитал фонда сформировался на основе соглашения об образовании МВФ из взносов стран-участниц пропорционально объему ВВП и объему годового экспорта. Основные принципы функционирования уставного капитала были зафиксированы в Уставе. Первоначальная доля (квота) каждой страны в уставном капитале была представлена национальной валютой (75%) и золотом (25%) или СДР в настоящий момент.
СДР были введены в качестве замены твердым конвертируемым валютам. Таким образом в международный оборот введены такие деньги, запас которых можно было пополнять сознательно по мере необходимости. СДР предназначены для урегулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов МВФ. Их появление явилось следствием проблемы международной ликвидности – возможности стран бесперебойно погашать международные денежные обязательства с помощью взаимоприемлемых платежных средств.
Квоты стран – членов МВФ оплачиваются полностью. Размер квоты учитывался в долларах США и определял степень участия той или иной страны в принятии решений и управлении МВФ. Каждая страна получала соответствующее количество голосов при голосовании на ежегодных собраниях (конференциях). Расчет голосов первоначально осуществлялся по формуле: 250 базисных голосов, которые представляются каждой стране – члену МВФ, плюс один голос за каждые 1000 долл. взноса в уставной капитал. Величина квот начиная с 1947 г. пересматривалась 9 раз. Однако в целом позиции основных стран-участниц сохранились. Господствующее положение с самого начала занимали США. Они были фактически учредителем фонда, внеся наибольшую квоту в уставной капитал. Этот факт обусловил и господствующее положение США в принятии решений. 20 наиболее развитых государств мира имели более 56% голосов, в том числе США - 18,2%, Великобритания – 6,5%, Германия – 5,7%, Япония -5,5% и т.д. Пять стран, имеющих наибольшие квоты, имеют постоянных членов Исполнительного совета (США, Германия, Япония, Великобритании, Франция), что фиксирует фактически их главную роль в деятельности фонда.
В 1990-е годы в фонд вступили новые члены, в том числе постсоветские государства, включая Россию (1992). Теперь в МВФ входит 185 государств. Возросли и финансовые ресурсы фонда. Общий капитал, находящийся в его распоряжении, оценивался на начало 2002 г. в 281 млрд. СДР. Он сформирован как от взносов стран-участниц, так и от специальных заимствований, за которыми МВФ периодически обращается к Банку международных расчетов, а также к правительствам отдельных государств (например, Бельгии, Швейцарии, Японии, Саудовской Аравии и др.).
Принятие решений по важным вопросам требует квалифицированного большинства голосов (85%). Это обеспечивает контроль за принятием решений (вплоть до вето) США и странам ЕС.
Изначально кредитная деятельность МВФ формировалась как техническая помощь странам, имеющим проблемы с платежным балансом и удерживающим курс национальной валюты на фиксированном уровне. Основным источником представления кредитов являются средства уставного капитала и мобилизуемые заемные средства.
В уставе фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия:
-сделка (transaction) – представление валютных средств из его ресурсов;
-операция (operatin) – оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.
МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами – казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.
Страна нуждающаяся в иностранной валюте, производит (заимствование), иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в полном смысле слова. На практике в фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы под залог соответствующих сумм неконвертируемых валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в фонде до выкупа их странами – эминтентами этих валют.
МВФ взимает с заемщика разовую комиссию в размере 0,5% суммы сделки и 1% за предоставляемые кредиты. Ставка фонда базируется на рыночных ставках. Страна –заемщик обязана производить выкуп избытка для фонда своей валюты по мере восстановления платежного равновесия. Если находящаяся у фонда национальная валюта покупается другим государством, то это означает погашение задолженности, т.е. в данном случае фонд исполняет клиринговые функции.
В настоящее время в МВФ действуют четыре основные формы доступа к кредитным ресурсам:
- резервная доля;