Файл: Участие РФ в международных финансовых институтах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно выделить несколько причин почему России необходимо сотрудничество с МФО:

- реализация крупных инфраструктурных проектов, обеспечивающих условия для долгосрочного экономического роста;

- поддержка институциональных преобразований в сфере государственного управления;

- поддержка социальной инфраструктуры;

- содействие интеграции России в мировую экономику и использование членства в МФО для продвижения ее геополитических интересов;

- использование международного опыта.

2.2. Основные виды кредитов, представленных России международными финансовыми организациями

Заявка на вступление России в Международный валютный фонд впервые была подана 7 января 1992 г. Она сопровождалась разработкой меморандума об экономической политике Российской Федерации, который охватывал меры по реализации как стабилизационной программы экономики, так и радикальной структурной реформы. Меморандум был направлена рассмотрение руководства МВФ и был им одобрен. 27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России в состав фонда, 22 мая того же года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление о вступлении страны в МВФ. Это означало фактическое появление России как равноправного субъекта международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Договор с МВФ о членстве подтвердил факт того, что Россия уважает и полностью разделяет международные договоренности.

Членство в МВФ ставит перед Россией определенные обязательства и одновременно открывает некоторые возможности. Членство в фонде позволило России брать значительные кредиты в свободно конвертируемой валюте для финансовой поддержке экономической реформы и восстановления равновесия платежного баланса. Первый резервный кредит был представлен России в августе 1992 г. в размере 1 млрд. долл. сроком на 5 лет с отсрочкой выплаты в течение 5 лет и 3 месяцев; второй кредит – в 1993 г. в размере 1,54 млрд. долл. на 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года; в 1994 г. – кредит в размере 1,5 млрд. долл. на 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года; в 1995 г. – кредит в размере 6 млрд. долл. на 5 лет с отсрочкой погашения на 3 года и 3 месяца на каждый отдельный транш.


В настоящее время Россия участвует в различных операциях, предусмотренных Статьями Соглашения МВФ, таких как покупка и продажа СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях» и двусторонних соглашений о заимствованиях, покупка облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и т.д. С марта 2005 года Российская Федерация участвует в плане финансовых операций (ПФО) МВФ. В рамках участия Российской Федерации в ПФО Минфином России перечислено СДР на сумму более 1,2 млрд. долл. США (за период 2005-2008 гг.). В конце 2010 года был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения касаются совершенствования механизмов участия России в деятельности МВФ. В соответствии с данным законом, финансирование операций МВФ будет осуществляться за счет средств золотовалютных резервов Банка России (до этого для указанных целей использовались средства федерального бюджета, в том числе, с 2008 г. – Резервный фонд).

Совет директоров Банка России 20 февраля 2017 г. согласился с пролонгацией Новых соглашений о займах (New arrangements to borrow, NAB) на срок до 22 ноября 2022 г.

В связи с истечением срока действия двусторонних кредитных соглашений, большая часть которых была заключена во второй половине 2012 - начале 2013 гг., МВФ в августе 2016 г. продлил действия программы двусторонних кредитов до конца 2019 г., с возможностью пролонгации до конца 2020 г. В этой связи Совет директоров Банка России 20 февраля 2017 г. принял решение согласиться с заключением нового двустороннего кредитного соглашения на сумму до 10 млрд. долл. США (около 7,37 млрд. СДР). 31 марта 2017 г. Банк России направил официальное письмо на имя К.Лагард, в котором сообщил о принятом решении.

В 2010 г. на Сеульском саммите «Группы двадцати» была инициирована реформа МВФ и международной финансовой архитектуры в целом. Пакет реформ включал следующие важнейшие элементы: удвоение уставного капитала МВФ с перераспределением относительных квот и голосов от развитых стран к развивающимся и государствам с формирующимися рынками, принятие поправки к Уставу МВФ о переходе к полностью выбираемому Совету директоров, а также пересмотр формулы расчета страновых квот. Однако поставленные задачи не могли быть реализованы до последнего времени из-за отказа парламентов ряда стран, в первую очередь США, ратифицировать необходимые документы. В конце декабря 2015 г., после 5-летней «паузы», Конгресс США принял соответствующие бюджетные законопроекты. К настоящему моменту вступило в силу решение об удвоении объемов имеющихся в распоряжении МВФ ресурсов (с 329 млрд.долл. до 659 млрд.долл.), а также пересмотрены квоты для адекватного отражения веса акционеров в управлении МВФ.


После проведения реформы доля стран БРИКС в Фонде увеличилась на 3,46%, до 14,89%, а голосов – до 14,17%, максимально приблизившись к пороговому показателю (15%), когда можно использовать право вето по вопросам, связанным с изменением уставных документов. В то же время следует отметить, что для одобрения программ кредитования стран-членов по-прежнему требуется простое большинство голосов.

В начале сентября 2017 г. Совет директоров МВФ обсудил два взаимосвязанных вопроса, касающихся 15-го пересмотра квот МВФ: о реформе формулы расчета квот стран-членов МВФ и о необходимом и достаточном размере финансовых ресурсов МВФ. Дискуссия показала, что развитые страны фактически стремятся сохранить статус-кво, в то время как развивающиеся государства настаивают на решениях, которые приведут к увеличению размера капитала МВФ и перераспределению квот в пользу недопредставленных стран, прежде всего Китая и Индии. По мнению развивающихся стран, нынешняя квотная формула неудовлетворительна и должна быть существенно пересмотрена, особая роль при расчете квоты должна отводиться показателю ВВП, особенно ВВП по паритету покупательной способности, при этом указывается необходимость уменьшения относительного веса openness, и отказа от variability.

Российская Федерация вступила в Группу Всемирного банка 16 июня 1992 года, став соответственно членом входящих в его структуру Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Международной ассоциации развития (МАР) и Международного агентства по инвестиционным гарантиям (МАГИ). Доля нашей страны в капитале этих организаций - порядка 3% (так, например, в МБРР она составляет 2,98% (в 2014 г. Россия оформила дополнительную подписку на 6651 акцию в рамках выборочного пополнения капитала и на 14023 акции в рамках общего пополнения капитала на сумму 150 млн. долларов), в МФК – 4,1% (владеет акциями на 102,8 млн. долларов), в МАГИ – 3,13%). В настоящее время Россия перешла из категории заемщиков Всемирного банка в категорию его партнеров как по вопросам социально-экономического развития России, так и в решении мировых проблем борьбы с бедностью, списания задолженности беднейших стран и защиты окружающей среды.

Управляющим от Российской Федерации во Всемирном банке является Министр экономического развития М.С.Орешкин. Исполнительный директор от России в МБРР и МАГИ – А.С.Лушин.

Российская Федерация начала привлекать финансовые ресурсы МБРР с 1992 г. За это время Банк одобрил предоставление России заемных средств на финансирование более 118 проектов в различных отраслях на общую сумму свыше 19,3 млрд. долл.


20 декабря 2011 года Советом директоров Банка была одобрена Стратегия сотрудничества (Country Partnership Strategy, CPS) Банка с Россией на 2012-2016 финансовые годы (финансовый год Банка начинается 1 июля предшествующего календарного года). Приоритеты стратегии были согласованы с Правительством Российской Федерации. Они включали решение задач развития страны, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, а также повышение международной роли России в области регионального и глобального развития. Индикативный объем кредитования России со стороны Банка на срок действия стратегии определен на уровне 5 млрд. долл.

В 2011-2012 гг. Всемирный банк приступил к финансированию трёх совместных проектов – по сохранению и использованию культурного наследия России с Администрацией Новгородской области (100 млн. долл. сроком на 17 лет с отсрочкой выплат на 6 лет), по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации (сумма обязательств – 25 млн. долл.) и по реформированию лесоуправления и мерам по борьбе с лесными пожарами в России (сумма обязательств – 40 млн. долл.). В 2013-2014 гг. началось финансирование проектов: «Содействие раскрытию потенциала молодежи Северного Кавказа» (сумма обязательств – 1 млн. долл.), «Модернизация технического перевооружения учреждений и организаций (РОСГИДРОМЕТ‑2)» (сумма обязательств – 60 млн. долл.), «Развитие микрофинансирования» (сумма обязательств - 20 млн. долл.), «Содействие совершенствованию системы государственных финансов Российской Федерации» (сумма обязательств – 50 млн. долл.).

С июля 2014 г. Россия не получает нового финансирования со стороны Всемирного банка в связи с санкциями, наложенными странами «Группы семи».

В настоящее время в портфеле действующих проектов Российской Федерации находятся лишь 6 проектов на общую сумму заимствований в 435 млн. долл. США. В то же время на данный момент Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации в ВБ состоит из 16 проектов на общую сумму около 2 млрд. долл. США.

Из 10 новых, но пока не профинансированных проектов, в высокой степени готовности (проведены официальные переговоры/технические консультации между Российской Федерацией и МБРР, получено одобрение Правительства Российской Федерации результатов переговоров по проектам) находятся 6 проектов Российской Федерации: «Инновационное развитие дошкольного образования в Республике Саха (Якутия)» (заем со стороны Банка - 117,7 млн. долл. США), «Развитие единой государственной системы экологического мониторинга» (50 млн. долл.), «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов» (330 млн. долл.), «Вовлечение в регулярные занятия физкультурой и спортом социально-незащищенных слоев населения» (70 млн. долл.), «Дополнительное финансирование проекта «Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга» (200 млн. долл.) и «Программа по совершенствованию городских транспортных систем в Российской Федерации» (117,5 млн. долл.).


Следующим этапом, предусмотренным проектным циклом МБРР, необходимым для запуска указанных проектов, должно было стать их рассмотрение и одобрение на Совете директоров Банка.

Планировалось, что данное рассмотрение состоится не позднее сентября 2014 г. Однако до настоящего времени проекты не были вынесены на Совет в связи с объявленной позицией стран «Группы семи» не поддерживать деятельность Банка в России в связи с ситуацией вокруг Украины.

Работа по еще трем проектом, находившимся на начальной стадии готовности, была полностью приостановлена: «Содействие созданию и развитию ОЭЗ в Российской Федерации» (планировавшийся заем в Банке на сумму 132 млн. долл. США), «Финансирование инфраструктурных проектов в России через Внешэкономбанк» (300 млн. долл.) и «Финансирование энергоэффективных проектов в России через Внешэкономбанк» (500 млн. долл.).

Тем не менее, к настоящему времени накоплен богатый опыт оказания Всемирным банком технического содействия России в сферах энергоэффективности, развития государственно-частного партнерства, в области занятости, в вопросах антикризисной политики и т.д. Всего с 1992 г. было осуществлено более 40 крупных проектов технического содействия, а число конечных его получателей – предприятий и организаций – превысило
9 тыс.

Россия поддерживает диалог и с другими членами группы Всемирного банка – МФК, МАГИ и МАР, которые ориентированы на развитие частного сектора и осуществляют свои операции без предоставления суверенных гарантий. До недавнего времени Россия являлась одним из крупнейших клиентов указанных институтов.

В октябре 2017 г. Всемирный банк опубликовал рейтинг комфортности ведения бизнеса – Doing Business 2018, который рассчитывается на основе одиннадцати показателей (простота регистрации предприятий, получения разрешения на строительство и подключения к электросетям, оформление кредитов, защита прав миноритарных инвесторов и т.д.). За год Россия поднялась в нем с 40 места до 35-й позиции из 190. Стоит отметить, что Россия в упомянутом рейтинге опережает страны БРИКС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отличительной особенностью мирохозяйственных связей XX - XXIвв является интенсивное развитие международных экономических отношений. Происходит глобализация финансовых рынков, расширение экономических отношений между странами, интернационализация финансово-экономических связей и увеличение открытости национальных экономик. И Россия также как и многие государства вовлечена в этот процесс.