Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты формирования и использования основных фондов
1.1 Понятие, классификация и оценка основных фондов
1.2 Показатели использования основных фондов
1.3 Амортизация основных фондов
2. Анализ формирования и использования основных фондов в магазине
2.1 Общая характеристика магазина «Пятёрочка»
При производственном способе сумма амортизационных отчислений зависит от объема продукции, произведенной на амортизируемом объекте.
В России для целей налогового учета используется только два метода начисления амортизации: линейный (соответствует равномерному способу) и нелинейный (соответствует ускоренному способу). При этом нелинейный способ нельзя использовать для объектов, входящих в восьмую, девятую и десятую амортизационные группы. Для целей бухгалтерского учета в России используется четыре способа начисления амортизации по объектам основных средств: линейный (аналогичен линейному для целей налогового учета); способ уменьшения остатка; способ списания стоимости пропорционально сумме чисел лет срока полезного использования (способ суммы чисел); способ списания стоимости пропорционально объему продукции (производственный способ).
При линейном методе сумма амортизационных отчислений по всем месяцам эксплуатации объекта одинакова.
Расчет месячной суммы амортизации основных фондов линейным методом производится по формуле:
(1.17)
где А – сумма амортизационных отчислений, р.;
Фп – первоначальная стоимость объекта, р.;
На – норма амортизации, %.
Если проведена переоценка основных фондов, амортизационные отчисления рассчитываются исходя из восстановительной стоимости. Расчет амортизации по группе основных фондов может осуществляться исходя из среднегодовой стоимости.
Предприятия самостоятельно рассчитывают нормы амортизации исходя из срока полезного использования основных фондов.
Норма амортизации по каждому объекту определяется по формуле
(1.18)
где Тп – срок полезного использования объекта, выраженный в месяцах.
Фактически норма амортизации отражает годовую величину износа основных средств, выраженную в процентах.
При способе уменьшаемого остатка и способе суммы чисел годовые суммы амортизационных отчислений постепенно уменьшаются в течение срока полезного использования основных фондов.
Сумма амортизационных отчислений, начисляемых способом уменьшения остатков, рассчитывается по формуле
(1.19)
где At – месячная сумма амортизации в t-м месяце, р.;
Фоt – остаточная стоимость основных фондов на начало t-го месяца, р.
Месячная норма амортизации при способе уменьшения остатков определяется по формуле
(1.20)
где Тп- срок полезного использования объекта, выраженный в месяцах.
При способе списания пропорционально сумме чисел лет полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений начисляется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.
Сумма амортизации способом суммы чисел рассчитывается по формуле
(1.21)
где At-сумма амортизации в t-м году, р;
Фп- первоначальная стоимость основных фондов, р.;
Наt- норма амортизации в t-м году, %
При производственном способе сумма амортизационных отчислений рассчитывается по формуле
(1.22)
где At- годовая сумма амортизации в t-ом году, р.;
Vt- объем продукции, произведенный в t-ом году, шт;
V- предполагаемый объем продукции за весь срок полезного использования объекта основных средств, шт.[7].
2. Анализ формирования и использования основных фондов в магазине
2.1 Общая характеристика магазина «Пятёрочка»
Объектом данного анализа является торговое предприятие "Пятерочка". Магазин находится в г. Пермь, ул. Чкалова,
В "Пятерочке" все продумано для быстроты и удобства совершения покупок. Магазины отличаются рационально подобранным ассортиментом, низкими ценами. Покупателей обслуживает приветливый, обученный персонал. "Пятерочка" радует покупателей ежедневными интересными акциями "Promo Preţ". В какое время бы вы ни зашли в магазин, вы найдете ряд самых нужных товаров по сниженным ценам. К каждому магазину легко добраться и на автомобиле. Предусмотрены бесплатные парковки.
Основные принципы магазина: Гарантированное качество товаров; Приемлемые цены; Высокий уровень обслуживания; Удобное расположение магазинов; Самые интересные акции.
«Пятерочка» основана в январе 1999г. К началу 2000г. компания насчитывала 17 магазинов с оборотом в $35 млн.
В течение 2000г. в три раза увеличила годовой оборот и стала победителем общенационального рейтинга «Топ-200 российской розничной торговли» в номинации «Лучшая торговая сеть Северо-Запада». В июле 2001г. «Пятерочка» открыла первый универсам экономического класса в Москве. По итогам 2001г. оборот «Пятерочки» составил $212 млн., а количество покупателей превысило 100 миллионов. В этом же году «Пятерочка» приступила к строительству самого крупного на Северо-западе офисно-логистического центра, это позволило более чем на 30% снизить логистические издержки, в 2 раза уменьшить объем используемых площадей.
По результатам 2002г. «Пятерочка» осталась признанным лидером среди розничных сетей России. На конце 2002г. количество дискаунтеров составило 142. В 2002г. компания удвоила торговый оборот с $212 млн. до $430 млн.
В 2003г. «Пятерочка» существенно увеличила скорость роста своей сети магазинов. В 2003г. сеть увеличилась до 260 универсамов. Оборот «Пятерочки» в 2003г. превысил $933 млн. Это самый высокий показатель как среди компаний розничной, так и оптовой торговли продуктами питания и повседневного спроса в России. Прирост оборота составил более $400 млн. В 2003г. в универсамах «Пятерочка» было совершено 300 миллионов покупок. Это равносильно тому, что каждый житель России был покупателем «Пятерочки» дважды.
Оборот компании в 2004г. достиг $1,59 млрд. Количество магазинов в 2004г. достигло 440 объектов. На конец 2004г. «Пятерочка» работала в 12 регионах России, а также в Казахстане и Украине.
По итогам работы 2004г. один из самых авторитетных профессиональных журналов о рознице — «RETAIL WORLD» поставил российскую сеть «Пятерочка» на 8 место в мире среди наиболее перспективных компаний.
В мае 2005г. «Пятерочка» успешно разместила акции на Лондонской Фондовой бирже и привлекла около $600 млн., которые направлены на дальнейшее развитие сети. Консолидированный оборот Компании (включая франчайзинг) за 2005г. составил $2,084 млрд. — это лучший показатель среди продуктовых ритейлеров России. Количество покупателей магазинов «Пятерочка» превысило 200 млн. человек. В 2005г. Компания совершила первые поглощения: была приобретена сеть «Копейка» (18 магазинов ) в Санкт-Петербурге и компания СРТ (25 магазинов).
В 2006г. «Пятерочка» вышла на новый этап развития и становится консолидирующей силой ритейл-индустрии России. В мае 2006г. совершена уникальная сделка по покупке «Пятерочкой» крупнейшей в России сети супермаркетов — компании «Перекресток», с оборотом более $1 млрд.
Объединение сетей «Пятерочка» и «Перекресток» в мае 2006г. привело к созданию компании X5 Retail Group — абсолютного лидера отрасли по объему продаж.
X5 Retail Group N.V. (LSE: FIVE, Moody's - "B1", S&P - "BB-") - крупнейшая в России по объемам продаж розничная компания. Работает под брендами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель».
На 30 сентября 2010г. под управлением Компании находилось 1 630 магазинов с расположением в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах европейской части России, на Урале и на Украине. Мультиформатная сеть компании включает в себя 1 232 магазина «Пятерочка» формата «мягкий дискаунтер», 289 супермаркетов «Перекресток», 65 гипермаркетов «Карусель», а также 44 магазина «у дома».
На 30 сентября 2010г. число франчайзинговых магазинов на территории России составляло 632.
Акционерами X5 являются Альфа-групп – 47.9%, основатели «Пятерочки» - 23.1%, менеджмент Компании – 1.9%, казначейские ГДР (Treasury Stock) – 0.1%; в свободном обращении находятся 27.0% акций в форме ГДР (тикер на Лондонской фондовой бирже: “FIVE”) [8].
Бухгалтерский учет в исследуемом супермаркете представляет собой упорядоченную систему сбора информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учет движения имущества и обязательств ведется с применением рабочего Плана счетов, форм бухгалтерской отчетности, методов оценки имущества и обязательств, форм отчетности.
2.2 Анализ использования основных фондов
Одним из важнейших факторов увеличения объема реализации товаров в торговле является обеспеченность торговой организации основными средствами в необходимом количестве, ассортименте и повышение эффективности их использования.
Анализ основных средств проводится с целью планирования и прогнозирования товарооборота, численности персонала и других важных экономических показателей.
Задачами анализа состояния и эффективности использования основных средств в торговле являются:
- установление обеспеченности торговой организации и ее структурных подразделений основными средствами;
- оценка выполнения плана ввода в эксплуатацию, обновления и выбытия основных средств;
- изучение технического состояния основных средств и их активной части - торгового оборудования;
- определение эффективности использования основных фондов и факторный анализ этих показателей;
- выяснение эффективности использования торгового оборудования по времени и мощности;
- определение влияния использования основных средств на объем розничного товарооборота;
- выявление резервов роста фондоотдачи, увеличения объема розничного товарооборота и прибыли за счет более эффективного использования основных средств.
Объектами анализа являются следующие показатели: состав и структура основных средств; состояние основных средств; эффективность использования основных средств.
Анализ основных средств магазина «Пятёрочка» начнём с рассмотрения их состава и структуры. На основании данных, содержащихся в бухгалтерском балансе формы 1 и приложении к бухгалтерскому балансу формы 5, изучим состав и структуру основных производственных фондов исследуемой торговой организации (таблица 1).
Таблица 1. Информация о динамике основных средств торговой организации за 2010г. (млн.руб.)
Вид основных средств |
Остаток на начало года |
Поступило за год |
Выбыло за год |
Остаток на конец года |
Наличие основных средств на конец года в процентах к началу года |
сумма |
сумма (гр.2 + гр.4-гр.5) удель-ный вес, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Здания и сооружения |
154,0 |
6,40 |
229,0 |
- |
383,0 |
13,30 |
248,70 |
Передаточные устройства |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Машины и оборудование |
1 728,00 |
71,90 |
242,00 |
23,00 |
1 947,0 |
67,90 |
112,70 |
Транспортные средства |
71,00 |
3,00 |
5,00 |
0,00 |
76,00 |
2,60 |
107,00 |
Вычислительная техника и оргтехника |
162,00 |
6,70 |
39,00 |
72,00 |
129,00 |
4,50 |
79,60 |
Другие виды основных средств |
287.00 |
11,90 |
47,00 |
0,00 |
334,00 |
11,60 |
116,40 |
Всего |
2 402,00 |
100,00 |
562,00 |
95,00 |
2 869,00 |
100,00 |
119,40 |
В т.ч. производственные основные средства |
2 402,00 |
100,00 |
Х |
Х |
2 869,00 |
100,00 |
119,40 |
Износ всех основных средств |
1 839,00 |
76,60 |
Х |
Х |
2 327,00 |
81,10 |
126,50 |
Остаточная стоимость всех основных средств |
563,00 |
23,40 |
Х |
Х |
542,00 |
18,90 |
96,30 |