Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Возбуждение дел о несостоятельности (банкротстве)).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие несостоятельности (банкротства) юридического лица
1.1 Понятие несостоятельности (банкротства)
1.2 Условия признания юридического лица несостоятельным (банкротом)
Глава 2. Особенности возбуждения и рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)
2.1 Возбуждение дел о несостоятельности (банкротстве)
Деятельность управляющего происходит в двух основных направлениях: во-первых, это контроль над действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных либо ликвидационных процедур. В процессе наблюдения проводится анализ финансового состояния должника, определяется стоимость его имущества, осуществляется инвентаризация, выявляются кредиторы. На стадии наблюдения временный управляющий проводит первое собрание кредиторов, которому докладывает результаты финансового анализа и предложения о дальнейшей судьбе должника.
Процессуально-правовое завершение процедуры наблюдения определяется законодателем ст. 75 закона о банкротстве «окончание наблюдения», путем принятия арбитражным судом определения или решения по результатам наблюдения. Суд принимает один из следующих документов:
- решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
- определение о введении внешнего управления;
- определение о введении финансового оздоровления;
- определение об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве.
Таким образом, процедура наблюдения призвана обеспечить интересы, как кредиторов, так и должника путем предотвращения возможных конфликтов. С момента принятия одного из названных выше судебных актов период наблюдения считается завершенным.
Финансовое оздоровление и внешнее управление
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения. Внешнее управление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Эти процедуры банкротства относятся к реабилитационным, поскольку направлены на сохранение должника в качестве участника экономических отношений. Проанализировав действующее законодательство и практику его применения я обратила внимание, что механизм осуществления этих процедур во много схож, а роль арбитражного суда при их проведении достаточно тождественна, поэтому их можно рассмотреть в совокупности.
Можно выделить ряд положений, являющихся общими для обеих процедур:
- применяются только в отношении должника - юридического лица;
-решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления или внешнего управления принимается на общем собрании кредиторов. Отступление от общего правила, возможно, только в случаях прямо предусмотренных законом о банкротстве;
-в целях успешного проведения реабилитационных процедур законодательство в качестве последствий их введения предусматривает создание для должника льготных правовых условий;
- обе процедуры вводятся на основании определения арбитражного суда, при наличии, в большинстве случаев, соответствующего ходатайства собрания кредиторов.
Различия между этими процедурами в основном в экономических методах восстановления платежеспособности. С экономической точки зрения финансовое оздоровление представляет собой не что иное, как предоставление должнику рассрочки погашения долга под гарантией (обеспечение собственным имуществом) участников, собственников имущества унитарного предприятия или третьих лиц.
Руководство организацией в ходе осуществления финансового оздоровления продолжают осуществлять ее органы управления, но в качестве лица, контролирующего соблюдение должником графика погашения задолженности, арбитражным судом утверждается административный управляющий. Соответственно, основной задачей административного управляющего является осуществление контроля за ходом процедуры с целью исключения нарушения прав кредиторов.
Для успешного выполнения плана финансового оздоровления должнику предоставляются следующие правовые льготы: погашение долгов перед кредиторами производится только в соответствии с планом финансового оздоровления и графиком погашения задолженности, отменяются меры по обеспечению требований кредиторов и по обеспечению исков, принятые ранее, приостанавливается исполнение исполнительных документов, не начисляются неустойки, проценты и т.д. Но, поскольку финансовое оздоровление производится должником самостоятельно, одновременно с целью обеспечения прав кредиторов существенно ограничивается дееспособность должника и, соответственно, полномочия его органов управления.
Основным содержанием внешнего управления является применение к должнику экономических методов восстановления платежеспособности (перепрофилирование производств, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности и др.). Роль арбитражного суда также заключается в совмещении им контрольно-надзорных функций (за исполнением судебного акта арбитражным управляющим) и судебных функций (по результатам судебных разбирательств по спорным вопросам, возникающим в ходе осуществления реорганизационных процедур, суд, принимая судебные акты, разрешает конфликт, и контролирует ход процедуры).
Стоит также обратить внимание, на изменения в статье 100 закона, согласно которой, кредитор, предъявивший свои требования, обязан возместить внешнему управляющему расходы на уведомление кредиторов о предъявлении таких требований. В связи с этим арбитражный управляющий обязан сообщать по требованию лиц, желающих заявить свои требования, примерную сумму расходов на уведомление кредиторов о предъявлении требований и реквизиты банковского счета арбитражного управляющего, необходимые для оплаты этих расходов.
По итогам финансового оздоровления суд принимает один из судебных актов:
- определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
- определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случаи отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
Окончание процедуры внешнего управления - это либо переход к расчетам с кредиторами (после накопления достаточных денежных средств или получения их от учредителей или третьих лиц), либо признание должника банкротом и открытие конкурсного производства.
Конкурсное производство
Конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Это главная процедура банкротства, большинство дел о банкротстве оканчиваются проведением именно этой процедурой, поскольку состояние банкротства или несостоятельности, характерно для большинства лиц, в отношении которых возбуждается дело о банкротстве. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Суд утверждает конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.
Основной задачей конкурсного производства является осуществление расчетов с кредиторами на справедливой и пропорциональной основе. Основная задача конкурсного производства выполняется путем аккумулирования имущества должника в так называемую конкурсную массу и ее реализации, за счет вырученных средств и расчетов с кредиторами. Следствием конкурсного производства является выведение должника из экономического оборота: юридического лица - навсегда, поскольку завершение конкурсного производства влечет его ликвидацию. Поскольку основной задачей конкурсного производства является производство расчетов с кредиторами путем реализации имущества должника, эта процедура более других схожа с исполнительным производством, осуществляемым по делам искового производства. Роль арбитражного суда носит контрольно-надзорный характер и в то же время продолжает осуществлять судебные функции (разрешает споры и конфликты).
Открытие конкурсного производства происходит на основании решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев и может продлятся по ходатайству лиц участвующих в деле определением суда. Утверждение конкурсного управляющего, а также освобождение (отстранение) его от исполнения обязанностей является прерогативой арбитражного суда. При появлении достаточных оснований полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, арбитражный суд может принять определение о прекращении конкурсного производства и о переходе к внешнему управлению в отношении должника. При возникновении разногласий между конкурсным управляющим и органами местного самоуправления по поводу имущества должника, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами, арбитражный суд, по заявлению конкурсного управляющего, решает этот спор и выносит определение, в котором определяются условия передачи имущества органу местного самоуправления. Арбитражный суд рассматривает отчет конкурсного управляющего и решает вопрос о возможности завершения конкурсного производства. Арбитражный суд рассматривает жалобы кредиторов на действия (бездействие) конкурсного управляющего, а также заявления (ходатайства) кредиторов или конкурсного управляющего по вопросам, возникшим входе конкурсного производства. Конкурсный управляющий по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты получения определения суда о завершении конкурсного производства должен представить данное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Таким образом, конкурсное производство - процедура банкротства абсолютно неплатежеспособного должника, осуществляемая назначаемым арбитражным судом конкурсным управляющим под контролем арбитражного суда и кредиторов, основной целью которого является производство расчетов с кредиторами путем реализации имущества должника и направленная на выведение должника из экономического оборота.
Мировое соглашение
Это процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Мировое соглашение, заключаемое в деле о банкротстве, имеет двойственную правовую природу. С одной стороны, оно представляет собой гражданско-правовую сделку, договор, заключаемый между основными участниками процесса. Причем это такой договор, который приобретает силу только после утверждения его судом. С другой стороны, мировое соглашение - это процедура банкротства: несмотря на то, что основным последствием его утверждения является прекращение производства по делу о банкротстве (п.1 ст. 159 Закона), рассмотрение дела не может считаться завершенным до полного исполнения должником условий мирового соглашения. Указанные черты правовой природы мирового соглашения, заключаемого в деле о банкротстве, определяют и его особенности, которые можно подразделить на три группы: материально-правовые, процессуально-правовые и процедурные (как процедуры банкротства).
Рассмотрим материально-правовые особенности. Решение о заключение мирового соглашения со стороны должника принимается руководителем должника – юридического лица. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов, принятым большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, при условии, что за заключение мирового соглашения проголосовали все кредиторы, обязательства перед которыми обеспечены залогом имущества должника (п. 2 ст. 150 Закона).
Мировое соглашение заключается в письменной форме, подписывается со стороны должника - только им самим (от имени юридического лица - руководителем, внешним или конкурсным управляющим), со стороны кредиторов - уполномоченным лицом собранием кредиторов. Помимо должника и кредиторов участниками мирового соглашения могут быть третьи лица, если они принимают на себя исполнение каких-либо обязательств должника.
Мировое соглашение может быть расторгнуто либо по соглашению между всеми голосовавшими за его заключение кредиторами и должником, либо арбитражным судом по требованию кредиторов, обладающих требованиями к должнику в размере не меньшем чем одна четвертая требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
К процессуально-правовым особенностям можно отнести, процедуру заключения мирового соглашения. Мировое соглашение может быть заключено и утверждено судом на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. Оно вступает в силу только после утверждения его арбитражным судом. Мировое соглашение может быть утверждено судом только при условии погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Определение об утверждении мирового соглашения вступает в силу с момента принятия. Мировое соглашение утверждается в отдельном заседании арбитражного суда, которое проводится по правилам, установленным АПК, с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле о банкротстве, о времени и месте судебного разбирательства. Последствием утверждения арбитражным судом мирового соглашения является прекращение производства по делу.
Мировое соглашение как процедура банкротства является одновременно гражданско-правовой сделкой и процедурой банкротства, т.е. одним из способов реализации механизма банкротства. После утверждения судом мирового соглашения полностью восстанавливается дееспособность должника: полномочия арбитражного управляющего прекращаются. В ходе осуществления этой процедуры прекращаются какие-либо процессуальные действия и контроль за должником со стороны арбитражного суда, управление делами осуществляют органы юридического лица в соответствии с Уставом, должник вправе совершать любые сделки, в том числе направленные на отчуждение имущества, без ограничений. Основным содержанием мирового соглашения как процедуры банкротства является исполнение должником условий соглашения в порядке и сроки, которые им установлены. Мировое соглашение как процедура банкротства заканчивается в момент полного исполнения должником условий мирового соглашения. В случае расторжения мирового соглашения в отношении всех кредиторов, голосовавших за его заключение, определением арбитражного суда (ст.166 Закона) производство по делу о банкротстве возобновляется, в отношении должника вводится та процедура банкротства, в ходе осуществления которой было заключено мировое соглашение.