Файл: Трудовые конфликты в организации: типовые причины и методы профилактики (Анализ управления конфликтами в ООО «Прайд»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Основы управления конфликтами в организации. Последствия организационных конфликтов

1 .1 Понятие и структура конфликта

1.2 Конфликт в организации: понятие, типология, динамика, последствия и функции

1.3. Методика управления конфликтами в организации

1.4. Управление конфликтами

Способы преодоления конфликта

Обобщая все вышесказанное в данном параграфе работы, можно заключить, что управление конфликтами в организации – достаточно сложный процесс, специфика которого определяется природой и источниками возникновения конфликтного противоречия. При этом особое значение приобретают вопросы, связанные с выбором стратегий и методов разрешения конфликта, от которых во многом зависит эффективность действий по урегулированию конфликта и возможность реализации интересов его участников.

Глава 2. Анализ управления конфликтами в ООО «Прайд»

2.1 Общая характеристика ООО «Прайд»

2.2 Исследование конфликтных ситуаций в ООО «Прайд»

2.3 Рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в ООО «Прайд»

Заключение

Список использованных источников

 Среда конфликта

Уровень социальной системы

Природа составляющих компонентов

микросреда

макросреда

физическая

Общественно-психологическая

социальная

Рисунок 1 - Среда конфликта*

*рисунок выполнен по материалам источников [9], [16]

Как видно из рисунка 1, в зависимости от природы компонентов, составляющих среду конфликта, выделяют физическую, общественно – психологическую и социальную среду.

На микроуровне физическая среда может объединять совокупность таких внешних условий, как уровень оснащенности, освещенности и шума на рабочем месте. На макроуровне физическая среда включает различные географические, климатические, экологические условия, которые могут оказывать значительное влияние на появление и развитие конфликта.

Общественно-психологическая среда может рассматриваться как совокупность различных настроений и мнений, чувств, переживаний участников конфликта. В рамках организации на микроуровне общественно-психологическая среда характеризуется психологическим климатом в коллективе, а на макроуровне определяется преобладающими в обществе настроениями, чувствами и эмоциями. Очевидно, что неблагоприятный психологический климат, пессимистические настроения людей, составляющих отдельные социальные группы и общество в целом, способствуют развитию конфликтного поведения. Напротив, благоприятный психологический климат и мажорная настроенность членов социальных групп будет способствовать быстрому и легкому разрешению конфликта.

Социальная среда включает в себя ту совокупность общественных условий, в рамках которых возникает и развивается конфликт. На макроуровне основными характеристиками социальной среды являются тип цивилизации, общественно-экономические условия жизни и социально-политическое устройство общества. Основным фактором социальной среды конфликта является так же окружающая отдельного индивида социокультурная реальность, которая, наряду с вышерассмотренными факторами, действующими на макроуровне, оказывает значительное влияние на возникновение, динамику и разрешение конфликта.

Как отмечалось ранее, в структуре конфликта выделяют личностные элементы, определяющие специфику конфликтного поведения. К личностным элементам конфликта относятся психологические характеристики личности, включающие себя ценностные ориентации, цели, мотивы интересы и потребности. Более подробно вышеуказанные характеристики рассмотрены в Приложении Б.


В составе личностных элементов конфликта особую значимость приобретают психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в особенностях темперамента, различных чертах характера личности, ее самооценке. В связи с этим выделяют две основные психологические оси личности (рисунок 2).

экстраверсия интроверсия

психологические

особенности

личности

эмоциональная эмоциональная

неустойчивость стабильность

Рисунок 2 - Психологические оси личности*

*рисунок выполнен по материалам источника [9]

Доминирование той или иной характеристики, составляющей психологическую ось личности, определяет типы личности, описание которых представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Типы личности с учетом их психофизиологических свойств*

Тип личности

Отличительные черты и особенности

Экстраверты

Требуют постоянной стимуляции со стороны внешней среды; склонны к рискам и переменам; отличаются общительностью, раскованностью, вспыльчивостью

Интроверты

Живут своим внутренним миром; замкнуты, медлительны, серьезны, малообщительны

Эмоционально неустойчивые личности

Находятся в постоянном эмоциональном напряжении; отличаются повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам

Эмоционально стабильные личности

Отличаются высокой эмоциональной уравновешенностью, негибкостью характера, неспособностью сопереживать другим людям.

*таблица выполнена по материалам источников [16],[22]

Крайние формы проявления вышерассмотренных качеств встречаются достаточно редко, однако, в зависимости от степени их проявления выделяют четыре основных типа характера личности, особенности которых рассмотрены в таблице 2.

Таблица 2 – Основные типы характера личности*

Тип характера личности

Отличительные особенности

Меланхолик

Сочетает черты интроверта и эмоциональной неустойчивости; характерны замкнутость, пессимизм, неуравновешенность, тревожность, насторожен в общении с новыми людьми

Холерик

Сочетает черты экстраверта и эмоциональной нестабильности; характерны обидчивость, возбудимость, импульсивность, активность, несдержанность; в общении вспыльчив и нетерпелив; легко восприимчив к новшествам

Сангвиник

Сочетает свойства экстраверта и эмоциональной стабильности; характерны общительность, стабильность, доступность, инициативность, работоспособность, оптимистичность; в общении поверхностны в восприятии людей и явлений

Флегматик

Сочетает свойства интроверта и эмоциональной стабильности; характерны старательность, вдумчивость, сдержанность, уравновешенность, спокойствие; в общении надежны и не склонны к перемене окружения


*таблица выполнена по материалам источника [16]

Особо важным личностным элементом, выделяемом в структуре конфликта, является та к называемая акцентуация характера, или, иными словами, определенное направление характера, определяющее степень конфликтности личности. Типы акцентуированных личностей можно разделить на две группы: акцентуации характера и акцентуации темперамента. Каждая из вышеуказанных групп включает

различные типы конфликтных личностей, подробная характеристика которых представлена в Приложении В. К личностным элементам конфликта относят так же типы личности, характеризующие ее индивидуальность. В зависимости от различий в ценностных установках можно выделить шесть типов личности, описание которых представлено в таблице 3.

Анализируя личностные элементы структуры конфликта необходимо остановиться так же на различиях в этических ценностях людей, которые, являясь одним из регуляторов человеческих отношений, отражают представления о добре и зле, справедливости, правильности человеческих поступков.

Таблица 3 – Идеальные типы личности в зависимости от различий в их ценностных установках*

Тип личности

Поведенческие характеристики

Теоретический человек

Достаточно сложные натуры, практическое поведение которых определяется, главным образом, системой и логикой

Экономический человек

Личность, основным мотивом поведения которой является не деятельность, как таковая, а ее полезность

Эстетический человек

Личность ,живущая в мире фантазий, через которые она воспринимает окружающую действительность, обладает способностью предвидения и высокоразвитой интуицией

Социальный человек

Личность, поведение которой основано на социальных установках и потребности самоотречения ради другого

Политический человек

Личность, стремящаяся к самоутверждению и обладанию властью, навязывающая свои ценностные ориентации другим

Религиозный человек

Личность, духовная структура которой постоянно направлена на достижение высшего переживания религиозных ценностей

*таблица выполнена по материалам источников [16], [22]

Личностные элементы конфликта включают в себя так же неадекватные оценки и восприятие человеком как самого себя, так и других людей. Необходимость учета данного фактора в структуре конфликта неслучайна, поскольку занижение или завышение качеств других людей или своих собственных может порождать различные противоречия и конфликты.


Потребности

Объект удовлетворения потребности

Тип конфликта

Материальные

Ресурсы

Ресурсный конфликт

Социальные

Статус в группе, роль в межличностных отношениях

Статусно- ролевой конфликт

Духовные

Идея, норма, принцип

Конфликт идей, норм, принципов

Рисунок 3 - Классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия [2, с. 98]

Для понимания сущности конфликта необходимо изучить особенности его классификации. Многообразие форм и видов конфликтов обусловило существование различных подходов к их типологии. Так, А. И. Шипилов в качестве основного признака классификации конфликтов рассматривает потребности субъектов взаимодействия (рисунок 3).

И. Е. Ворожейкин классифицирует конфликты по семи наиболее существенным признакам: источникам и причинам возникновения, коммуникативной направленности, функциональной значимости, составу конфликтующих сторон, способам урегулирования, формам и масштабам проявления. Виды конфликтов, выделяемые на основе данных признаков, представлены на рисунке 4.

Классификация конфликтов

По источникам и причинам возникновения

По коммуникативной направленности

По составу конфликтующих сторон

По функциональной значимости

Объективные и субъективные; организационные, эмоциональные и социально-групповые; деловые, личностные

Горизонтальные, вертикальные, смешанные

Внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые

Позитивны е и негативные, конструктивные и деструктивные, созидательные и разрушительные

По формам и степени столкновения

По масштабам и продолжительности

По способам урегулирования

Открытые и скрытые, спонтанные, инициативные и спровоцированные, неизбежные, вынужденные, лишенные целесообразности

Общие и локальные, кратковременные и затяжные, скоротечные и долгосрочные

Антагонистические и компромиссные; полностью или частично разрешаемые;

приводящие к согласию и сотрудничеству

Рисунок 4 - Признаки ,типы и виды конфликтов [6, с. 49]

Обобщая все вышесказанное в данном параграфе бакалаврской работы, можно заключить, что конфликт представляет собой достаточно сложное и многоплановое явление, вызываемое противоречиями экономического, политического, религиозного, этнического, ценностного характера. Рассматривая конфликт, как целостную систему, в его структуре можно выделить две группы образующих ее элементов. Это объективные элементы ,включающие в себя объект конфликта, его участников и среду возникновения, и личностные элементы, в составе которых можно выделить психофизиологические свойства личности, акцентуации характера, этические ценности, мотивы поведения, способность к адекватной оценке себя и окружающих. Сложность рассматриваемого явления, а так же многообразие форм его проявления обусловили существование различных взглядов на природу и сущность конфликта.


1.2 Конфликт в организации: понятие, типология, динамика, последствия и функции

В современных социально – экономических условиях особую значимость приобретают вопросы повышения эффективности деятельности организации, что возможно только в условиях полной реализации организационных целей, своевременной адаптации к внешнему окружению и создания благоприятной внутренней среды. А поскольку конфликтные ситуации являются неотъемлемым элементом организационной деятельности, то для обеспечения ее эффективности особую значимость приобретают тщательное изучение и анализ специфики возникновения, развития и урегулирования конфликтов.

Конфликт в организации – это открытая форма существования противоречий интересов ,возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка [16. с. 77]. Организационные конфликты могут быть вызваны различными причинами, к основным из которых можно отнести распределение ограниченных ресурсов, зависимость в выполнении задач от отдельных членов коллектива или группы работников, несогласованность и различия в целях различных подразделений организации, различия в представлениях и ценностях, неэффективность коммуникационных процессов. В любом случае возникновению конфликтов в организации всегда предшествует социальная напряженность, которая может рассматриваться как нарушение нормальных отношений членов коллектива вследствие несоблюдения принципа социальной справедливости. Возникновению и развитию социальной напряженности в коллективе может способствовать целый ряд факторов, которые условно можно разделить на две группы: внутренние и внешние. Перечень факторов, входящих в состав вышеуказанных групп, представлен в таблице 4.

Таблица 4 – Факторы, способствующие возникновению социальной напряженности в коллективе*

Внутренние факторы

Внешние факторы

- невыполнение руководством организации своих обещаний и нежелание объяснять людям действительное состояние дел;

- нарушение режима производства из-за срыва поставок сырья и материалов;

- отсутствие видимых результатов работы ,направленных на улучшение условий труда;

- конфронтация управленческого персонала и работников вследствие несправедливого распределения материальных благ;

- радикальные изменения и преобразования без учета интересов работников;

- подстрекательская деятельность неформальных лидеров

- дестабилизация обстановки в стране;

- столкновение интересов различных политических групп;

- ущемление социальных льгот;

- ослабление правовой социальной защиты трудовых интересов;

- незаконное обогащение отдельных граждан