Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Основы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность. Большая роль в решении задач противодействия преступности отводится органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности существуют проблемы, которые не дают возможности соответствующим субъектам и другим правоохранительным органам достигать более эффективных результатов в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии, расследовании преступлений, розыске преступников. Это также препятствует оптимизации оперативно-розыскной деятельности.
Правовая реформа в России большое внимание уделяет надзору и контролю за состоянием законности в государстве. Эта ответственная миссия преимущественно возложена на прокуратуру Российской Федерации. Одним из направлений деятельности прокуратуры является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Следует обратить внимание, что в законодательных актах лишь в общих чертах намечены, но детально не урегулированы задачи, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, а также полномочия прокурора по осуществлению такого надзора. Проблемы в осуществлении прокурорского надзора за исполнением
законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обусловлены в значительной мере тем, что подавляющая часть прокуроров, руководителей и сотрудников органов, осуществляющих ОРД, совсем не знают или знают недостаточно нормативную правовую регламентацию этой прокурорской функции.
Цель работы – исследование права и обязанности прокурора, осуществляющего надзор за оперативно-розыскной деятельностью.
1. Исследовать правовые источники и предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
2. Рассмотреть порядок организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью; права и обязанности прокурора.
3. Выявить проблемы осуществления прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
Объект исследования – права и обязанности прокурора при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
Научно-методическая основа работы: нормативно-законодательные акты, учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет-источники.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Основы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
1.1.Правовые источники и предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД), Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»[1] (далее – ФЗ о прокуратуре) не рассматривается в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора, а включен в главу 3 наряду с надзором за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие[2]. Однако поскольку надзор за исполнением законов субъектами ОРД имеет вполне обособленный предмет и специфические задачи, а полномочия прокурора при этом также специфичны, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, специалистами в области прокурорского надзора рассматривается как самостоятельное, относительно обособленное направление прокурорской деятельности[3]. К правовым источникам прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, относятся Конституция РФ[4], ФЗ о прокуратуре[5], Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»[6] (далее – ФЗ об ОРД), приказ Генерального прокурора РФ от 15 февраля 2011 г. №33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»[7] (далее – Приказ), совместное указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 29 сентября 2008 г. №215/69, 1/7918 «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Указание)[8], определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. №86-О «По делу о конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой»[9], постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 г. №13 «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации», от 15 июня 2006 г. №14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»[10].
Следует обратить внимание, что в законодательных актах лишь в общих чертах намечены, но детально не урегулированы задачи, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, а также полномочия прокурора по осуществлению такого надзора.
Однако в соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ о прокуратуре «проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия м ер прокурором», а согласно ч. 2 ст. 3 этого же нормативного правового акта «на прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами»[11].
Предмет рассматриваемой отрасли надзора законодательно определен в ст. 29 ФЗ о прокуратуре как «соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» [12].
При попытке вычленить из этой формулировки только то, что, на первый взгляд, относится к ОРД, получим следующие элементы предмета прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД:
– соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД;
– соблюдение установленного порядка разрешения сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
– соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;
– законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.
Правовая оценка возможности отнесения всех составляющих к предмету прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, приводит нас к следующим рассуждениям[13].
1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.
Именно так озаглавлена ст.5 ФЗ об ОРД[14], пожалуй, самая объемная и весьма полезная совокупность норм, максимально оберегающая человека, вовлеченного в сферу ОРД, от злоупотреблений со стороны органов и должностных лиц, ее осуществляющих. В ч. 2 этой статьи прокурор указан в числе субъектов, которым можно обжаловать действия органов, осуществляющих ОРД, если они, по мнению лица, привели к нарушению его прав и свобод[15].
Таким образом, представляется не требующим дополнительных доказательств вывод о том, что соблюдение прав и свобод личности при осуществлении ОРД выступает одним из элементов предмета прокурорского надзора и наличии в органах прокуратуры информации о нарушении закона, требующем принятия мер прокурором.
2. Соблюдение установленного порядка разрешения сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.
Для установления относимости данного элемента к исследуемому предмету прокурорского надзора следует расчленить его на позиции, ориентированные на уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность.
Сначала необходимо дать общее и правовое толкование термина «сообщение». В общеупотребительном смысле сообщение означает известие, информацию. Следовательно, сообщение о преступлении – известие или информация о данном криминальном событии.
Что касается правового толкования термина «сообщение о преступлении», то согласно п. 43 ст. 5 УПК РФ[16] сообщение о преступлении – заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления. Исходя из того, что заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления имеют вполне процессуальный смысл и правовые последствия, следует выяснить, является сообщение о преступлении исключительно процессуальной категорией или оно универсально[17].
В нормах УПК РФ понятие «сообщение о преступлении» употребляется неоднократно. Например, согласно ст. 140 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, служит поводом для возбуждения уголовного дела, согласно ст. 143 УПК РФ оно принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления, в соответствии со ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимают одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ; в п. 2.1 ст. 37 УПК РФ отмечается, что в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона о приеме, регистрации и разрешении сообщения о преступлениях[18].
Содержание представленных норм УПК РФ свидетельствует об исключительно процессуальном правопонимании законодателем термина «сообщение о преступлении»[19].
На это же нацеливает п. 4.5 приказа Генеральной прокуратуры России №80 и Министерства внутренних дел России №725 от 12 сентября 2006 г. «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях»[20], которым вменяется «уполномоченным прокурорам не реже двух раз в неделю проверять состояние регистрации и учета заявлений и сообщений о преступлениях, изучать находящиеся в производстве сотрудников органов дознания и предварительного следствия материалы проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях и при необходимости давать письменные указания (прокурор, его заместитель) или предложения (помощник прокурора)». Однако может ли термин «сообщение о преступлении» иметь оперативно-розыскной смысл? Безусловно, может. Эта ситуация возникает тогда, когда сотрудник оперативного подразделения получает из любых оперативных источников информацию о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления или причастных к нему лицах, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела[21].
Вместе с тем указанный в сноске перечень источников такой информации свидетельствует о невозможности осуществления в этой части прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД[22].
Таким образом, соблюдение установленного порядка разрешения сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях является предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, и, наоборот, не является предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.
3. Соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).
Некоторые элементы подготовки и проведения таких мероприятий прописаны в ФЗ об ОРД[23]:
– ОРМ, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ч. 4 ст. 6) [24];