Файл: Правовые основы организации нотариата (Международная организация нотариальной деятельности).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, сущность, правовое регулирование нотариата
1. 1 Понятие нотариата и его задачи в правовой системе России
1.2 Публично-правовые основы нотариальной деятельности
1.3 Задачи и функции нотариата в России
1.4 Правовые источники нотариата
2 Основы организации нотариата
2.1 Нотариальные палаты: организация и полномочия
2.2 Международная организация нотариальной деятельности
2.3 Контроль за деятельностью нотариусов
2.4 Финансовые основы нотариата
Для нас значима позиция ЕСПЧ, касающаяся нотариата. В решении ЕСПЧ от 3 апреля 2001 г. по вопросу приемлемости жалобы N 44319/98, поданной О.В. Романовской против Российской Федерации, Суд отметил, что конвенционные органы последовательно не признавали исполнительно-регулятивные органы профессиональных структур, создаваемых лицами так называемых свободных профессий, в качестве ассоциаций (объединений) по смыслу ст. 11 Конвенции (см. Постановление ЕСПЧ от 23 июня 1981 г. по делу "Ле Конт (Le Compte), Ван Левен (Van Leuven) и Де Мейер (De Meyere) против Бельгии" (жалобы N 6878/75, 7238/75), касающееся Ордена врачей, а также решения Европейской комиссии от 8 сентября 1989 г. по делу "Ревер (Revert) и Легаллэ (Legallais) против Франции" (жалобы N 14331/88, 14332/88) относительно Ордена архитекторов, от 2 июля 1990 г. по делу "А. и другие против Испании" (жалоба N 13750/88) по вопросу коллегий адвокатов).
Цель этих предусмотренных законодательством органов - осуществление контроля и содействие развитию профессиональной деятельности. При этом данные органы выполняют важные публично-правовые функции, преследующие цель защиты прав других лиц. В этой связи их нельзя отождествлять с профессиональными союзами, но они тем не менее интегрированы в государственную структуру. Принимая во внимание положения Основ и законодательно закрепленные функции нотариальных палат, ЕСПЧ придерживается мнения о том, что такие палаты не могут рассматриваться в качестве объединений по смыслу ст. 11 Конвенции о защите прав.
В данном решении ЕСПЧ подчеркнуты публично-правовая природа и особый характер функций нотариальных палат, которым делегированы государственные функции и на которые возложены обязанности по регулированию нотариальной деятельности[12].
Практика Конституционного Суда РФ. Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ характеризуется тем, что они обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Непосредственное значение для деятельности нотариусов заключается в том, что признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (ст. 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
В качестве примера можно привести два Постановления Конституционного Суда РФ: от 24 февраля 1998 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов" и от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате".
Практика Верховного Суда РФ. Важное значение имеют решения Верховного Суда РФ, когда указанный судебный орган реализует свои полномочия по проверке соответствия федеральным законам актов Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, а также разрешает гражданские дела в кассационном и надзорном порядке. Например, своим решением от 4 августа 1998 г. N ГКПИ98-238 Верховный Суд РФ признал Положение о порядке выдачи лицензий на право нотариальной деятельности, утвержденное Министерством юстиции РФ 22 ноября 1993 г., недействующим и не подлежащим применению со дня его утверждения.
Важна также практика толкования Верховным Судом РФ и нижестоящими судами общей юрисдикции применяемого в нотариальной деятельности материального законодательства. Поэтому такая практика обобщается и используется в работе нотариусов, а также публикуется в виде обзоров. Например, согласно Определению Верховного Суда РФ от 15 мая 2012 г. N 5-В12-3 была сформирована следующая важная правовая позиция: "В удовлетворении иска о взыскании денежных средств отказано, поскольку в соответствии со ст. 23 Основ законодательства РФ о нотариате денежные средства, находящиеся на депозитных счетах, не являются доходом нотариуса, занимающегося частной практикой, поэтому нотариус не обязан выплачивать денежные средства кредитору за счет личных средств с последующим возмещением их в порядке регресса".
Выводы. Таким образом, можно сказать, что основным источником законодательства как об организации нотариальной деятельности, так и относительно порядка совершения нотариальных действий являются федеральный закон и судебная практика его толкования. Только относительно ряда процедурных вопросов назначения на должность нотариуса и нотариального делопроизводства в случаях, предусмотренных Основами, источником нотариального законодательства являются нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, при этом в ряде случаев принятые по согласованию с Федеральной нотариальной палатой, либо нормативные акты ФНП.
2 Основы организации нотариата
2.1 Нотариальные палаты: организация и полномочия
Еще начиная с Древнего Рима табеллионы объединялись в профессиональные корпорации и государство устанавливало правовую обязанность каждого табеллиона состоять в этой корпорации. То же самое было в России с сословием площадных подьячих. Наличие организованных нотариальных корпораций позволяет достичь больших результатов в следующих направлениях:
- решать сложные и комплексные задачи, затрагивающие интересы каждого нотариуса;
- принимать внутренние нормативные акты (правила, процедуры, нормы профессиональной этики);
- взаимодействовать с органами государственной власти в вопросах регулирования нотариальной деятельности;
- отстаивать права и интересы нотариусов в органах законодательной, исполнительной и судебной власти;
- представлять российский нотариат на международном уровне и др.
В современной России роль самоорганизующихся нотариальных корпораций выполняют нотариальные палаты. Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте Российской Федерации.
Помимо нотариусов членами нотариальной палаты могут быть также лица, сдавшие квалификационный экзамен, но не являющиеся нотариусами. Однако только нотариусы могут быть избранными в органы нотариальной палаты[13].
Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий. Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации устава общественных объединений. Нотариальная палата организует свою работу на принципах самоуправления: все руководящие органы подотчетны и подконтрольны собранию.
В соответствии со ст. 25 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная палата субъекта РФ обладает следующими полномочиями:
- представляет и изучает интересы нотариусов;
- оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности;
- организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса;
- организует повышение профессиональной квалификации;
- возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов;
- организует страхование нотариальной деятельности.
Значительно шире полномочия Федеральной нотариальной палаты, так как ее деятельность распространяется на нотариат в Российской Федерации в целом. Согласно ст. 30 Основ законодательства РФ о нотариате[14] Федеральная нотариальная палата:
- осуществляет координацию деятельности нотариальных палат;
- представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях;
- обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;
- участвует в проведении экспертиз проектов законов РФ по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;
- обеспечивает превышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов;
- организует страхование нотариальной деятельности;
- представляет интересы нотариальных палат в международных организациях;
- обеспечивает создание и функционирование единой информационной системы нотариата;
- размещает в информационно-телекоммуникационных сетях для свободного доступа неограниченного круга лиц сведения, содержащиеся в единой информационной системе нотариата;
- обеспечивает электронное взаимодействие нотариусов и государственных и муниципальных информационных систем с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие таких информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
- обеспечивает возможность проверки нотариусами квалифицированных электронных подписей лиц, с которыми нотариусы осуществляют электронное взаимодействие;
- осуществляет формирование компенсационного фонда и управление им;
- осуществляет компенсационные выплаты из компенсационного фонда.
В соответствии со ст. 26 Основ законодательства РФ о нотариате[15] в рамках нотариальной палаты (как Федеральной нотариальной палаты, так и нотариальных палат субъектов Российской Федерации) формируются следующие органы:
а) общее собрание членов нотариальной палаты;
б) президент нотариальной палаты;
в) правление нотариальной палаты;
г) ревизионная комиссия нотариальной палаты;
д) иные органы, создание которых предусмотрено уставом нотариальной палаты.
Президент, правление и ревизионная комиссия нотариальной палаты избираются общим собранием членов нотариальной палаты. Выборы президента и правления осуществляются тайным голосованием.
2.2 Международная организация нотариальной деятельности
Исторически сложилось так, что организация и структура нотариата в различных государствах напрямую зависит от их правовой системы или правовой семьи. Так, в англосаксонской правовой системе традиционно институт нотариата не получил такого развития и распространения, как в странах континентальной правовой системы. Традиционно сильную роль в странах англосаксонской правовой системы играют адвокаты, а нотариусам отведена несущественная роль, которая преимущественно сводится к удостоверению подписей и копий документов.
По англо-американской системе публичный нотариус вовсе не обязан быть юристом по образованию, в частности в США достаточно, чтобы это был почетный гражданин, назначенный губернатором[16].
Латинский нотариат заверяет документы, автором которых он является. Нотариус по англо-американской системе не является автором документа, он получает документ, уже подготовленный заинтересованными сторонами или юристами. Он лишь заверяет документы и подтверждает их аутентичность.
Согласно латинской системе составленные нотариусом документы обладают полной законной силой (т.е. не нуждаются в дополнительном подтверждении, как того требует англо-американская система), доказательностью, которую невозможно оспорить. Это означает, что для того, чтобы доказать незаконность нотариального акта, недостаточно представления противоположных доказательств, необходимо доказать в суде, что нотариус совершил фальсификацию, т.е. сознательно исказил факты, происходившие или изложенные в его присутствии.
По всем показателям латинская система нотариата является более совершенной; в полной или частичной мере она распространена в большинстве стран мира.
Одновременно в странах континентальной правовой системы еще в XIX в. возникла и получила международное распространение система латинского нотариата. Во Франции в 1803 г. был принят Закон о принципах организации нотариата, который закрепил основные принципы, касающиеся правового статуса нотариуса, которые работают во многих государствах мира даже в настоящее время: