Файл: Правовые основы организации нотариата (Международная организация нотариальной деятельности).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, сущность, правовое регулирование нотариата
1. 1 Понятие нотариата и его задачи в правовой системе России
1.2 Публично-правовые основы нотариальной деятельности
1.3 Задачи и функции нотариата в России
1.4 Правовые источники нотариата
2 Основы организации нотариата
2.1 Нотариальные палаты: организация и полномочия
2.2 Международная организация нотариальной деятельности
2.3 Контроль за деятельностью нотариусов
2.4 Финансовые основы нотариата
Весьма распространенным является мнение о том, что задачей нотариата как института гражданского общества является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, основанная на критерии бесспорности . Нотариат способствует и помогает государству, предупреждая споры уже на стадии согласования условий сделки и ее заключения. Тем самым он снижает количество гражданско-правовых споров, облегчает их рассмотрение в суде, поскольку, во-первых, нотариальные акты имеют особую доказательственную силу, во-вторых, более достоверны и отражают действительную волю сторон. Как известно, институт нотариата выполняет и публичную функцию в интересах общества и государства; учитывая сущность нотариата и публичный характер нотариальной деятельности, законодательством предусмотрено совершение нотариусами ряда действий как в интересах обратившихся лиц, так и государства. Государство, будучи заинтересованным в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан с помощью государственно-правовых механизмов, наделяет именно нотариусов обязанностями по реализации публичного интереса[7].
В научной литературе существует множество различных определений и классификаций нотариальных функций. Наиболее близким к действительности является определение, данное Г.Г. Черемных и И.Г. Черемных, которые утверждают, что функции нотариата представляют собой основные направления его деятельности, отражая особенности нотариата как уникального правового института, имеющего дуалистическую природу и призванного осуществлять защиту субъективных прав граждан и юридических лиц в частноправовой сфере и осуществляющего деятельность на принципе публичности.
А В.В. Ярков рассматривает нотариальные функции как содержательные характеристики, отражающие основные направления и сущность деятельности органов нотариата в правовой системе России[8].
С точки зрения видов и классификации нотариальных функций существует следующая позиция, которой и мы будем придерживаться в данной работе:
1) социальные функции, характеризующие место нотариата в системе органов гражданской юрисдикции и правовой системе России, к ним относят предупредительно-профилактическую, правореализационную, правоохранительную, фискальную функции;
2) содержательные, отражающие характер нотариальной деятельности - охранительная, юрисдикционная, правоустановительная, удостоверительная .
Публичными функциями нотариата являются прежде всего охрана права и осуществление так называемого предотвратительного или превентивного правосудия.
В частной сфере выделяют такие функции нотариата, как юридическое обслуживание граждан и организаций, разъяснение им возможностей использования правовых норм в тех или иных интересах, предотвращение разногласий между субъектами потенциального правового спора. В рамках так называемой латинской модели нотариата, по мнению В.В. Яркова, не следует ограничиваться возложением на нотариусов только удостоверительных функций; на его взгляд, все более актуальной становится задача по "комплексному оказанию юридической помощи всем заинтересованным участникам гражданского оборота"[9]. В этом плане латинский нотариат по сравнению с государственным нотариатом в значительной степени основывается на общественном доверии. Достижение же такого доверия вряд ли возможно, если нотариус будет целиком сосредоточен на осуществлении публичных функций.
1.4 Правовые источники нотариата
Вопрос об источниках нотариального законодательства имеет существенное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора нормы, которой следует руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия. Поскольку само нотариальное законодательство, как и нотариальное право, носит комплексный характер, то следует выделять источники как организации нотариальной деятельности, так и самого нотариального производства.
Круг источников нотариального производства очерчен в ст. ст. 1 и 5 Основ: к их числу относятся Конституция РФ, конституция (уставы) субъектов Российской Федерации, Основы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции, а также международные договоры.
Специфическим источником нотариального права является также Кодекс профессиональной этики нотариусов, на что прямо указывается в ст. 6.1 Основ.
Основной источник любого законодательства - Конституция РФ. В отношении нотариата можно говорить о целом ряде статей Конституции, но наиболее значимы ст. 48 (закрепляющая право граждан на квалифицированную юридическую помощь) и ст. 72 (относящая нотариат к вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ).
Федеральные законы как источники нотариального законодательства. Основы законодательства РФ о нотариате были приняты Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. и определили современное лицо российского нотариата. Основы являются основным актом организационно-правового характера, определяя современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса. Вопросам содержательного характера в Основах уделяется незначительное внимание. Ставки государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям установлены НК и Основами.
Гражданский кодекс РФ как источник нотариального законодательства в основном относится к самому содержанию нотариальной деятельности, определяя существо конкретных нотариальных действий. Вместе с тем отметим как позитивное явление наличие множества процедурных норм нотариального производства в разделе V "Наследственное право" ГК, что отражает его роль как источника норм нотариального права и законодательства.
Такое же значение имеют: СК, НК, Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" и целый ряд других федеральных законов.
Законы субъектов РФ. Поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения, то по вопросам нотариата субъектами РФ может осуществляться правовое регулирование. Указанное положение о нотариате как сфере совместного ведения накладывает отпечаток на построение нотариального законодательства как двухуровневого, сочетающего в себе законоположения федерального уровня и уровня субъектов РФ. В целом ряде статей Основ есть отсылки к законодательству субъектов Федерации, в пределах которого допускается более детальное правовое регулирование. Однако пока на уровне субъектов РФ законов о нотариате принято немного[10].
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Например, нотариусами применяются Гаагская конвенция, Минская конвенция, целый ряд других международных соглашений и договоров.
Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (далее - Конвенция о защите прав). Основные права и свободы человека, закрепленные в Конвенции о защите прав, имеют приоритетное правоприменительное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения. Например, ст. 14 Конвенции о защите прав запрещает дискриминацию в какой-либо форме и виде, что распространяется и на участников нотариального производства.
Указы Президента РФ. В качестве примера можно привести важный Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 767 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов" (далее - Указ Президента РФ N 767), согласно которому в соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" установлено, что Государственный герб РФ помещается на печатях нотариусов и воспроизводится на оформляемых и (или) выдаваемых ими документах.
Постановления Правительства РФ. Таких актов немного. К их числу можно отнести Постановление Правительства РФ от 1 июня 2012 г. N 543 "Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей".
Акты федеральных органов исполнительной власти. Указанные акты принимаются по целому ряду вопросов, в том числе и в случаях, прямо указанных в Основах. Так, непосредственное значение для нотариальной деятельности имеют Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ (утв. Приказом Минюста России от 15 марта 2000 г. N 91) (далее - Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий).
Отличительной особенностью нормативных актов по нотариату является то правило, что многие из них должны приниматься совместным решением Министерства юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой (ФНП), поскольку ФНП в силу ее публично-правового характера наделена рядом регулирующих полномочий в сфере нотариата.
Акты Федеральной нотариальной палаты. Ряд актов нормативного характера могут приниматься ФНП в порядке и пределах, которые предусмотрены законом. В частности, согласно ст. 20 Основ замещение временно отсутствующего нотариуса представляет собой передачу его полномочий по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или временной невозможности исполнения им своих обязанностей по уважительной причине. При этом перечень причин, признаваемых уважительными, устанавливается Федеральной нотариальной палатой.
Источником права в современных условиях становится судебная практика в самых разнообразных ее формах. При всей противоречивости высказанных по вопросу о месте судебной практики суждений большинство специалистов разделяет вывод о том, что судебная практика имеет как правообразующее, так и правореализационное значение. Она может быть выражена как в форме судебных актов международных органов правосудия, так и в постановлениях Конституционного Суда РФ, Президиума и Пленума Верховного Суда РФ. В условиях осуществления государственного устройства России на основе принципа разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) совершенно иначе можно поставить вопрос о правотворческих возможностях суда и роли судебной практики в правовом регулировании и правоприменении. Концепция судебного прецедента оказывается весьма плодотворной. Судебная практика в современных условиях не только выступает в качестве предварительной ступени к последующему нормативному регулированию, но и сама становится непосредственным источником такого регулирования.
Причин тому несколько. Во-первых, суды оказывают воздействие на законодательную и исполнительную власть путем принятия своих актов, контролируя акты иных органов власти. Судебная практика является ориентиром для последующего правотворчества и правоприменения; особенно позитивна в этих процессах роль Конституционного Суда РФ.
Во-вторых, усложняется правовая система. Есть определенные границы детализации законодательных актов, за пределами которых она теряет смысл и закон становится сборником казусов. Гегель справедливо замечал, что "в частном праве так называемое совершенство есть постоянное приближение" . В настоящее время невозможно дать в федеральных законах и иных нормативных правовых актах полную и исчерпывающую кодификацию всего законодательного материала, решить все возможные вопросы, особенно взаимодействия с другими правовыми актами. Поэтому судебный прецедент выполняет важнейшие функции, ориентируя субъектов гражданского оборота и нотариусов на вполне определенные варианты правопонимания и правоприменения.
Практика международных органов правосудия. Первостепенное значение приобретает международная судебная практика, выраженная в судебных актах Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ). В Федеральном законе от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод" содержится заявление о признании обязательными для РФ как юрисдикции ЕСПЧ, так и его решений, а также заявление о праве российских граждан на обращение в ЕСПЧ за защитой своих нарушенных прав в течение шести месяцев после того, как исчерпаны внутригосударственные средства защиты этих прав.
При этом обязательное значение имеют не только те решения, которые были вынесены против РФ, но и в целом вся практика ЕСПЧ (независимо от того, кто выступал в качестве заявителя - российские либо иностранные лица), в которой выражена его правовая позиция по тем либо иным вопросам толкования и применения Конвенции о защите прав. Не имеет также значения и сфера решения - касается ли оно результатов правоприменительной деятельности судов общей юрисдикции либо арбитражных судов. В частности, ст. 6 Конвенции о защите прав, регулирующая право на справедливое судебное разбирательство, распространяется на все имущественные иски, основанные на предполагаемом нарушении имущественных прав, независимо от того, в соответствии с каким законом (гражданским, административным и т.д.) должен быть разрешен спор, и того, какой орган компетентен его рассматривать[11].