Файл: Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Оперативно – розыскная деятельность – «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативно – розыскными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом (далее – органы, осуществляющие оперативно – розыскные мероприятия в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человек и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств)».

Разведовательно – поисковый характер этой государственно – правовой формы борьбы с преступностью вытекает из смысла приведенного выше законодательного определения ее понятия и закрепленных в Федеральном законе задач оперативно – розыскной деятельности, в числе которых названы: «выявление, предупреждение, пересечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших , добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации».

Вполне очевидно, что решение каждой из перечисленных задач предполагает осуществление оперативно – розыскных мероприятий, направленных прежде всего на выбор (получение) информации на тех объектах правовой защиты, которые определены Федеральным законом.

Таким образом, оперативно – розыскная деятельность, представляет собой систему оперативно – розыскных мероприятий, включают в ее состав различные их категории в зависимости от содержания и направленности последних, характера решаемых задач, функциональных особенностей и субъектов осуществления, а также соблюдения (ограничение) прав и свобод участников оперативно – розыскной деятельности.

Цель курсовой работы – изучить оперативно – розыскную деятельность органов внутренних дел и оперативно – розыскные мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» в практике деятельности подразделений уголовного розыска.

Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность оперативно – розыскной деятельности органов внутренних дел.

2. Определить особенности правового регулирования оперативно – розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».


3. Изучить сущность и значение поисковой деятельности подразделений, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность.

4. Рассмотреть совершенствование оперативно – розыскной деятельности органов внутренних дел.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы изучения оперативно – розыскной деятельности органов внутренних дел в РФ

1.1. Сущность оперативно – розыскной деятельности органов внутренних дел

Оперативно-розыскная деятельность (далее — ОРД) относится к тем немногим сферам социальной практики, регламентация которой традиционно лежала в плоскости ведомственного секретного нормотворчества. Ее нормативная легитимизация связана с принятием Закона РФ от 13.03.1992 №2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Принятие путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации потребовало приведения в соответствие с ней и оперативно- розыскного закона. 12 августа 1995 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД). С момента принятия он уже выдержал 27 редакций и в него внесено около 70 технических и содержательных поправок.

Характерно, что Конституционный Суд Российской Федерации более 160 раз рассматривал жалобы граждан на нарушение Законом об ОРД их конституционных прав, но ни разу не признал его нормы не соответствующими Конституции Российской Федерации. В то же время в мотивировочных частях определений и постановлений Конституционного Суда Российской Федерации сформулирован ряд правовых позиций, имеющих значение не только для правоприменения, но и для последующего совершенствования законодательного и ведомственного правового регулирования ОРД.

Нельзя не признать и значение для правотворчества особых мнений судей Конституционного Суда, излагающих в рамках судейской сдержанности суждения относительно отдельных положений Закона об ОРД. Полагаем, что в настоящее время совершенно очевидным является определенное несоответствие международным стандартам и криминальной обстановке в России современного состояния нормативной регламентации полномочий уполномоченных органов государства по негласности действий при раскрытии преступлений. Несмотря на то, что ратифицированные международно-правовые акты обязывают Россию осуществлять и участвовать в осуществлении негласных специальных операций по борьбе с преступностью настоящего времени в отечественном законодательстве порядок их проведения детально не регламентирован.


В зависимости от специфики решаемых задач важной составной частью рассматриваемой системы оперативно – розыскных мероприятий составляют те из них, которые обеспечивают выявление, предупреждение раскрытие и расследование преступлений, обнаружение разыскиваемых лиц и предметов преступного посягательства, а также оперативное обеспечение мер государственного принуждения, назначение по приговору суда. Именно они с теории оперативно – розыскной деятельности именуются «разведовательно–поисковыми мероприятиями», и именно они раскрывают сущность рассматриваемого вида деятельности в целом и поисковой деятельности (оперативного поиска) в особенности.

Оперативный поиск является первой стадией оперативно – розыскного процесса, как элемент любой познавательной деятельности и как система организации, имеющая свою особую правовую природу, основания и принципы организации.

С учетом указанного необходимо подчеркнуть, что нами разделяется высказанное в литературе точка зрения, согласно которой «система разведовательно – поисковых мероприятий, осуществляемых преимущественно негласно с применением присущих той или иной службе средств, методов и форм, составляет сущность оперативно – розыскной деятельности» [8, с. 124].

Не вступая в спор по поводу предлагаемых многими авторами определений понятия «поисковая деятельность», «оперативный поиск» и других терминов для обозначения рассматриваемой организационно - тактической формы оперативно – розыскной деятельности органов внутренних дел, поскольку это уже обстоятельно сделано в ранее опубликованных работах и подготовленных диссертационных исследованиях, следует в качестве примера привести точку зрения С.Е. Матвеева, А.С. Вандышева, Б.Я. Нагиленко, И.Н. Зубова и Ю.Ф. Кваша работы которых по данной проблематике являются определенным шагом в теоретическом исследовании проблемы.

По их мнению, оперативный поиск представляет собой «комплекс опреативно – розыскных, организационных или иных правовых мероприятий, осуществляемых различными правовыми подразделениями органов внутренних дел РФ согласно их компетенции в интересах создания собственной информационной сети, обеспечивающих их выявление преступления и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших обнаружение разыскиваемых лиц». Бесспорно и то, что оперативный поиск – это исходная стадия оперативно – розыскного процесса, результаты которого могут использоваться для проведения, прежде всего иных оперативно – розыскных мероприятий согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «Об ОРД» [11, с. 99].


Как справедливо отмечает в этой связи Ю.Ф. Кваша: «Отличительная черта рассматриваемого комплекса оперативно – розыскных мероприятий в том, что все иные форма ОРД основываются на его результатах. Однако это возможно при условии установления достоверности первичной информации, дополнительной ее детализации, обуславливающих возможность использования данных, сигнализирующих о криминальных признаках, в интересах решения различных задач ОРД».

Таким образом, в общем виде выявление (поиск) первичных опреативно – розыскных данных представляет собой комплекс целенаправленных мероприятий, осуществляемых субъектами оперативно – розыскной деятельности для обнаружения, проверки и накопления сведений, содержащих новые (ранее не известные органы внутренних дел) специальные знания, имеющих значение для решения задач для борьбы с преступностью.

Следовательно, направление оперативного поиска предполагает – поиск среди населения, в местах концентрации лиц, представляющих оперативный интерес, и сбыта похищенного имущества, в криминальных группах, среди лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, отбывающие уголовное наказание. Рассматривая данное определение понятия поисковой деятельности в качестве базового представляется необходимым уточнить наши позиции по этому вопросу.

Во – первых, речь, по нашему мнению, должна идти не только о выявлении (поиске) оперативно-розыскных данных, но и поиске других видов социальной информации о ранее неизвестных органам внутренних дел лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес.

Во - вторых, в данном понимании поисковая деятельность (оперативный поиск) является исключительной прерогативой оперативных подразделений осуществляющих ОРД, а не всех служб и сотрудников органов внутренних дел, которые осуществляют отдельные поисковые мероприятия (например, ГИБДД, участковые инспектора полиции, миграционной службы и др).

Например, осуществление оперативно-розыскной деятельности возлагается на полицию органов внутренних дел МВД Российской Федерации. В структуре полиции ГУ МВД РФ по субъектам России включены подразделения осуществляющие оперативно – розыскную деятельность, как уголовный розыск; экономическая безопасность и противодействие коррупции; оперативно-розыскная часть собственной безопасности; отдел национального центрального бюро Интерпола; оперативно-розыскное бюро; бюро специальных технических мероприятий; цент по противодействию экстремизму; оперативно-розыскная часть по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защиты и отдел оперативно-розыскной информации ГУ МВД РФ субъектов России.


1.2. Особенности правового регулирования оперативно – розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД) в п. 8 ч. 1 ст. 6 предусматривает проведение оперативными подразделениями оперативно-розыскных органов оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», заключающегося в непосредственном или опосредованном (с использованием технических средств) непроцессуальном осмотре и изучении указанных объектов в целях обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, похищенного имущества, разыскиваемых лиц, а также получения иной информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности (синонимом слова «обследование» является слово «осмотр»).

Содержание, цели, виды, основания и условия проведения этого оперативно-розыскного мероприятия (далее - ОРМ) достаточно подробно освещены в учебной и научной литературе. Отметим лишь, что данное ОРМ может осуществляться в гласной, зашифрованной и негласной формахе. Обследование жилища против воли проживающих в нем лиц (гласное и негласное) проводится на основании судебного решения в порядке, установленном ч. 2 ст. 8 и ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Рассмотрим более детально особенности и проблемы правового регулирования проведения гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств оперативными подразделениями органов внутренних дел. Несомненный интерес по данному вопросу представляет Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (далее - Инструкция).