Файл: Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как показывает изучение оперативной практики, осуществление рассматриваемой организационно-тактической формы оперативно-розыскной деятельности обеспечивается путем: своевременного получения информации о фактах подготовки и совершения, а также совершенного преступления и лицах, к ним причастных, а также принятие необходимых мер по их предупреждению и раскрытию, привлечение виновных к ответственности; постоянное отслеживание происходящих процессов в криминальной среде, теневой экономике, среди контингента лиц, представляющих оперативный интерес по линиям работы подразделений осуществляющих ОРД, полиции ОВД и госнаркоконтроля; обнаружение и изъятие похищенного имущества и ценностей, добытых преступным путем, объектов, оборот которых запрещен или ограничен, а также различных попыток легализации преступных доходов; добывание информации, имеющей значение для решения организационно-управленческих вопросов оперативно-розыскной деятельности рассматриваемых подразделений полиции (анализа и оценки оперативной обстановки, планирования и прогнозирования, расстановки сил и средств, обучения кадров и т.д.).

2.2. Совершенствование оперативно – розыскной деятельности органов внутренних дел

Необходимость совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в современных условиях определяется и связанными с развитием информационных технологий сложными социальными и технологическими процессами, вызывающими существенное изменение закономерностей образования и концентрации оперативно значимой информации.

Постоянно расширяется спектр технических источников оперативно-розыскных данных, к которым могут быть отнесены различные информационные системы государственных органов и коммерческих структур, в том числе операторов связи, потоки данных от разнообразных датчиков (радиочастотных идентификаторов, GPS-трекеров и т.п.), стационарных и мобильных измерительных устройств, систем геопозиционирования, видеонаблюдения и видеофиксации, сообщения из социальных сетей и иных мест сетевого общения объектов оперативного интереса. Связанные с этим изменения способов добывания и анализа оперативно значимой информации придают все более острое звучание вопросам обеспечения прав граждан при электронном доступе субъектов ОРД к их персональным данным, определения пределов полномочий оперативно-розыскных органов в наднациональном пространстве сети Интернет, регламентации взаимодействия операторов связи, провайдеров интернет-ресурсов, владельцев информационных систем с органами, осуществляющими ОРД.


Соответствующую правовую регламентацию должны получить полномочия полиции по мониторингу персональных данных граждан, контролю за электронной перепиской разрабатываемых лиц, автоматизированному сбору и анализу разрозненных сведений об их поведении, связях, интересах, финансовых операциях, местонахождении и перемещениях, формированию «электронного досье» К сожалению, и сейчас остается потребность аргументировать необходимость правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. Научная общественность не спешит признавать оперативно-розыскное право в качестве отрасли права. Приверженность мифу об исключительности ОРД и трактовке ее как сугубо негласной, закрытой сферы борьбы с преступностью, регулируемой лишь ведомственными нормативными актами, не позволяет отдельным авторам увидеть связанные с ней правовые проблемы.

Достаточно часто их суждения сводятся к тому, что четкая правовая регламентация приведет к утрате уникальных свойств ОРД, сузит поле тактической свободы и тем самым снизит ее эффективность. Фрагментарность и неполнота знаний в области ОРД, обремененность стереотипами узкопрофессионального мышления, а в ряде случаев и пренебрежительное и высокомерное отношение к ОРД как к вспомогательной не вполне моральной сфере социальной практики закрывает таким авторам глаза не только на сложные реальные проблемы оперативно-розыскной деятельности, но и на направления их правового решения.

Конечно, в правовом регулировании ОРД есть пробелы и недостатки. Под пробелами в оперативно-розыскном праве понимаются ситуации, когда какие-либо значимые отношения в сфере ОРД остаются неурегулированными правовыми нормами. Это чаще всего происходит из- за недостатков в правовой регламентации и является признаком некачественности соответствующего закона. Пробелы в праве могут быть ликвидированы посредством уточнения существующего или разработки и принятия нормативного правового акта, регламентирующего ОРД, либо использования аналогии права или аналогии закона. Учитывая, что возможности применения последних двух способов в уголовно-правовой сфере ограничены, основное внимание, на наш взгляд, следует сосредоточить на перспективах разработки нового оперативно-розыскного закона. Недостатки в правовом регулировании — более широкое понятие, означающее несовершенство нормативной регламентации какой-либо сферы общественных отношений в целом. В обобщенном виде недостатки в правовом регулировании ОРД были сформулированы еще в Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2015 9 2009 году в докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации.


Мониторинг правового обеспечения основных направлений внутренней и внешней политики» В нем отмечалось, что совершенствованию борьбы с преступностью и укреплению общественной безопасности будут способствовать разработка и принятие нового федерального закона, регулирующего правоотношения в сфере осуществления оперативно- розыскной деятельности, так как нормы Закона об ОРД содержат нечеткие формулировки и противоречия. Это относится и к определению задач и принципов оперативно-розыскной деятельности, оперативно-розыскных мероприятий (их перечня, оснований и условий проведения и т.д.), а также к регламентированию прав, обязанностей, социальной и правовой защиты субъектов осуществления оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим предлагалось в новом законе:

- закрепить порядок проведения оперативно- розыскных мероприятий;

- уточнить отдельные нормы закона и привести их в соответствие с иными законодательными актами Российской Федерации;

- определить правовое содержание и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, уточнить условия их проведения;

- установить правовые критерии проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий (оперативный эксперимент, контролируемая поставка, проверочная закупка) в целях обеспечения гарантий соблюдения прав граждан и недопущения провокационных действий со стороны сотрудников, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность;

- разграничить содержание оперативно- розыскных мероприятий и административных процедур, осуществляемых при проведении правоохранительными органами контрольно-надзорных мероприятий в рамках полномочий, предусмотренных иными законодательными актами;

- уточнить процедуру представления результатов оперативно-розыскной деятельности для использования в уголовном процессе, а также условия признания этих результатов в качестве доказательств по уголовным делам;

- установить особенности пенсионного обеспечения штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих этим органам содействие на контрактной основе;

- уточнить порядок и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении отдельных категорий лиц (судей, прокуроров, депутатов, адвокатов).

Очевидно, что в современных условиях совершенствование правового регулирования ОРД предполагает и повышение качества подзаконных нормативных правовых актов. Здесь нельзя не обратить внимание на существующую несогласованность отдельных нормативных актов органов, уполномоченных на осуществление ОРД (МВД, ФСИН, ФСБ и др.), что затрудняет их сотрудничество при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Выходом из такой ситуации могла бы стать так называемая вторичная кодификация, предполагающая издание Указа Президента Российской Федерации или совместного нормативного правового акта органов, уполномоченных на осуществление ОРД (Положения, Основ), регламентирующего базовые положения организации и тактики ОРД.


Относительно совершенствования ведомственного нормативного правового регулирования нужно также заметить, что, согласно п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 №1009 (ред. от 30.01.2015), нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Что же касается наставления, то как вид нормативного правового акта оно не предусмотрено. В связи с этим следовало бы привести в соответствие с упомянутым постановлением и вид нормативного акта, регламентирующего организацию и тактику ОРД органов внутренних дел [3, с. 88].

Завершая, еще раз подчеркнем, что с учетом происходящих в современном обществе трансформаций преступности, возрастания ее профессионализма и организованности, а так - же обострения проблем противодействия проявлениям экстремизма и терроризма особую значимость приобретает задача поиска и правового закрепления оптимального соотношения между интересами личности и общества. Отметим, что в последнее время во многих государствах усиливается тенденция изменения баланса приоритетов правоохранительной деятельности в пользу защиты общественных, государственных интересов, причем в социуме растет понимание необходимости определенного ограничения конституционных прав граждан для повышения уровня обеспечения общественной безопасности. В таких условиях крайне важно обеспечить адекватность правового регулирования оперативно-розыскной деятельности требованиям сложившейся ситуации. На решение этой задачи, в первую очередь, и направлен анализируемый проект оперативно-розыскного кодекса.

Заключение

Успешная деятельность подразделений осуществляющих ОРД, полиции по борьбе с преступлениями, отнесенных к их компетенции, предполагает, как нами отмечалось выше, современное их обнаружение и обеспечение по выявлению, предупреждению и полного раскрытия и расследования. Несвоевременное обнаружение преступлений, по которым предварительное следствие обязательно влечет за собой существенные негативные последствия, а именно: разоблачение активно действующих опасных преступников требует в дальнейшем больших усилий криминальной полиции, привлечения дополнительных сил и средств; запоздалые меры криминальной полиции имеют своим следствием формирование общественного мнения о низком уровне ее оперативной осведомленности и реализации правоохранительной функции государства в целом и соответственно о фактической безнаказанности преступников; последнее обстоятельство благоприятствует созданию социально опасной среды, продуцирующей преступность.


Преступления, совершаемые в общеуголовной сфере, чаще всего, являются неочевидным, т.е. лица, совершившие и их соучастники неизвестны, поэтому оперативные работники, осуществляющие ОРД, для выявления, раскрытия, неочевидных преступлений, как правило применяют в совей деятельности принцип «от преступления к преступнику». Иногда, если должностные лица, осуществляющие ОРД по материалам оперативного поиска заведено оперативно-поисковое дело и осуществлено оперативное документирование, позволяющее судить о том, что конкретно установленные лица занимаются преступной деятельностью, то по таким материалам оперативно-поискового возможно принять решение для их реализации в целях возбуждения уголовного дела. При таком подходе, можно использовать принцип «от преступника к преступлению», так как в процессе расследования (при производстве следственных и иных процессуальных действий) возможно выявить дополнительные доказательства о совершении других преступлений связанных в совокупности с совершенным преступлением. Этот принцип всегда используют должностные лица, осуществляющие ОРД при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности. Участники таких преступлений применяют различные ухищрения для маскировки своих преступных действий, уничтожая или укрывая от правоохранительных органов источники криминалистически значимой (ориентирующей и доказательственной) информации, чтобы избежать установленной законом ответственности. Поэтому работникам органов предварительного следствия и дознания, осуществляющие ОРД, чаще всего приходится иметь дело с данными, позволяющими лишь предположить наличие преступления или косвенно его подтверждающими.

В подобных случаях, возникает необходимость обнаружения и фиксирования оперативно-розыскных и поисковых данных, которое бы позволили в большей или меньшей степени определить наличие признаков преступления, круг лиц, преступивших закон, характер предполагаемого ущерба и т.д. Эти фактические данные помогают оперативному работнику сделать обоснованное предположение о наличии (отсутствии) обстоятельств, подлежащих доказыванию в режиме уголовного судопроизводства, позволяющие в соответствии со ст. 143 УПК РФ, должностное лицо, осуществляющее ОРД по материалам оперативно-розыскного дела составляет рапорт об обнаружении признаков преступления. Подобный рапорт является поводом для предварительной проверки согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ. В соответствии с ч. 1 (2) ст. 144 УПК РФ полученные данные, сведения, в ходе проверки содержания рапорта, могут быть использованы в качестве оснований для возбуждения уголовного дела.