Файл: Современный подход к менеджменту человеческих ресурсов.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов
1.1. Понятие и виды человеческих ресурсов
1.2. Современный подход к менеджменту человеческих ресурсов
2. Анализ системы менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Леруа Мерлен Восток»
2.1. Общая характеристика ООО «Леруа Мерлен Восток»
2.2. Анализ системы управления человеческими ресурсами в организации
2.3. Анализ методов управления человеческими ресурсами в организации
Руководитель оценивает стажера. На основании оценки отдела персонала и руководства стажер переводится на испытательный срок (3 месяца). Испытательный срок: по истечению трех месяцев проводится аттестация на уровень подготовки. Непосредственный руководитель составляет отзыв о работе стажера и дает свои рекомендации. Если сотрудник проходит аттестацию, то он вводится в штат компании и считается прошедшим испытательный срок.
Делопроизводитель оформляет пакет необходимых документов, формирует личное дело сотрудника, подает данные о новом сотруднике в пенсионный фонд и прочие внешние организации, подготавливает приказ о назначении сотрудника на должность, заносит запись в трудовую книжку сотрудника. Сотрудники, прошедшие испытательный срок работают в соответствии с должностной инструкцией.
Рассмотрим количество сотрудников, пришедших в организацию по разным каналам поиска персонала (таблица 3).
Таблица 3
Структура мероприятий по подбору персонала, чел.
Каналы поиска персонала |
2016 |
2017 |
2018 |
отклонение |
Поиск внутри организации |
3 |
4 |
4 |
+1 |
Объявления в средствах массовой информации |
6 |
7 |
8 |
+2 |
Отбор сотрудников через агентства по подбору персонала |
2 |
2 |
3 |
+1 |
Итого человек |
11 |
13 |
15 |
+4 |
Таким образом, проведенный анализ мероприятий по подбору и отбору персонала в ООО «Леруа Мерлен Восток» с 2016 по 2018 гг. позволил сделать следующий общий вывод: показатели по подбору персонала, то есть «Объявления в средствах массовой информации» и «Отбор сотрудников через агентства по подбору персонала» увеличивается в 2018 году, что для компании является достаточно положительным фактором, а показатель «Поиск внутри организации» в 2017 и 2018 годах выше, чем в 2016 году. В целом можно сказать, что одним из самых успешных методов является «Объявления в средствах массовой информации» за весь рассматриваемый период; на втором месте мероприятие по «Поиску внутри организации», и третье место занял метод «Подбор сотрудников через агентства».
Организация адаптации новых работников.
Процесс адаптации персонала в ООО «Леруа Мерлен Восток» сводится к минимуму.
Адаптация проводится в 2 этапа:
1) трудоустройство специалиста менеджером по персоналу, краткая история о компании и распорядке дня;
2) знакомство с коллегами, постановка задач руководитель отдела.
Организация стремится удовлетворить как можно больше ожиданий нового работника на первых этапах адаптации для улучшения качества последней и уменьшения её сроков. Ведь первые шаги в организации самые важные с точки зрения адаптации, так как уже говорилось во введении, 90% увольняющихся с работы уже в первый день поступления на неё, решали, что они здесь не будут работать, или обязательно уйдут по истечении короткого времени.
В организации стараются с первых шагов заинтересовать работника в своей организации, развить зачатки верности организации, убеждают в правильности выбора, а также стараются “внушить”, что данному работнику повезло, что он находится здесь, а не у конкурента.
Среди основных целей адаптации работников в ООО «Леруа Мерлен Восток» выделяют следующие:
1. Снижение стрессов, испытываемых новым работником.
2. Сокращение текучести кадров.
Развитие у нового работника состояния удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Существует 2 основных направления адаптации в ООО «Леруа Мерлен Восток»:
1. Первичная, т.е. приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, речь идет в данном случае о выпускниках учебных заведений различного уровня).
2. Вторичная, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности, но меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль.
Основными элементами адаптации персонала в ООО «Леруа Мерлен Восток» являются:
- выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины;
- самостоятельность при выполнении порученных должностных функций;
- удовлетворенность выполняемой работой и вознаграждением, получаемым за достигнутые результаты;
- дружелюбность коллектива;
- взаимопонимание с руководством.
Рассмотрим коэффициент качества работы по направлению адаптации персонала – отношение числа сотрудников, успешно прошедших адаптацию, к общему числу сотрудников, принятых на работу:
12 чел. / 15 чел. × 100 % = 80 %
Следовательно, качество адаптации в магазине ООО «Леруа Мерлен Восток» находится на высоком уровне, организация уделяет внимание вновь прибывшим сотрудникам, постоянно совершенствует существующие в организации способы адаптации персонала.
Система подготовки и повышения квалификации кадров.
Обучение персонала - основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способностями общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
В ООО «Леруа Мерлен Восток» разработано Положение об обучении персонала, согласно которому проводятся следующие виды работ:
- анализ профессионального состава и расстановки кадров;
- мероприятия по подготовке кадров для новых видов деятельности;
- работа с резервом кадров (определение потребности, набор и выдвижение, основные направления подготовки и соответствующие мероприятия);
- подготовка и повышение квалификации руководителей и лиц, работающих с персоналом;
- особые формы переподготовки и повышения квалификации кадров;
- примерное содержание программ подготовки и переподготовки кадров;
- мероприятия по обеспечению единства руководства подготовкой и переподготовкой кадров.
В таблице 4 рассчитаны основные показатели обучения сотрудников в 2018 г.
Таблица 4
Показатели обучения сотрудников, 2018 г.
Количество часов обучения на одного сотрудника |
21 960 час. / 393 чел. = 56 час. |
Процент сотрудников прошедших обучение в течение года |
218 / 393 x100= 55,47 % |
Процент сотрудников для которых осуществляется постановка задач по развитию |
179 / 393 х 100= 45,6 % |
В течение 2018 года сотрудники прошли обучение, которое в среднем на одного человека было рассчитано на 56 час. По окончании обучения сотрудникам выдаются сертификаты и удостоверения. В 2018 г. обучением были охвачены 55,47 % сотрудников ООО «Леруа Мерлен Восток». Постановка задач на каждый год по развитию персонала осуществляется управляющим магазина. За 2016 г. только для 45,6 % сотрудников были поставлены задачи для развития.
Таким образом, обучение персоналом в ООО «Леруа Мерлен Восток» - регламентированный процесс. В 2018 г. на обучение персонала были отправлены более половины сотрудников, что является хорошим показателем. Однако планы развития составляются только для 45,6 %, поэтому данное направление работы надо совершенствовать.
Организация и планирование деловой карьеры и формирование кадрового резерва
Формирование кадрового резерва - важная составляющая политики ООО «Леруа Мерлен Восток». Систематический отбор в резерв наиболее перспективных сотрудников, которые после специального обучения смогут занять ключевые позиции в ООО «Леруа Мерлен Восток», позволяет решать многие бизнес-задачи. Информация о сотрудниках, находящихся в кадровом резерве является персональной и находится в закрытом доступе, поэтому проанализировать данные показатели невозможно.
Оплата труда персонала
Данные использования фонда заработной платы в динамике представлены в таблице 5.
Таблица 5
Анализ фонда оплаты труда ООО «Леруа Мерлен Восток»
Показатель |
2017 |
2018 |
Изменение |
Темп роста, % |
Общий ФОТ, тыс. руб. |
249459 |
261254 |
+11795 |
104,7 |
Среднесписочная численность НЛП, чел. |
389 |
393 |
+4 |
101,0 |
За исследуемый период произошло увеличение общего фонда оплаты труда на 11795 тыс. руб. или на 4,7%. Частично рост фонда оплаты труда произошел из-за увеличения темпов объемов продаж продукции и производительности труда
В таблице 6 представлен сравнительный анализ темпов ростапроизводительности труда и заработной платы персонала ООО «Леруа Мерлен Восток».
Таблица 6
Сравнительный анализ темпов роста производительности труда и заработной платы персонала ООО «Леруа Мерлен Восток»
Показатель |
2017 год |
2018 год |
Отклонение |
Темп роста |
Производительность труда ППП, тыс. руб./чел. |
5270,7 |
8491,1 |
+3220,4 |
161,1 |
Списочная численность персонала, чел. |
389 |
393 |
+4 |
101,0 |
ФОТ, тыс. руб. |
249459 |
261254 |
+11795 |
104,7 |
Среднегодовая заработная плата, тыс. руб. |
641,3 |
664,8 |
+23,5 |
103,7 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
53442 |
55400 |
+1958 |
103,7 |
За анализируемый период темп роста среднемесячной платы труда увеличился в 2018 году, так же произошел рост темпов роста производительности труда, это говорит о том, что трудовые ресурсы используются эффективно. Среднемесячная заработная плата работников ООО «Леруа Мерлен Восток» в 2018 году возросла по сравнению с 2017 годом с 53442 рублей до 55400 рублей, или на 3,7%.
На наш взгляд, уровень заработной платы в ООО «Леруа Мерлен Восток» находится на высоком уровне и хорошо стимулирует персонал к повышению производительности труда. Нормативно данный процесс регулируется Положением об оплате труда, Положением о премировании персонала и фиксируется в трудовых договорах либо дополнительных соглашениях сотрудников.
Аттестация персонала
Аттестация персонала - один из важнейших элементов кадровой работы, представляющий собой периодическую оценку профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории.
Основными задачами аттестации работников в ООО «Леруа Мерлен Восток» являются:
- определение служебного соответствия работника занимаемой должности;
- выявление перспективы использования потенциальных способностей и возможностей работника;
- стимулирование роста профессиональной компетенции работника;
- определение направлений повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки работника;
На основании результатов аттестации управляющий вправе понизить или повысить работника; повысить или понизить его должностной оклад; изменить или отменить надбавку к нему; повысить или освободить работника от должности. Причем все негативные меры применяются только с учетом управляющего магазином.
В таблице 7 рассмотрим показатели аттестации сотрудников ООО «Леруа Мерлен Восток».
Таблица 7
Показатели аттестации сотрудников
% сотрудников проходящих аттестацию ежегодно |
311 / 393 х100 =79,13 % |
% сотрудников прошедших аттестацию на бал выше среднего |
186 / 311 х 100 = 59,81 % |
Каждый год 79,13% сотрудников ООО «Леруа Мерлен Восток» проходят аттестацию, из них только 59,81 % проходят аттестацию на бал выше среднего. Рассмотрим показатели эффективности оценки персонала в таблице 8. Как мы видим, большая часть сотрудников охвачена оценкой их деятельности. Для оценки кандидатов проводятся мероприятия, позволяющие проанализировать соответствие знаний, умений, профессионально важных качеств кандидатов требованиям должности, рабочей профессии и условиям работы.
Таблица 8
Показатели эффективности оценки персонала
№ |
Название показателя |
Расчет |
Результат, % |
1 |
процент сотрудников, регулярно получающих оценку своей работы (от общего числа сотрудников) |
347 чел. / 393 чел. х 100% |
88,3 |
2 |
процент сотрудников, регулярно получающих оценку своей компетентности (от общего числа сотрудников) |
393 чел. / 393 чел. х 100% |
100 |
3 |
процент сотрудников, проходящих независимую оценку (от общего числа сотрудников) |
326 чел. / 393 чел. х 100% |
82,95 |
Регулирование трудовых отношений в системе управления персоналом ООО «Леруа Мерлен Восток» осуществляется в соответствии с трудовым законодательством РФ. Специалисты по кадрам эффективно и продуктивно выполняют свою работу. В их обязанности входит вести кадровую документацию и отчетность. Однако постоянная система планирования и оценки результатов работы инспектора по кадрам, а также сотрудников, вовлеченных в управление персоналом (осуществляющих функции управления персоналом), отсутствует.