Файл: Право на товарный знак и знак обслуживания (Гражданско-правовая охрана товарного знака и знака обслуживания).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 1086
Скачиваний: 25
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные правовые положения фирменного наименования
1.1. Понятие товарного знака и знака обслуживания
1.2. Правовой режим охраны товарных знаков и знаков обслуживания
2. Гражданско-правовая охрана товарного знака и знака обслуживания
2.1. Об определениях Верховного Суда РФ в области товарных знаков
2.2. О защите различительной способности товарного знака от «размытия»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Торговая марка компании представляет особую ценность в бизнесе. В разработку и развитие бренда вкладываются значительные финансовые средства. Создание имиджа фирмы, её услуг или товаров требует также немалых затрат времени. Как только компания становится известной, конкуренты начинают копировать её коммерческие обозначения.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что активное развитие коммерческой сферы, и появление множества товаров, логотипов и брендов привело к широкому распространению такого средства индивидуализации, как товарный знак. Проблемными в отношении этого знака являются вопросы начиная от признания его общеизвестным и заканчивая его правовой охраной.
На основании вышесказанного видим, что актуальность выбранной мной темы курсовой работы не вызывает сомнений.
Правовые проблемы права на товарный знак и знак обслуживания изучались следующими авторами: Бахарева В.С., Верхолётов М.А., Галкина У.В., Гафуров Р.Ф., Еременко В.И., Жиленкова Т.В., Карпунин П.В., Клейменова М.О., Колесникова М.М., Лосев С. и другие.
Цель работы - рассмотреть понятие право на товарный знак и знак обслуживания, его правовое регулирование и охрану в гражданском праве Российской Федерации.
Задачи проведенного исследования:
- дать понятие товарного знака и знака обслуживания;
- проанализировать правовой режим охраны товарных знаков и знаков обслуживания;
- рассмотреть определения Верховного Суда РФ в области товарных знаков;
- исследовать защиту различительной способности товарного знака от «размытия».
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правом на товарный знак и знак обслуживания.
Предметом исследования являются правовые нормы, связанные с правом на товарный знак и знак обслуживания.
Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, материалы российской печати, а также иные документы, опубликованные в различных изданиях сети «Интернет», в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».
Методология исследования. В процессе проведения данного исследования были использованы различные методы, широко применяющиеся для изучения общественно-правовых явлений: всеобщий диалектико-материалистический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, социально-философский, логический, исторический и другие методы научного познания.
Структура данного исследования включает в себя введение, две главы, объединяющих четыре параграфа, заключение и список использованных источников.
1. Основные правовые положения фирменного наименования
1.1. Понятие товарного знака и знака обслуживания
Товарный знак и знак обслуживания являются специальными способами идентификации товара в коммерческом обороте[1].
Определение понятия «товарный знак» закреплено в ст. 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)[2]. Под товарным знаком понимают обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В юридической литературе выделяют несколько функций товарных знаков. Единого мнения относительно количества и наименования товарных знаков среди ученых нет. Так, М.А. Егорова выделяет шесть функций товарных знаков[3]:
1) индивидуализирующую, которая состоит в том, что любой товарный знак отсылает к конкретному товаропроизводителю с целью выделения товара из массы других (именно эту функцию следует назвать в качестве основной, т.к. позволяет выделить в торговом обороте товар и его производителя среди аналогичных других);
2) информационную, суть которой заключается в том, что потребитель товара информируется о качестве продукта, а также о его характерных свойствах;
3) гарантийную, проявляющуюся в гарантировании соответствующего качества товаров; потребитель, приобретая конкретный товар известного товарного знака, предполагает получить его с уже известным ему качеством и характерными свойствами;
4) рекламную, для реализации которой товарный знак сам должен стать объектом рекламы, т.е. он должен использоваться во всех визуальных проявлениях: на таре и его упаковке, на вывесках, сувенирах, в печатных изданиях, при оформлении выставочных и торговых помещений, на фирменной униформе;
5) ограничительную (законодательство устанавливает запрет на использование товарного знака другим лицам без соответствующего разрешения);
6) охранительную, вытекающую из исключительного права его использования и необходимую для защиты выпускаемой продукции на рынке и применяемой в борьбе против недобросовестной конкуренции. Эта функция особенно актуальна во внешней торговле. Товарный знак предоставляет его владельцу охрану в виде исключительного права на пользование товарным знаком для идентификации его товаров и услуг или на предоставление такого права другому лицу за плату[4].
В.В. Белов, Г.В. Виталиев, Г.М. Денисов выделяют три функции товарных знаков: - идентификационная, которая обеспечивает отделение товара одного производителя от аналогичного товара другого производителя, являющегося зачастую конкурентом;
- информационная, обеспечивающая донесение до потребителя товара сведений о качестве последнего, позволяя тем самым потребителю делать осознанный выбор;
- рекламная, придающая товару наряду с информационной функцией качество известности, делая товар популярным среди потребителей[5].
Функции товарного знака не статичны, они развиваются и изменяются в зависимости от рыночных условий, целей и задач сбытовой политики производителя товара. Несмотря на различное понимание количества и наименования функций, выполняемых товарным знаком, основной функцией будет выступать отличительная, позволяющая потребителю определить именно нужный товар, отвечающий предъявляемым требованиям[6].
Российский законодатель не делает различий между понятиями «товарный знак» и «знак обслуживания». Именно поэтому п. 2 ст. 1477 ГК РФ прямо закрепил, что все правила о товарных знаках применяются и к знакам обслуживания, т.е. к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг[7].
Ю.Т. Гульбин определил, что товарный знак выступает средством индивидуализации товаров, а знак обслуживания – услуг или работ[8]. Товарный знак отличается от знака обслуживания только объектом маркировки. Как по классу товаров, так и по классу услуг один и тот же знак может быть зарегистрирован на имя конкретного владельца, поэтому это различие нередко стирается.
Фирмы, которые оказывают услуги, могут иметь один знак обслуживания, зарегистрированный на весь комплекс услуг, а производственные фирмы обладают несколькими товарными знаками: один общий товарный знак зарегистрирован на всю продукцию, которая производится фирмой, и товарные знаки, которые зарегистрированы на некоторые товары[9].
В коммерческой деятельности в последнее время, в юридической литературе понятие «товарный знак» употребляется наряду с такими понятиями как «логотип», «торговая (товарная) марка», «бренд», «слоган». При этом перечисленные понятия рассматриваются и употребляются как синонимы. Необходимо провести различия между указанными понятиями.
Понятие «торговая марка» используется в англосаксонском праве и некоторых международных соглашениях. Н.Ю. Черник в своей работе указывает, что «торговая марка – имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров и услуг одного продавца или группы продавцов и отличия их от товаров и услуг конкурентов. Марочное название – произносимая часть торговой марки, например Samsonite. Марочный знак – символ или рисунок, т.е. изобразительная часть торговой марки»[10].
В российском законодательстве нет термина «товарная марка», но на практике и в юридической литературе[11] данный термин используется. При этом термины «торговая марка» и «товарный знак» воспринимаются как синонимы, идентичные понятия.
М.А. Егорова не разделяет такую позицию и в качестве аргументов своей позиции приводит тот факт, что товарный знак является торговой маркой или ее частью, обеспеченные правовой защитой. При этом буквальный перевод английского слова «mark» означает «знак», а слово «trade» – «торговля». Действующий ГК РФ не содержит термина «торговля», а оперирует термином «товар». Именно поэтому, по мнению М.А. Егоровой, учитывая действующие правовые нормы, правильнее употреблять понятие «товарный знак», а не «торговая марка»[12].
Понятие «логотип» значительно шире понятия «товарный знак». Логотип представляет собой специально разработанную, стилизованную, сокращенную форму названия фирмы, часто используемую в оригинальном начертании.
Логотип включает в себя несколько элементов:
1) фирменное наименование или произвольную его часть;
2) указание на сферу деятельности;
3) изобразительные элементы (геометрические фигуры, рисунки, специальные графические изображения, различные цвета).
Таким образом, логотип может включать в себя несколько зарегистрированных товарных знаков, а в некоторых случаях – фирменное наименование, являющееся отдельным объектом правовой охраны.
Логотип может не включать в себя товарный знак. В качестве примера М.А. Егорова приводит сеть универсальных магазинов «Harrods», которая использует это слово в своем логотипе, но не зарегистрировала его как товарный знак относительно торговых услуг[13].
Именно поэтому понятие «товарный знак» не следует отождествлять с понятием «логотип».
Понятие «слоган» стал популярным в России после перехода к рыночным отношениям.
Слоган – это девиз, рекламный лозунг или рекламная формула в виде афористичной, легко запоминающейся короткой фразы. По желанию слоган можно зарегистрировать как товарный знак.
Очень часто под понятием «товарный знак» понимают «бренд». Под брендом понимают продукт, товар, компания или концепция, которые выделяются общественным сознанием из массы подобных. Брендом выступает товар, который при помощи правильно проведенной рекламной кампании и последовательных маркетинговых ходов приобретает в общественном сознании особую ценность. Средства, которые вкладываются в товар с помощью рекламы или продвижения путем маркетинга, полностью или в части могут окупиться за счет стоимости товара, которая резко возрастает с превращением простого товара в бренд[14].
В основе бренда лежит удачно выбранный товарный знак, который благодаря умело построенной рекламе со временем превращается в бренд. Итак, бренд – это «раскрученный», признанный обществом как особо ценный товар (популярный, модный, престижный и т.п.). Бренд индивидуализирует само общество, а не производитель, владелец или продавец товара, что существенным образом отличает его от товарного знака[15].
Товарные знаки по форме своего выражения можно классифицировать на следующие:
1) словесные, выражающиеся в словах как из родного языка, так и заимствованных. В качестве товарного знака могут применяться собственные имена людей, животных;
2) изобразительные: национально-изобразительные мотивы; архитектурно-исторические мотивы; элементы юмора и шаржа; традиции предприятия; сложившиеся виды производства; исторические особенности региона и местности; события, ставшие вехами в общественной культурной жизни региона;
3) объемные;
4) комбинированные;
5) знаки особого вида, включающие в себя световые; звуковые; вкусовые; знаки чувств обоняния и др.
Среди товарных знаков большую часть составляют словесные товарные знаки, которые обладают высокой степенью различимости, хорошо запоминаются и их очень легко использовать в рекламных кампаниях. Достаточно часто главную роль в рекламе играют именно словесные товарные знаки (или их словесная часть). Это связано с тем, что не все СМИ обладают возможностью использовать графические или звуковые элементы товарных знаков[16].