Файл: Понятие и признаки правового государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Идея правового государства, уходящая своими корнями в античную политико-правовую мысль и получившая мощный импульс развития в Новое время, в современных условиях обретает практическую реализацию. Официальное признание государства как правового в конституциях ряда стран, в том числе и России, вызывает необходимость наполнить категорию «правовое государство» реальным юридическим содержанием.

Сущность правового государства раскрывается через его принципы. Становление правового государства может быть осуществлено только при условии успешного претворения в жизнь определенных правовых требований, механизмов реализации его принципов.

В отечественной юридической литературе исследованию принципов правового государства, механизмов их реализации уделяется достаточное внимание. Однако до сих пор среди ученых нет единства в понимании принципов правового государства, раскрытии их содержания. Такая же ситуация складывается и в сфере исследования механизмов реализации принципов правового государства.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере функционирования правового государства и реализации его признаков.

Предметом исследования являются: понятия и признаки правового государства, в своей совокупности образующие категориальный аппарат исследования; возникновение концепции правового государства; содержание принципов правового государства, конкретные механизмы реализации принципов правового государства.

Цель исследования - показать генезис концепции правового государства в теоретико-правовых исследованиях западноевропейских и отечественных правоведов и на этой основе сформулировать рекомендации по совершенствованию механизма реализации принципов правового государства в современных условиях.

Для достижения данной цели были поставлены перед собой следующие задачи:

- провести анализ возникновения концепции правового государства;

- дать характеристику закрепления понятия «правовое государство» в Конституции РФ;

- выявить основные признаки правового государства и их правового содержания;

- дать подробную характеристику некоторым признакам правового государства;

Методологической основой исследования является всеобщий диалектический метод познания, а также общенаучные методы познания: системный, исторический, сравнительный, анализа, синтеза, индукции и дедукции. Для интерпретации научных концепций и нормативных актов в работе были использованы специально-юридические методы: формально-юридический и метод сравнительного правоведения.


Теоретическая основа исследования. В работе были использованы труды выдающихся мыслителей Нового времени, разрабатывавших концепцию правового государства в Западной Европе: Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, а также работы по проблемам правового государства русских юристов: Н.Н. Алексеева, В.М. Гессена, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, Б.Н. Чичерина.

Структура курсовой работы отражает поставленные цели и задачи и состоит из: введения, двух тематических глав, заключения и библиографии.

Глава 1 Общая характеристика правового государства

1.1 Понятие и сущности правового государства

В современной российской науке идея правового государства нашла широкое освещение в исследованиях отечественных юристов, философов и политологов. В их работах, прежде всего, отмечается, что в основе правового государства лежит стремление оградить человека от произвола властей различных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека и его свободу. Кроме того, идет речь о государстве, ограничивающем свои действия правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

Так, по мнению представителей философии, правовое государство - это государство, в котором не издаётся никаких законов, противоречащих нравственным идеям права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости[1].

В литературе по политологии в большинстве случаев утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, который выражает и защищает интересы общества, а не господствующего слоя. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона, как акта, принятого законодательным органом, согласно специальной демократической процедуре.

В отечественной юридической науке также предлагаются различные дефиниции правового государства. Доктор юридических наук А. В. Малько считает правовым такое государство, в котором создаются условия для определённых ограничений с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений[2]. Другой ученый А. Ф. Черданцев кратко выражает суть правового государства как государства, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признаёт и охраняет права и свободы граждан [3]. В. А. Четвернин полагает, что «правовое государство - государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина»[4]. А. И. Коваленко под правовым понимает государство, основанное на верховенстве закона, неуклонном исполнении и соблюдении всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства; предусматривающем взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства; базирующемся на политическом, идеологическом и экономическом плюрализме, что закрепляется и гарантируется нормативно-правовыми актами государства, обеспечением прав и свобод граждан, необходимых для функционирования гражданского общества[5].


Как видно, вышеуказанные определения правового государства включают наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство - системообразующая структура, состоящая из ряда элементов. В этой связи, на наш взгляд, можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти в высокоразвитом гражданском обществе, которой свойственны верховенство права, режим демократии, законности и конституционности, реализация механизма самоограничения власти, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

Таким образом, понятие правового государства многогранно. Также многообразны и его признаки. В юридической литературе называется и обосновывается более полутора десятков признаков. При этом, чем выше уровень обобщения, тем большее количество признаков приписывается правовому государству.

Можно выделить следующие основные (принципиальные) признаки правового государства, которые взаимообуславливают и дополняют друг друга:

  1. Наличие полноценного, дееспособного гражданского общества с высоким уровнем правовой культуры, свободно и независимо функционирующего параллельно с государством.
  2. Верховенство права и его господство над государством.
  3. Существование эффективно действующего механизма самоограничения власти.
  4. Признание и гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина.
  5. Взаимная ответственность государства и личности.
  6. Создание и поддержание режима демократии, законности и конституционности.

Остановимся более подробно, на последнем признаке правового государства, поскольку он, на наш взгляд, наиболее полно характеризует и определяет его сущность.

Общеизвестно, что подлинно демократичным может быть только правовое государство. Демократичность государства - это степень предоставления им своим гражданам возможностей решать и защищать личные интересы без ущерба интересам других. Демократия очень тесно взаимосвязана с законностью. Законность существует там, где есть развитая правовая система, детальное, упорядоченное, лишенное существенных пробелов и противоречий законодательство, высокий уровень правосознания и юридической культуры.

Ключевым аспектом любого демократического правового государства наряду с законностью выступает режим конституционности, который подразумевает реально действующую систему конституционализма, обеспечивающую полное действие правовой Конституции, ее соблюдение всеми членами общества, в том числе и должностными лицами органов государственной власти.


Как видно из вышеизложенного, внутреннее содержание правового государства определяется его подлинной народностью, уважительным отношением к праву, демократичностью взаимоотношений как с обществом в целом, так и каждым членом общества. Это и есть его главные, сущностные показатели.

Идея правового государства, является полной противоположностью деспотизма, произвола, диктатуры и тоталитарному режиму. Эта идея преследует ряд целей:

  1. Ограничение и направление процесса осуществления власти. Не является целью правового государства стремление принизить важность руководителей. Целью является установление стандартов легитимности методов руководства.
  2. Формирование чувства правомерных ожиданий и определённости в отношении поведения субъектов права.
  3. Охрана устоявшихся общественных представлений о свободе и равенстве, справедливости и морали, а также защита прав и достоинства граждан согласно этим представлениям.

В правовом государстве обязательны следующие правовые институты:

  1. Назначение наказаний за правонарушения и преступления только на основании нормативно определенным и опубликованным положениям и процедурам.
  2. Равенство всех граждан перед законом и судом. В свою очередь нарушители правопорядка подлежат наказанию, независимо от их политического, социального, экономического или национального положения.
  3. Наличие независимых, беспристрастных и доступных судов, правоохранительных органов, адвокатуры и правозащитных организаций.

Важную роль играет принцип разрешения конфликтов на основе правовых норм, компромисса и социальной справедливости.

Правовое государство - это идеал для каждого государства, который не привязан к ни какому государственному опыту. В числе наиболее значимых принципов следует назвать верховенство право и закона, равноправие граждан перед законом и судом, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина и др. В тоже время для достижения этого идеала в России необходимо учитывать характерные особенности, которые связаны с истории и традиций российского общества и государства. Более того формирование правового государства напрямую зависят от целей и задач, которые ставит перед собой общество и государство. На сегодняшний день во всем мире успешной является модель такого правового порядка в государстве, исходя из принципа разделения властей, при котором законодательная и исполнительная ветви власти отделены друг от друга, а также от судебной ветви власти; судебные решения основываются на достоверных и достаточных доказательствах, на адекватных и разумных толкованиях законов; при этом гарантируется законное и справедливое судебное разбирательство и т.д.


Качественное значение для правового государства имеет верховенство закона, при котором закон обладает высшей юридической силой. Учитывая данный принцип все другие правовые акты должны не противоречить, а соответствовать закону. Исходя из такого правового подхода, никакой орган государственной власти и должностное лицо не вправе совершать действия за пределами правового поля, установленного законом. В свою очередь правовые нормы должны изменяться и издаваться в соответствии с процедурами установленными законом.

Таким образом, правовое государство - это сложный продукт цивилизованного общества, нацеленный на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни только в народных интересах.

1.2 Конституционно- правовые основы России как правового государства

Происшедшие в России с 90 - х годов XX столетия реформы в политической и социально - экономических сферах привели к развитию новых рыночных отношений, предусматривающих демонополизацию государственной и устанавливающих множественность форм собственности, свободу предпринимательства и иной экономической деятельности, свободу в личных, политических, социально - экономических и культурных правах. Данный процесс оказался не только сложным и экономически нестабильным, повлекшим негативные последствия в социально - экономическом плане, но и потребовавший существенного изменения законодательной регламентации организации и осуществления государственной власти в России.

На современном этапе развития Российского государства, перед ее обществом, как и в целом перед мировым сообществом, достаточно остро встают проблемы внутренней организации и совершенствования деятельности органов государственной власти с учетом законодательной регламентации республиканской и федеративной формы государственного устройства.

Общепризнано, что на организацию и деятельность органов государственной власти оказывает воздействие опыт накопленный человечеством, а также содержащийся в общепризнанных принципах и нормах международного права, как суверенное равенство государств, уважение прав и свобод человека, принципы правового и социального государства и т.д.

Тема правового государства интересна для при освещении ее необходимо постоянно проводить сравнения между правовыми идеями государства и повседневной реальностью.