Файл: Управление распределением прибыли предприятия (Теоретические основы управления распределением прибыли предприятия).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления распределением прибыли предприятия
1.1. Финансовые результаты предприятия: понятие и методика анализа
1.2 Сущность, виды и функции прибыли
1.3 Формирование и распределение чистой прибыли
2. Анализ формирования и распределения прибыли ООО «Альфа»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Альфа»
2.2. Политика управления прибылью ООО «Альфа»
3. Рекомендации по повышению эффективности управления распределением прибыли ООО «Альфа»
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия. В современных условиях тема формирования, использования и распределения прибыли очень актуальна, так как от нее зависит финансовая устойчивость предприятия. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обыкновению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения.Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально подработанной политикой, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала.
Таким образом, прибыль является денежным выражением основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Прибыль организации должна не только покрывать расходы на производство и продажу товаров (проведение работ, оказание услуг), но и быть настолько весомой, чтобы обеспечивать расширенное воспроизводство, а также решение стоящих перед предприятием задач.
Объектом исследования является ООО «Альфа».
Предмет исследования –распределение прибыли ООО «Альфа».
Цель работы – анализ эффективности управления распределением прибыли ООО «Альфа» и разработка рекомендаций по совершенствованию на основе данного анализа.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы управления распределением прибыли;
- дать общую характеристику ООО «Альфа»;
- оценить текущее финансовое состояние предприятия;
- проанализировать распределение прибылипредприятия;
- предложить мероприятия по повышению эффективности распределения прибыли предприятия;
При написании данной работы использовалась учебная литература, законодательные и нормативные акты, периодическая литература. В ходе проведения анализа использовались методики финансового анализа Г.В. Савицкой, А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина, В.В. Ковалева, И.Т. Балабанова.
Теоретической и методологической основой курсовой работы является: специальная литература по финансовому анализу, соответствующие методические и проектные материалы, периодические издания, ресурсы глобальной сети Интернет по данной теме, прочие источники деловой литературы.
Основными источниками информации при проведении анализа в ходе разработки курсовой работы являлись уставные, отчётные документы и другая внутренняя информация, данные о развитии отрасли, специальные издания, периодическая печать, наблюдения за деятельностью фирмы.
Практическая значимость состоит в том, что разработанные в курсовой работе рекомендации позволят повысить финансовые результаты ООО «Альфа».
1. Теоретические основы управления распределением прибыли предприятия
1.1. Финансовые результаты предприятия: понятие и методика анализа
Деятельность каждого хозяйствующего субъекта определяет финансовый показатель. Финансовые результаты занимают весьма важное место в системе показателей, которые используются для всестороннего анализа результативности работы предприятий. Тем не менее, их сущность толкуется неоднозначно некоторыми исследователями, показатели разнообразны и малообоснованны, что затрудняет их применение при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий [14].
Финансовым результатом деятельности предприятий химической промышленности является прибыль, обеспечивающая потребности самих предприятий и государства в целом, либо убыток. В зависимости от методов исчисления выделяют несколько подходов к толкованию понятия «прибыль» - бухгалтерский, экономический, налоговый.
Бухгалтерская прибыль представляет собой прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитываемую по документам бухгалтерского учета, не учитывая документально не зафиксированные издержки самих предпринимателей, в том числе упущенную выгоду [10].
Экономическая прибыль является разницей между доходами и экономическими расходами, включающими наравне с общими расходами альтернативные (вмененные) расходы; рассчитывается как разница между нормальной и бухгалтерской прибылью предприятия [8].
Расхождение бухгалтерской и экономической прибыли выражено в том, что бухгалтерская прибыль не отображает экономического содержания прибыли, а значит, реальные результаты деятельности предприятия за отчетный период. Отражение в отчетности данных об экономической прибыли предприятия будет содействовать получению пользователями необходимой деловой информации. Одной из проблем формирования финансовых результатов является качество бухгалтерской отчетности.
В экономической литературе конечный финансовый результат рассматривается как прирост или уменьшение капитала предприятия в процессе хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка [11].
Бухгалтерский, или учетный, метод исчисления конечных финансовых результатов основан на расчете прибыли или убытка по учетным документам. Важно подметить, что функционирующая в настоящее время бухгалтерская отчетность не позволяет объективно оценивать деятельности предприятий, так как является отчасти формулировкой субъективного мнения экономистов, которые ее формируют, проявляющегося в избрании того или иного варианта учетной политики. Более того, на сегодняшний день нет четкого толкования элементов отчетности и критериев их признания. Расхождение бухгалтерского и налогового учета еще наиболее затрудняет формирование прибыли [16].
Присутствуют основательные отличия в определении доходов, расходов и прибыли. Приняты три вида учета на предприятиях: бухгалтерский, налоговый и управленческий. При этом количество отличий между результатами бухгалтерского и налогового учета увеличивается [19].
Конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий химической промышленности характеризуются доходами от обычных видов деятельности, порядок формирования которых регламентирован соответственными законодательными актами.
На сегодняшний день их формирование совершается согласно статьям главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса РФ [2] и некоторым Положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность предприятия», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации») [6,7].
Отчет о финансовых результатах обобщаетинформацию о доходах и расходах организации заотчетный период и аналогичные периоды предыдущих лет, раскрывает структуру финансовогорезультата и факторы, повлиявшие на эффективность финансово-хозяйственной деятельности.
В современных условиях бухгалтерская(финансовая) отчетность как важнейший элемент информационной системы экономическогосубъекта является средством внешней коммуникации, позволяющим заинтересовать инвесторови привлечь необходимые инвестиции. Она служитосновой оценки финансового и хозяйственногопотенциала, деловой активности и эффективностииспользования ресурсов, проведения различныханалитических исследований, последующегопланирования и прогнозирования деятельностиэкономического субъекта [9].
При формировании показателей отчета о финансовых результатах отечественными предприятиями должно быть обеспечено соблюдение требований федеральных стандартов по бухгалтерскому учету. Методика формирования отчетных показателей о финансовых результатах основана на использовании книжных данных, т.е. данных синтетического и аналитического учета по счетам учета доходов и расходов, прибылей и убытков, представленных в соответствующих учетных регистрах экономического субъекта. Порядок раскрытия отчетной информации о финансовых результатах в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с отечественными стандартами бухгалтерского учета приближен, но не идентичен международным стандартам [15].
В процессе анализа отчета о финансовых результатах стоит использовать два основные аналитические инструменты: горизонтально-вертикальный анализ и коэффициентный анализ. При анализе отчета о финансовых результатах цель процесса состоит в том, чтобы оценить эффективность компании в течение определенного периода времени - по сравнению с его собственной исторической производительностью или по сравнению с другой компанией [12].
Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках предусматривает отображение каждой позиции в отчете о прибылях и убытках как процента от выручки. Такой анализ позволяет провести сравнение данных по периодам времени (анализ временных рядов) и между отдельными компаниями разных размеров.
Вертикальный анализ отчета о финансовых результатах является особенно полезным при сравнении компаний друг с другом в течение определенного периода времени или для сравнения компаний с отраслевыми данными. Аналитик может выбрать отдельные компании-конкуренты для сравнения, использовать отраслевые данные из опубликованных источников или собирать данные из баз данных, основанных на выборе компаний-аналогов или более широких отраслевых данных. Эффективность отдельной компании можно сравнить с отраслевыми данными для оценки относительной эффективности [9].
Что касается горизонтального анализа, то этот метод подразумевает сопоставление данных компании за несколько периодов и расчет показатели роста или прироста.
Горизонтальный анализ позволяет понять, происходит ли развитие компании, наращивает ли она объем сбыта, увеличивает размер финансового результата от своей деятельности. Все это позволяет понять направление развития компании, что обеспечивает аналитика информацией о перспективах бизнеса. Более высокий темп прироста доходов по сравнению с расходами будет указывать на повышение эффективности работы компании [21].
В целом использование таких аналитических приемов, как горизонтальный и вертикальный анализ, позволит понять способность компании генерировать прибыль и обеспечивать дальнейшее развитие.
Коэффициенты характеризуют относительные величины двух сравниваемых показателей (плановый или базисного периода), из которых один берут за единицу.
Важным аспектом финансовой эффективности компании является ее рентабельность и прибыльность. Отчет о финансовых результатах является основным источником, который позволяет сформировать мнение об этом аспекте. Используя только данные этого отчета, можно рассчитать различные показатели маржи [26].
Одним из показателей рентабельности является рентабельность продаж по чистой прибыли, также известная как маржа чистой прибыли. Этот показатель рассчитывается как соотношение чистой прибыли и выручки (или суммы продаж).
Маржа чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручка
(1)
Маржа чистой прибыли измеряет размер чистой прибыли, который был сгенерирован компанией на каждый рубль выручки. Более высокий уровень чистой прибыли указывает на более высокую прибыльность компании и, таким образом, такая ситуация является более желательной. Маржа чистой прибыли также может быть найдена непосредственно при использовании вертикального метода анализа отчетности о финансовых результатах [12].
Положительное значение показателя будет указывать на то, что каждый рубль продаж позволяет компании получить прибыль. Однако не всегда можно точно определить, является ли положительное значение достаточно высоким для обоснования выводов о эффективной деятельности или все же текущий показатель слишком низкий. Поэтому для определения точного положения компании и качества работы менеджмента стоит сравнить маржу чистой прибыли предприятия с другими компаниями в отрасли. Также рентабельность можно сравнить с собственным показателем в предыдущие периоды работы. Повышение показателя в течение периода исследования будет говорить о постоянном улучшении производственной, сбытовой, финансовой работы компании. Снижение же будет указывать на сокращение эффективности основной и неосновной деятельности компании [15].
Еще одним показателем рентабельности является маржа валовой прибыли. Валовая прибыль рассчитывается как выручка минус себестоимость проданных товаров, а маржа валовой прибыли рассчитывается как соотношение валовой прибыли и выручки компании за тот же период.