Файл: Разработка регламента выполнения бизнес-процесса «изучение демографических данных».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Редактор «Ramus Educational» - кроссплатформенная система моделирования и анализа бизнес-процессов. В функционал редактора входят:

  • разработка графических моделей бизнес-процессов (поддерживаются нотации IDEF0 и DFD);
  • разработка систем классификации и кодирования (с привязкой к моделям процессов);
  • формирование отчётности по моделям и системе классификации (в виде регламентов бизнес-процессов, должностных инструкций и т.п.).

Редактор «Dia» - это свободный кроссплатформенный редактор диаграмм, часть GNOME Office, но может быть установлен независимо. Он может быть использован для создания различных видов диаграмм: блок-схем алгоритмов программ, древовидных схем, статических структур UML, баз данных, диаграмм сущность-связь, радиоэлектронных элементов, потоковых диаграмм, сетевых диаграмм и других [9].

Для выбора инструментального средства необходимо выделить критерии, по которым выбор будет осуществляться:

  1. Поддержка нотаций IDEF0, DFD, IDEF3.
  2. Кроссплатформенность.
  3. Проверка нотации.
  4. Формирование отчетности.

Проанализируем инструментальные средства по выделенным критериям. Результат представлен в таблице 1.

По результатам проведенного анализа наибольшее соответствие показало CASE-средство Bpwin process modeler, которое будет использовано для моделирования бизнес-процессов предметной области.

Таблица 1

Анализ инструментальных средств

Критерий

MS Visio

Bpwin

Ramus

Dia

Поддержка IDEF0

+

+

+

+

Поддержка DFD

+

+

+

+

Поддержка IDEF 3

-

+

-

-

Кроссплатформенность

-

-

+

+

Проверка правильности применения нотации

-

+

-

-

Формирование отчетности

-

+

+

-

Итого

2

5

4

3

Существует ряд нотаций, используемых в структурном подходе. Это нотации IDEF0, DFD, IDEF3. Нотация IDEF0 имеет жесткие правила создания модели бизнес-процесса. Эта нотация позволяет представить изменение информационных, денежных и материальных потоков при прохождении бизнес-процессов. Несмотря на сложности нотации, ее преимуществом является наглядность и понятность модели бизнес-процесса [10].


Нотация DFD используется для моделирования потоков данных, которые сопровождают бизнес-процессы. Эта нотация применяется для моделирования бизнес-процессов при разработке программного обеспечения и баз данных.

Нотация IDEF3 позволяет представить процессы предметной области в виде работ. Получившаяся модель показывает логику выполнения работ [6].

Для моделирования бизнес-процессов выбрана нотация IDEF0, поскольку она позволяет рассмотреть процесс комплексно, обладает неизбыточной детализацией и включает все необходимые инструменты.

  1. Моделирование бизнес-процессов «как есть»

Рассмотрим бизнес-процессы предметной области с помощью методов структурного анализа. Модели бизнес-процессов будут представлены с помощью методологии IDEF0. На рисунке 2 представлена контекстная диаграмма бизнес-процесса изучения демографических данных. Управление бизнес-процессом осуществляется согласно инструкциям. Механизмом процесса является сотрудник органов статистики. Входным информационным потоком являются результаты переписей населения. Выходным информационным потоком являются итоговые демографические показатели.

Рассмотрим декомпозицию бизнес-процесса, представленную на рисунке 3. Изучение демографических данных начинается с сортировки данных переписи населения. Отсортированные данные передаются для расчета статистических показателей. На основании проведенных расчетов проводится исследование демографических показателей.

Рисунок 2. Контекстная диаграмма бизнес-процесса изучения демографических данных

Рисунок 3. Декомпозиция бизнес-процесса изучения демографических данных

На рисунке 4 представлена декомпозиция бизнес-процесса сортировки данных. Сотрудники органов статистики осуществляют разработку признаков для сортировки данных переписи населения. В соответствии с разработанными признаками создаются регистры, в которых будут сгруппированы бланки переписи населения. Затем специалисты осуществляют разбор бланков и группировку по регистрам.

На рисунке 5 представлена модель бизнес-процесса подсчета демографических данных. Для каждого бланка переписи населения заполняется учетная ведомость. На основании заполненных ведомостей рассчитывают статистические показатели. Рассчитанные статистические показатели вносятся в отчетные формы.


На рисунке 6 представлена модель бизнес-процесса подготовки результатов исследования. Специалист органов статистики сравнивает полученные демографические показатели с показателями предыдущих периодов. В ходе сравнения могут быть выявлены отклонения в ту или иную сторону. Специалист описывает причину отклонений и вносит ее в отчет по результатам исследования.

Рисунок 4. Модель бизнес-процесса сортировки данных переписи населения

Рисунок 5. Модель бизнес-процесса подсчета демографических данных

Рисунок 6. Подготовка результатов исследования

Практическая часть

  1. Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов

Проанализируем выполнение бизнес-процесса изучения демографических данных. По результатам моделирования бизнес-процессов можно сделать вывод о том, что наиболее трудозатратными и ресурсоемкими процессами являются:

  1. Сортировка бланков переписи населения.
  2. Внесение данных каждого бланка в учетную ведомость.
  3. Расчет показателей.
  4. Сравнение показателей текущего и предыдущих периодов
  5. Оформление отчета по проведённому исследованию.

Поскольку учетные ведомости представляют собой бумажные документы, специалисту органов статистики необходимо вручную сортировать бланки и вносить данные каждого бланка в ведомость. Чем большее количество бланков переписи необходимо обработать, тем большее количество документов необходимо заполнить.

После заполнения бланков документов проводятся расчеты, которые являются затратными по времени, поскольку этот процесс не автоматизирован и проводится вручную.

Также вручную осуществляется сравнение полученных показателей и показателей прошлых периодов. Для этого необходимо сделать запрос отчетов за прошлые периоды в архиве.

Затем необходимо сформировать отчет по проделанной работе, в котором будут отражены результаты исследований.

На основании перечисленного можно сформировать ряд недостатков, выявленных в результате анализа бизнес-процессов [5]:


  1. Отсутствие единого хранилища данных переписи населения.
  2. Высокие временные затраты на обмен данными между отделами организации.
  3. Высокие временные затраты на сортировку результатов переписи населения.
  4. Высокие временные затраты на формирование документооборота (учетные ведомости).
  5. Любой сотрудник имеет доступ к бумажному носителю документа, что влечет за собой порчу, потерю и другие недопустимые действия.
  6. Высокие временные затраты на поиск нужного документа, даже в условиях четкой организации хранения.
  7. Необходимость увеличения площади архива, где будут храниться документы.

В связи с перечисленными недостатками, необходимо организовать единое хранилище данных, в котором будут учитываться данные переписи населения. Доступ к хранилищу данных должен быть у сотрудников отдела статистики.

Ручной способ исследования демографических данных обладает следующими недостатками [7]:

  1. Высокие временные затраты на сбор полученных данных.
  2. Высокие временные затраты на проведение расчетов.
  3. Высокая вероятность совершения ошибки в расчетах.
  4. Высокие временные затраты на оформление документации.

Ввиду перечисленных недостатков, к единому хранилищу данных необходимо добавить функционал, автоматизирующий процесс расчета демографических показателей, а также анализа данных за текущий и предыдущие периоды [8].

После ввода в действие перечисленных изменений, бизнес-процесс станет проще и будет осуществлен в ходе следующих действий:

  1. Ввод данных переписи населения.
  2. Выбор признака группировки данных.
  3. Расчет демографических показателей.
  4. Формирование отчета.

Перечисленные действия занимают значительно меньше времени, чем неавтоматизированный способ изучения демографических данных. Основные трудозатраты в этом процессе приходятся на ввод данных, которые являются параметрами для расчета итоговых показателей.

  1. Моделирование бизнес-процессов «как должно быть»

Для устранения перечисленных недостатков необходимо внедрить информационную систему, в которой будет осуществляться изучение демографических данных. Рассмотрим изменения в бизнес-процессах, которые появились в результате внедрения информационной системы. На рисунке 7 представлена контекстная диаграмма бизнес-процесса. Управление бизнес-процессом осуществляется согласно инструкциям. Механизмами процесса являются сотрудник органов статистики и информационная система. Входным информационным потоком являются результаты переписей населения. Выходным информационным потоком являются итоговые демографические показатели.


Рассмотрим декомпозицию бизнес-процесса, представленную на рисунке 8. Изучение демографических данных начинается с ввода данных переписи населения в информационную систему. Введенные данные используются для расчета статистических показателей. На основании проведенных расчетов проводится исследование демографических показателей.

На рисунке 9 представлена декомпозиция бизнес-процесса ввода данных переписи населения в информационную систему. Сотрудник открывает форму ввода данных в информационной системе, вводит данные бланка переписи населения и сохраняет введенные данные.

На рисунке 10 представлена модель процесса осуществления расчетов показателей демографических данных. Информационная система осуществляет выборку данных за заданный период времени. Затем проводятся расчеты показателей выбранных данных. Рассчитанные показатели отражаются в

Рисунок 7. Контекстная диаграмма бизнес-процесса изучения демографических данных

Рисунок 8. Декомпозиция бизнес-процесса изучения демографических данных

Рисунок 9. Модель бизнес-процесса ввода данных в систему

Рисунок 10. Модель процесса осуществления расчетов

отчетной форме, сформированной информационной системой.

На рисунке 11 представлена модель бизнес-процесса подготовки результатов исследования. Информационная система сравнивает полученные демографические показатели с показателями предыдущих периодов. В ходе сравнения могут быть выявлены отклонения в ту или иную сторону. Специалист описывает причину отклонений и вносит ее в отчет по результатам исследования.

Рисунок 11. Модель бизнес-процесса подготовки результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения курсовой работы был описан процесс изучения демографических данных. Были рассмотрены методы изучения демографических данных, основные показатели и методы расчетов.

Далее был осуществлен выбор CASE-средства для моделирования бизнес-процесса. Для моделирования бизнес-процессов предметной области был выбран системный подход, который включает следующие нотации: IDEF0, DFD, IDEF3. Для моделирования бизнес-процессов выбрана нотация IDEF0, поскольку она позволяет рассмотреть процесс комплексно, обладает неизбыточной детализацией и включает все необходимые инструменты.